Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа
Цель курсовой работы ─ рассмотреть порядок аттестации аудиторов в России.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита;
– раскрыть квалификационные требования к аудиторам;
– охарактеризовать систему аттестации аудиторов в Российской Федерации;
– показать роль квалификационного экзамена и квалификационного аттестата;
– изучить проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ 6
1.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита 6
1.2 Квалификационные требования к аудиторам 9
1.3 Система аттестации аудиторов в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН 18
2.1 Подготовка к квалификационному экзамену................................................18
2.2 Организация проведения квалификационного экзамена.............................19
2.3 Порядок проведения квалификационного экзамена...................................21
2.4 Выдача и аннулирование квалификационного аттестата...........................24
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ АУДИТОРОВ В РОССИИ.............................................................................................................26
3.1 Новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года......................26
3.2 Новые требования к действующим аудиторам.............................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ 6
1.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита 6
1.2 Квалификационные требования к аудиторам 9
1.3 Система аттестации аудиторов в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН 18
2.1 Подготовка к
2.2
Организация проведения квалификационного
экзамена......................
2.3 Порядок проведения квалификационного
экзамена......................
2.4 Выдача и аннулирование квалификационного
аттестата.....................
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ
АУДИТОРОВ В РОССИИ........................
3.1 Новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года......................26
3.2 Новые требования к действующим
аудиторам.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Данная тема является актуальной в связи с изменениями, происшедшими в проведении аттестации аудиторов. Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово - бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.
В течение первых 20 лет становления и развития профессии аудитора в России специалист, желающий заниматься аудиторской деятельностью, должен был сдать квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора по одной из четырех областей экономической деятельности: общеэкономическая деятельность; деятельность кредитных и банковских организаций; деятельность страховых организаций; деятельность финансовых организаций и организаций, работающих с ценными бумагами. В каждой из перечисленных областей имеются объективные особенности, которые обусловливают специфику проведения аудита в них. Если специалист хотел проводить аудит в другой экономической области, то он должен был заново сдавать квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора во вновь выбранной экономической области. Поэтому до последнего времени в России были аудиторы, обладающие аттестатами двух-трех типов.
В международной практике существует иной порядок. Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора претендент сдает один раз. Это дает ему право де-юре вести аудиторскую деятельность в любой экономической области, а де-факто только в тех хозяйственных областях, бизнес-среда которых не различается значимыми отраслевыми особенностями и, как следствие, не оказывает существенного влияния на методику ведения аудита. В случае, если аудитор предполагает осуществлять аудит в тех экономических областях, которым присущи специфические особенности, оказывающие влияние на методику аудита, он должен дополнительно к тем знаниям, которые приобрел для сдачи квалификационного экзамена на аттестат аудитора, углубленно овладеть знаниями об особенностях, присущих той экономической области, в которой ему предстоит осуществлять аудит. Практически это те же экономические области, по которым в России необходимо было сдавать квалификационные экзамены и получать отдельные квалификационные аттестаты.
В данной работе будут
рассмотрены процедура
Объектом исследования является аттестация аудиторов в России на основе международных стандартов.
Предметом исследования является порядок проведения аттестации аудиторов в России.
Цель курсовой работы ─ рассмотреть порядок аттестации аудиторов в России.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита;
– раскрыть квалификационные требования к аудиторам;
– охарактеризовать систему аттестации аудиторов в Российской Федерации;
– показать роль квалификационного экзамена и квалификационного аттестата;
– изучить проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов;
– показать пути совершенствования процесса аттестации бухгалтеров и аудиторов;
– изучить новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года.
Методы исследования: анализ результатов и их интерпретация; анализ литературы.
Данная тема широко разработана в специальной экономической литературе. При написании работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, такие как Закон РФ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, экономическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту.
Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных и финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.
Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в., где в 1862 г. Вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г.., в США – в 1937 г. [11.C.37]
В Италии законную деятельность могут осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства 1992 г. только те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной техники и информатике. Соискателями звания аудитора могут стать специалисты с высшим экономическим, юридическим и коммерческим образовании при наличии не менее трех лет практического стажа.
В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 году, когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров.
В настоящее время в институт аудиторов входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций. Основным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включающее соблюдение этических норм.
Государственное влияние на аудиторскую деятельность в Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты ФРГ.
Во Франции имеются две основные аудиторские организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, а вторые назначаются в обязательном порядке, согласно существующему законодательству об акционерных обществах комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки.
До начала ХХ века независимый аудит в соединенных Штатах Америки строился по английской модели, предусматривающий детальные исследования данных баланса. В этой связи Р. Монтгомери назвал американский аудит этого раннего этапа «счетоводческим аудитом», отметив , что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 году и было посвящено аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов. [13.C.45]
Стандартизация аудита В США началась с 1939 года, когда был учрежден комитет по аудиторским процедурам. До 1972 года вышло 54 положения. Комитет преобразовался в Совет по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре № 1, которое действует и в настоящее время.
Несомненна необходимость
Высокий уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Поэтому государство в лице органов, регулирующих аудиторскую деятельность, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, желающим заниматься аудиторской деятельностью, и к практикующим аудиторам.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
1) наличие документа
о высшем экономическом и (или)
2) наличие стажа работы
по экономической или
При этом Минфин России имеет право устанавливать и дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.
Более подробно требования к уровню профессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определены Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол от 22.01.98 №2).
В соответствии с требованиями выделяют четыре элемента образования аудитора:
· базовое образование;
· практический опыт;
· специальное профессиональное образование;
· свободное владение деловым русским языком. [8.C.126]
Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством:
- высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;
- среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию.
Документами, подтверждающими базовое образование, являются:
- диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;
- диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю;
- диплом об окончании среднего специального учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому профилю. [7.C.137]