Порядок аттестации аудиторов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы ─ рассмотреть порядок аттестации аудиторов в России.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита;
– раскрыть квалификационные требования к аудиторам;
– охарактеризовать систему аттестации аудиторов в Российской Федерации;
– показать роль квалификационного экзамена и квалификационного аттестата;
– изучить проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ 6
1.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита 6
1.2 Квалификационные требования к аудиторам 9
1.3 Система аттестации аудиторов в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН 18
2.1 Подготовка к квалификационному экзамену................................................18
2.2 Организация проведения квалификационного экзамена.............................19
2.3 Порядок проведения квалификационного экзамена...................................21
2.4 Выдача и аннулирование квалификационного аттестата...........................24
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ АУДИТОРОВ В РОССИИ.............................................................................................................26
3.1 Новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года......................26
3.2 Новые требования к действующим аудиторам.............................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО АУДИТУ.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ 6

1.1  Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита  6

1.2 Квалификационные требования к аудиторам  9

1.3 Система аттестации аудиторов в Российской Федерации  13

ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН 18

2.1 Подготовка к квалификационному  экзамену................................................18

2.2 Организация проведения квалификационного экзамена.............................19

2.3 Порядок проведения квалификационного экзамена...................................21

2.4 Выдача и аннулирование квалификационного аттестата...........................24

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ АУДИТОРОВ В РОССИИ.............................................................................................................26

3.1 Новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года......................26

3.2 Новые требования к действующим аудиторам.............................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 39

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема является актуальной в  связи с изменениями, происшедшими в проведении аттестации аудиторов. Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово - бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.

В течение первых 20 лет становления и развития профессии аудитора в России специалист, желающий заниматься аудиторской деятельностью, должен был сдать квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора по одной из четырех областей экономической деятельности: общеэкономическая деятельность; деятельность кредитных и банковских организаций; деятельность страховых организаций; деятельность финансовых организаций и организаций, работающих с ценными бумагами. В каждой из перечисленных областей имеются объективные особенности, которые обусловливают специфику проведения аудита в них. Если специалист хотел проводить аудит в другой экономической области, то он должен был заново сдавать квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора во вновь выбранной экономической области. Поэтому до последнего времени в России были аудиторы, обладающие аттестатами двух-трех типов.

В международной практике существует иной порядок. Квалификационный экзамен  на получение квалификационного  аттестата аудитора претендент сдает один раз. Это дает ему право де-юре вести аудиторскую деятельность в любой экономической области, а де-факто только в тех хозяйственных областях, бизнес-среда которых не различается значимыми отраслевыми особенностями и, как следствие, не оказывает существенного влияния на методику ведения аудита. В случае, если аудитор предполагает осуществлять аудит в тех экономических областях, которым присущи специфические особенности, оказывающие влияние на методику аудита, он должен дополнительно к тем знаниям, которые приобрел для сдачи квалификационного экзамена на аттестат аудитора, углубленно овладеть знаниями об особенностях, присущих той экономической области, в которой ему предстоит осуществлять аудит. Практически это те же экономические области, по которым в России необходимо было сдавать квалификационные экзамены и получать отдельные квалификационные аттестаты.

В данной работе будут  рассмотрены процедура аттестации аудиторов и условия допуска  к аудиторской деятельности.

Объектом исследования является  аттестация аудиторов в России на основе международных стандартов.

Предметом исследования является порядок проведения аттестации аудиторов в России.

Цель курсовой работы ─ рассмотреть порядок аттестации аудиторов в России.

Задачи курсовой работы:

– рассмотреть международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита;

– раскрыть квалификационные требования к аудиторам;

– охарактеризовать систему аттестации аудиторов в Российской Федерации;

– показать роль квалификационного экзамена и квалификационного аттестата;

– изучить проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов;

– показать пути совершенствования процесса аттестации бухгалтеров и аудиторов;

– изучить новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года.

Методы исследования: анализ результатов и их интерпретация; анализ литературы.

Данная тема широко разработана  в специальной экономической  литературе. При написании работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, такие как Закон РФ  «О  бухгалтерском   учете», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, экономическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ

1.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита

 

Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных и финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.

Бухгалтеры-аудиторы появились в  Великобритании в середине XIX в., где  в 1862 г. Вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г.., в США – в 1937 г. [11.C.37]

В Италии законную деятельность могут осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства 1992 г. только те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной техники и информатике. Соискателями звания аудитора могут стать специалисты с высшим экономическим, юридическим и коммерческим образовании при наличии не менее трех лет практического стажа.

В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 году, когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров.

В настоящее время в институт аудиторов входят более 6000 аудиторов  и 700 аудиторских организаций. Основным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включающее соблюдение этических норм.

Государственное влияние на аудиторскую деятельность в Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты ФРГ.

Во Франции имеются  две основные аудиторские организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, а вторые назначаются в обязательном порядке, согласно существующему законодательству об акционерных обществах комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки.

До начала ХХ века независимый аудит  в соединенных Штатах Америки строился по английской модели, предусматривающий детальные исследования данных баланса. В этой связи Р. Монтгомери назвал американский аудит этого раннего этапа «счетоводческим аудитом», отметив , что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 году и было посвящено аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов. [13.C.45]

Стандартизация аудита В США  началась с 1939 года, когда был учрежден комитет по аудиторским процедурам. До 1972 года вышло 54 положения. Комитет  преобразовался в Совет по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре № 1, которое действует и в настоящее время.

Несомненна  необходимость регламентирующего  документа, где были бы сформулированы национальные требования к уровню образования аудиторов. В системе МСА такого стандарта нет не потому, что данный вопрос не важен, просто IFAC (International Federation of Accountants)- Международная федерация бухгалтеров выпускает по этому вопросу отдельную подборку инструктивных и регулирующих материалов. У нас требования к образованию аудиторов сформулированы во Временных правилах, и в Правиле (стандарте) "Образование аудитора", как документе более низкого законодательного уровня, требования Временных правил могли бы лишь конкретизироваться и детализироваться, но содержать какие-либо новации Правило (стандарт) не могло. Многие из этих требований с сегодняшних позиций воспринимаются неоднозначно, например, вероятность того, что аудитором может быть лицо, имеющее юридическое образование, по нашему мнению, использовалось на практике редко- не так уж много профессиональных юристов разбираются в дебете и кредите. В силу ряда причин в бухгалтерский учет и аудит за последнее время пришло много специалистов с техническим образованием, которые вынуждены были для формального соблюдения аттестационных требований получить дополнительное высшее или среднее специальное образование. Вместе с тем давно говорят о необходимости введения требования относительно дополнительной послевузовской подготовки для тех, кто хочет получить аудиторский аттестат. Однако пока такое требование может быть лишь рекомендательным. Таким образом, российский стандарт, посвященный образованию, необходим, но документ этот может стать полноценным только в том случае, когда неоправданно жесткие и конкретные положения Временных правил будут заменены отсылочной нормой закона об аудите, передающей полномочия формулировать соответствующие требования в таком стандарте.

1.2 Квалификационные требования к аудиторам

 

Высокий уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Поэтому государство в лице органов, регулирующих аудиторскую деятельность, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, желающим заниматься аудиторской деятельностью, и к практикующим аудиторам.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

1) наличие документа  о высшем экономическом и (или)  юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

2) наличие стажа работы  по экономической или юридической  специальности не менее трех  лет. [11. C.123]

При этом Минфин России имеет  право устанавливать и дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.

Более подробно требования к уровню профессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определены Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол от 22.01.98 №2).

В соответствии с требованиями выделяют четыре элемента образования аудитора:

· базовое образование;

· практический опыт;

· специальное профессиональное образование;

· свободное  владение деловым русским языком. [8.C.126]

 Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством:

- высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;

- среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию.

Документами, подтверждающими  базовое образование, являются:

- диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

- диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю;

- диплом об окончании среднего специального учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому профилю. [7.C.137]

Информация о работе Порядок аттестации аудиторов в России