Понятия денежные средства и учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – дать определение и характеристику понятия денежные средства и учет денежных средств.
Задачами дипломной работы является охарактеризовать бухгалтерский учет следующих понятий:
Расчеты при помощи векселей;
Учет наличности в кассе;
Учет наличности на расчетном счете;
Учет наличности на валютном счете;
Учет денежных средств на официальных счетах;
Учет денежных переводов в пути;
Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика денежных средств 5
Глава 2. Расчеты при помощи векселей 7
Глава 3. Учет наличности в кассе 9
Глава 4. Учет наличности на расчетном счете 17
Глава 5. Учет наличности на валютном счете 23
Глава 6. Учет денежных средств на специальных счетах в банках 26
Глава 7. Учет денежных переводов в пути 31
Глава 8. Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим  самостоятельный баланс и др.

      Порядок открытия расчетного счета регламентирован  инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.

      На  расчетном счете сосредотачиваются  свободные денежные средства и поступления  за реализованную продукцию, выполненные  работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

      С расчетного счета производятся почти  все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение  задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для  выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

      В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).

      При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

      Прием и выдача денег или безналичные  перечисления производятся банком на основании документов специальной  формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный  чек, платежное требование - поручение.

      Предприятие периодически (ежедневно или в  другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке  банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

      Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

      Выписка банка заменяет собой регистр  аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все  приложенные к выписке документы  гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

      На  полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются  коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

      Полученная  из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

      Синтетический учет операций по расчетному счету  бухгалтерия предприятия ведет  на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств  предприятия на начало месяца, поступления  наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

      Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты  по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

      Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

      Обязательное  условие для заполнения регистров - использование одной строки для  каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

     Для осуществления безналичных расчетов и хранения временно свободных денежных средств субъекты открывают текущие  и другие (валютные) расчетные счета  в зависимости от вида и характера их деятельности. Расчетному счету банк присваивает номер (ИИК), который сообщается представителю субъекта.

     Операции  по снятию денежных средств с расчетного счета банк производит по письменному  распоряжению владельца счета (платежное поручение, денежный чек, письменных согласий при оплате документов поставщиков и подрядчиков), а также по документам, взыскиваемым денежные средства в бесспорном порядке (по решению арбитража, суда, налоговых органов).

     В сроки (ежедневно, через день, еженедельно  и т.д.) согласованные между субъектом  и банком, субъект забирает выписку  со своего расчетного счета с приложением  подтверждающим каждую операцию по данной выписки. В конце года банк и клиент производят сверку наличности на расчетном счете.

     Учет  по расчетным счетам ведется на бухгалтерских  счетах Раздела IV подраздела 44, если расчетный  счет в национальной валюте, и подраздела 43 если расчетный счет валютный.

     Данные  по выписке банка заносятся в журнал-ордер №2 по кредиту и ведомость №2 по дебету счетов. В конце месяца итоговые данные переносятся в Главную книгу.

     В соответствии с действующим законодательством  все субъекты обязаны хранить  денежные средства на расчетном счете  в обслуживающем их учреждении банка. Расчетный счет открывается на основании следующих документов:

    • заявление на открытом счете;
    • карточка с образцами подписей и оттиска печати;
    • справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;
    • копия свидетельства о государственной регистрации;
    • копия устава;
    • копия учредительного договора (при числе учредителей более одного).

    Операции  по расчетному счету регулируется действующим  законодательством и производится, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств. С согласия (акцепта) владельца счета осуществляется списание денежных средств по платежным требованиям-поручениям поставщиков и подрядчиков. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок списания средств по распоряжениям взыскателей.

        Все платежи со счетов субъектов,  включая платежи в бюджет и  выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Очередность платежей по обязательствам субъектов, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка.

      Требования  к содержанию расчетных документов определяет Национальный банк Республики Казахстан.

    Субъект может оспаривать правильность списания средств путем обращения к  взыскателю, а в соответствующих  случаях – путем предъявления иска. Претензии по расчетам направляются предприятием в обслуживающее учреждение банка.

      Учет  операций по расчетному счету ведется  на счете 441 «Наличность на расчетном  счете». По счетам субъектов банк открывает  лицевые счета (в двух экземплярах  под копировальную бумагу). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй – лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок». Каждое исправление в выписках должно быть заверено подписями исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено оттиском печати банка. На документах прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются выписки, с включением кода операционного работника, подписавшего выписку и календарный штемпель с указанием даты записи данных документов по лицевому счету. Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом, лицам, имеющим право первой или второй подписи или другим работниками по доверенности субъекта.

 

    Глава 5. Учет наличности на валютном счете 

      Операции  с иностранной валютой могут  осуществлять любые предприятия. С  этой целью необходимо открыть в  банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Казахстан и на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

      Работая по договорам-контрактам, заключенным  российскими предприятиями - участниками  внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.

      К поручению на обязательную продажу  валюты прилагается платежное поручение  для возмещения рублевого эквивалента  проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в тенговом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РК) - на расчетный счет.

При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.

        Основными первичными документами  для ведения валютных операций  являются:

    1. поручение на обязательную продажу  валюты;

    2. платежное поручение на ведение безналичных расчетов.

            Для получения валюты наличными  также применяется чековая книжка. Кстати, в основном выплата в  наличной валюте - на командировки, т.к. в РК расчеты в иностранной  валюте запрещены.

Информация о работе Понятия денежные средства и учет денежных средств