Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности управленческого учёта. Для этого поставлены следующие задачи:
Рассмотреть предмет и функции управленческого учёта
Изучить организацию управленческого учёта
Рассмотреть применение методов управленческого учета в промышленной организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы управленческого учета………………………......5
Понятие управленческого учета, его предмет и функции………………5
Объекты и методы управленческого учета организации………………11
Взаимодействие финансового и управленческого учета………………15
Управленческий учет в организации как необходимая часть бухгалтерского учета в современных условиях………………………...22
Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия……………………………………………………………….22
Классификация затрат в управленческом учете………………………...28
Организация управленческого учета на промышленном предприятии.42
Применение методов калькулирование себестоимости на предприятиях промышленной отрасли……………………………………………….. ...42
Планирование в системе управленческого учета……………………….46
Система записей хозяйственных операций на счетах управленческого учета……………………………………………………………………......55
Заключение…………………………………………………………………...61
Список использованной литературы………………………………………..62
Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте ограничиваются
учетом затрат по каждому переделу.
В бухгалтерских записях
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.
Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.).
По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.
В Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена следующая типовая группировка расходов по статьям калькуляции:
1) "Сырье и материалы";
2) "Возвратные отходы" (вычитаются);
3) "Покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги
4) "Топливо и энергия на технологические цели";
5) "Заработная плата производственных рабочих";
6) "Отчисления на социальные нужды",
7) "Расходы на подготовку и освоение производства";
8) "Общепроизводственные расходы";
9) "Общехозяйственные расходы";
10) "Потери от брака";
11) "Прочие производственные расходы";
12) "Расходы на продажу".
Различают следующие показатели себестоимости продукции (работ, услуг): полная производственная себестоимость, неполная (сокращенная) производственная себестоимость, полная себестоимость реализованной продукции, неполная себестоимость реализованной продукции.
Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг) включает все расходы на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (сырье и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций и др.).
Неполная (сокращенная) производственная себестоимость исчисляется без учета общехозяйственных расходов.
Полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из полной производственной и себестоимости продукции и расходов на продажу.
Неполная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) включает в себя неполную производственную себестоимость продукции и расходы на продажу.
Итог первых 11 статей
образует производственную себестоимость
продукции, а итог всех 12 статей - полную
себестоимость реализованной
Все приведенные показатели себестоимости могут быть показателями фактической себестоимости или нормативной (плановой).
Одним из основных показателей
работы предприятия является себестоимость
продукции. Исчисление себестоимости
единицы отдельных видов
Плановые калькуляции
определяют среднюю себестоимость
продукции или выполненных
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года - выше.
Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.
Планирование - процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием - самое детализированное планирование.
Бюджетирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. В свою очередь оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно корректируются по каждому подразделению - центру ответственности, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план. Бюджет - план или смета - финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций. При составлении бюджетов стараются применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, для облегчения сравнения плановых и фактических показателей.
В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Необходимо понимать, что выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, — это вовсе не дело вкуса; продолжительность бюджетного периода достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует. Обычно ключевым принципом, на основе которого определяется длительность бюджетного периода, является примат стратегического планирования над оперативным управлением. Иначе говоря, текущая деятельность компании определяется стратегическими целями ее развития, а не наоборот.
Данное положение имеет совершенно определенную практическую значимость при выборе сроков бюджетного планирования. Двумя крайностями, которых необходимо избегать, являются:
Недостатки этого подхода очевидны. Бюджетирование имеет две основных составляющих: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую. В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса. Это относится, например, к долгосрочным инвестиционным программам, конкурентной политике, связанной с агрессивным ценообразованием и сбытовой экспансией, и пр. Например, при сопоставлении бюджетных показателей отчетного и прошлого краткосрочных (месячных, квартальных) бюджетных периодов может создаться впечатление, что компания понесла убытки вследствие необоснованного занижения цен — это со всей очевидностью покажет анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль».
Для текущего момента
времени это может
Можно ли на этой основе делать вывод о резком росте производственной и финансовой эффективности? Разумеется, нет, так как получению эффекта от инвестиций предшествовали крупномасштабные вложения, которые в прошлых бюджетных периодах фиксировались лишь как затраты, не дающие никакого эффекта (ухудшали баланс денежных поступлений и расходов, снижали ликвидность и пр.).
Следует помнить, что на средних и крупных предприятиях бюджетный процесс — это регулярная работа ряда управленческих служб, каждая из которых выполняет свою роль по принципу «сдержек и противовесов», чтобы бюджет получился сбалансированным. Так, финансово-экономическая служба играет партию «скупого рыцаря», который для поддержания финансовой стабильности постоянно урезает расходы прочим управленческим службам (планово-экономическому управлению, управлению капитального строительства, управлению маркетинга и сбыта и пр.). В этой связи, наличие на предприятии лишь краткосрочного планирования приводит к тому, что объективно в первую очередь сокращаются расходы на долгосрочные программы, что впоследствии может иметь плачевные результаты для производственного и рыночного потенциала компании.
Контрольно-стимулирующая функция бюджета также «пробуксовывает» при отсутствии долгосрочного планирования. Система материального стимулирования подразделений и их руководителей основывается на итогах выполнения плана (бюджета), иначе говоря, структурные подразделения предприятия премируются за позитивные отклонения от запланированных бюджетных показателей (снижение удельных затрат, превышение объемов продаж и пр.). Ограничение бюджетного планирования рамками текущего управления неизбежно приведет к тому, что руководство подразделений будет заинтересовано, в первую очередь, в максимизации текущих показателей деятельности, даже если это идет в ущерб средне- и долгосрочной перспективе развития.
Таким образом, нарушается принцип «обратной связи» (feedback) — руководитель подразделения при подведении итогов всегда может сослаться на непредвиденные обстоятельства, возникшие за время бюджетного периода. Бюджет из обязательного плана превращается в набор благих пожеланий.
Из вышесказанного вытекает, что наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета в компании в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.
Сочетание стратегического и текущего планирования на основе одновременного составления двух или трех бюджетов, различающихся по степени длительности, показано на схеме 1.
Схема 1. Комбинированный подход к бюджетированию:
сочетание стратегического
и текущего планирования
Итак, основой составления сводных бюджетов является стратегический план, который определяет основные приоритеты и цели развития (в том числе в количественном выражении) и намечает механизмы достижения поставленных целей. На основе стратегического плана разрабатываются три сводных бюджета: один краткосрочный бюджет и два долгосрочных бюджета (бюджет развития и индикативный «скользящий» бюджет). Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.
А. Краткосрочный бюджет (1-3 месяца). Для российских предприятий наиболее оптимальным сроком краткосрочного (текущего) бюджетирования является 3 месяца (квартал). Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности (квартальных сводных финансовых отчетов, представляемых в налоговую инспекцию), что в значительной степени облегчает работу бухгалтерии предприятия, являющейся основным «информационным» центром предприятия. Для краткосрочного бюджета характерны:
Информация о работе Понятие управленческого учета, его предмет и функции