Понятие, виды и порядок проведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

Все явления, происходящие в нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это в полной мере относится и к объектам бухгалтерского учета, которые находятся в постоянном движении.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………2
2. Понятие инвентаризации, ее значение и виды………………..3-4
3.Понятие переоценки и отражение ее в учете……………………….5
4. Основные задачи учета инвентаризации и переоценки, их нормативно-правовое регулирование………………………………………………………5-6
5. Порядок проведения и бухгалтерский учет результатов инвентаризации……………………………………………6-9
6. Бухгалтерский учет инвентаризации, дебет и кредит задолженности…………………………………………………………….9-10
7. Формирование бухгалтерской отчетности…………………11-12
8. Состав и характеристика бухгалтерской отчетности………………12-13
9. Заключение……………………………………………………….14
10.Список используемой литературы …………………………………..15

Файлы: 1 файл

Понятие, виды и порядок проведения инвентаризации.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

дата утверждения  результатов руководителем и  дата принятия мер по недостаче (погашение недостачи или передача дела в следственные органы). 

Бухгалтерский учет инвентаризации, дебет и кредит задолженности 

     У предприятия могут находиться в эксплуатации объекты основных средств на условиях аренды или долгосрочной аренды. Если основные средства находятся на условиях аренды, то указанные объекты учитывают за балансом предприятия на счете 001 «Арендованные основные средства».

     Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РК в следующем порядке:

1. Основные средства, материальные ценности, денежные  средства и другое имущество,  оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства»,

Дебет 10 «Материалы»,

Дебет 41 «Товары»,

Дебет 43 «Готовая продукция»,

Дебет 50 «Касса»,

Кредит 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

2. Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

· Отражение  на счетах недостачи, выявленной при  инвентаризации:

а)Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,Кредит 01 «Основные средства»,

Кредит 10«Материалы»,

Кредит 41«Товары»,

Кредит 43«Готовая продукция»,

Кредит 50«Касса»;

б) в розничных  торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 41 «Товары»,

Кредит 42 «Торговая наценка» (способом «Красное сторно»).

· Списание недостачи  в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20«Основное  производство»,

Дебет 23«Вспомогательное производство»,.

Дебет 25«Общепроизводственные  расходы»,

Дебет 26«Общехозяйственные расходы»,

Дебет 29«Обслуживающие производства»,

Дебет 44«Расходы на продажу»,

Кредит 94«Недостачи и потери от порчи ценностей».

· Списание недостачи  за счет виновного лица:

а)Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

б)разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2:

Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию  с виновных лиц, и  балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

в)погашение  задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию  с виновных лиц, и  балансовой стоимостью по недостачам ценностей»,

Кредит 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»;

г)восстановление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) со стоимости недостающих активов:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

д)отнесение  суммы налога на добавленную стоимость (НДС) навиновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

е)возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50«Касса», субсчет 1 «Касса организации»,

Дебет 70«Расчеты с персоналом по оплате труда»,

Кредит 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

субсчет 2«Pacчеты по возмещению материального  ущерба».

*Списание недостачи  на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и  расходы, субсчет 2 «Прочие  расходы», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

* Списание недостачи  на финансовые результаты, виновники  которых по решению суда не  установлены:

а) на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 10 «Материалы», Кредит 41 «Товары» и  др.;

б) на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

в) списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и  расходы, субсчет 2 «Прочие  расходы», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть одного и того же наименования, в тождественных количествах, за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Руководитель организации принимает окончательное решение. Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

Формирование  бухгалтерской отчетности 

     Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Так как переоценка проводится один раз в год по состоянию на 1 января, то ее результаты отражаются в бухгалтерской отчетности на начало года (п. 15 ПБУ 6/01). Включать результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не нужно. Таким образом, в случае проведения переоценки данные бухгалтерского баланса на начало года (на 1 января) не будут совпадать с данными баланса на конец предыдущего года (на 31 декабря). При проведении переоценки первоначальная стоимость объекта может измениться в сторону как увеличения (дооценка), так и уменьшения (уценка).

     Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки объекта основных средств зависит от того, переоценивался раньше этот объект или эта переоценка является для него первой.

     Если объект раньше не переоценивался, то сумма его дооценки зачисляется в добавочный капитал (кредит счета 83 "Добавочный капитал"). Для отражения результатов переоценки на счете 83 целесообразно открыть отдельный субсчет "Прирост стоимости основных средств в результате переоценки"; сумма его уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).Для этих целей на счете 84 также целесообразно открыть отдельный субсчет. Если вы делаете переоценку объекта, который раньше уже переоценивался, то порядок отражения результатов переоценки будет таким. При проведении дооценки:

-если объект  раньше дооценивался, то сумма  новой дооценки зачисляется в  добавочный капитал (счет 83);

-если объект  раньше уценивался, то сумма дооценки, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (счет 84).

При проведении уценки:

-если объект  раньше уценивался, то сумма новой  уценки относится на счет нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка) (счет 84);

-если объект  раньше дооценивался, то сумма  уценки в пределах величины  добавочного капитала, образованного  за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится в уменьшение добавочного капитала (счет 83). Если сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84.

Пример. По решению руководителя в организации произведена переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 г.

По данным бухгалтерского учета до переоценки:

восстановительная стоимость объекта - 200 000 руб.;

сумма начисленной  амортизации - 50 000 руб.

Рыночная стоимость  объекта по состоянию на 1 января 2006 г. - 150 000 руб.

В результате предыдущих дооценок на добавочный капитал (счет 83) отнесена сумма 40 000 руб.

Коэффициент пересчета  составит 0,75 (150 000 руб. : 200 000 руб.).

Сумма пересчитанной амортизации - 37 500 руб. (50 000 руб. х 0,75).

Разница между  суммой накопленной амортизации  и суммой пересчитанной амортизации -12 500 руб. (50 000 руб. - 37 500 руб.).

Сумма уценки объекта  составит 37 500 руб. ((200 000 руб. - 150 000 руб.) - (50 000 руб. -37 500 руб.)). Всю эту сумму  необходимо отнести в дебет счета 83.

В бухгалтерском  учете по состоянию на 1 января 2007 г. должны быть сделаны следующие  проводки:

Д-т счета 02 - К-т счета 01-12 500 руб. - корректируется сумма амортизации;

Д-т счета 83 - К-т счета 01 - 37 500 руб. - сумма уценки отнесена в уменьшение добавочного капитала. Подробно порядок отражения в учете результатов переоценки приведен в п. 48 Методических указаний по учету основных средств. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (п. 15 ПБУ 6/01). Очевидно, что для выполнения этого требования в бухгалтерии должны быть в наличии документы, подтверждающие сумму дооценки по списываемому объекту основных средств. В частности, информация о произведенных переоценках должна быть отражена в карточках учета основных средств (в формах N N ОС-6, ОС-ба, ОС-66 предусмотрены отдельные графы для отражения сведений о произведенных переоценках). 
 

Состав  и характеристика бухгалтерской отчетности 

      Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма №1), Отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета об изменениях капитала (форма №3), Отчета о движении денежных средств (форма №4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности. В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию информации об изменениях учетной политики, оказавших влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных факторов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие осуществляется путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Информация о работе Понятие, виды и порядок проведения инвентаризации