Понятие и виды хозяйственного учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:30, лекция

Краткое описание

Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации хозяйственных процессов и явлений. Возникнув из потребностей человеческого общества, хозяйственный учет постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему данным общественным строем.

Файлы: 1 файл

Лекции по ТБУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

   

     Под сырьем понимают продукцию  сельского хозяйства и добывающих  отраслей промышленности, а под  материалами -продукцию обрабатывающих отраслей.

   

     Материалы по их роли в процессе  изготовления продукции делятся  на две группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы. Первая группа составляет вещественную основу продукта, а вторая - используется для выполнения определенных функций. Например, вспомогательные материалы могут создавать нормальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители), использоваться для хозяйственных целей.

   

     Топливо относится к вспомогательным материалам, но поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учете его выделяют в отдельную группу.

   

     Полуфабрикаты - предметы труда, которые прошли обработку в одном или нескольких цехах предприятия, но подлежат дальнейшей обработке на данном предприятии или вне его.

   

     Незавершенное производство- предметы труда, находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.

   

К оборотным  средствам сферы производства относят часть средств труда,

   

стоимость которых меньше определенного лимита. В бухгалтерском учете их принято  называть малоценными и быстроизнашивающимися  предметами (МБП).

   

     Предметы труда в бухгалтерском  учете называют оборотными средствами сферы производства.

   

     В сфере обращения находятся основные и оборотные средства (рис. 2.4).     Основные средства, используемые в сфере обращения, представлены зданиями и оборудованием отделов снабжения и маркетинга. Оборотные средства сферы обращения включают предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах.

   

Рис. 2.4. Группировка средств  сферы обращения

   

 

                                                                      Средства сферы обращения
          Основные средства    Оборотные средства
        Предметы  обращения    Денежные  средства    Средства  в расчетах

   

   

   

   Предметы обращения - готовая продукция на складе предприятия, предназначенная для реализации, и товары отгруженные. Товары отгруженные - это готовая продукция, отправленная покупателям, но еще не оплаченная ими.

   

     Денежные средства предприятия находятся на счетах в банках. С них производятся расчеты с поставщиками и покупателями, с банками, финансовыми органами путем безналичных перечислений. Наличные деньги могут находиться в кассе предприятия в пределах установленного лимита.

   

     Средства в расчетах - долги других предприятий или лиц данному предприятию. Такая задолженность называется дебиторской, а сами должники - дебиторами.

   

     Имущество предприятия, находящееся  во внепроизводственной сфере, представлено основными средствами ЖКХ, детских, оздоровительных, лечебных учреждений и др. Основное назначение этой группы имущества - создание благоприятных условий для воспроизводства рабочей силы.

   

     Отвлеченные средства - это учетные объекты, которые по каким-либо причинам выбыли из кругооборота средств предприятия (рис. 2.5).

   

Рис.2.5. Группировка отвлеченных  средств.

   

Отвлеченные средства за счет прибыли - суммы, перечисленные  в доход бюджета  в виде налогов, а также направленные на образование специальных фондов предприятия.

   

     Убытки - это потеря средств из-за  нерационального ведения хозяйства,  стихийных бедствий.

   

     Финансовые вложения - долгосрочные  и краткосрочные вложения денежных  средств или имущества в другие  предприятия с целью получения дохода.

   

     Классификацию имущества хозяйства  по сферам нахождения можно 

   

представить в следующем виде (рис. 2.6).

   

Рис. 2.6. Группировка имущества  хозяйства по сферам нахождения

         Классификацию имущества хозяйства  по сферам нахождения можно

    представить в следующем виде (рис. 2.6).

   Имущество
   Сфера производства    Сфера обращения    Внепроизвод-ственная сфера    Отвлеченные средства
   Предметы  труда    Основные  средства    Основные  средства    Убытки
   Основные  средства и нематериальные активы        Оборотные средства       
   Финансовые  вложения
 
 

         ООтвлеченные средства - это учетные объекты, которые по каким-либо причинам выбыли из кругооборота средств предприятия (рис. 2.5).

    Рис.2.5. Группировка отвлеченных  средств.

    Отвлеченные средства за счет прибыли - суммы, перечисленные в доход бюджета  в виде налогов, а также направленные на образование специальных фондов предприятия.

         Убытки - это потеря средств из-за  нерационального ведения хозяйства,  стихийных бедствий.

         Финансовые вложения - долгосрочные  и краткосрочные вложения денежных средств или имущества в другие предприятия с целью получения дохода.

   Отвлеченные средства

   

   

   

   Отвлеченные средства за счет прибыли

   
 
   Убытки
 
   Финансовые  вложения
   
   Источники
   Собственные    Привлеченные
   Уставный  капитал    Обязательства по распределению валового внутреннего продукта
   Целевые финансирование и поступления     
   Прибыль    Займы и кредиты
   Амортизационный фонд    Кредиторская  задолженность
   Резервный капитал     
   Фонды     
 
 
 
 
 

   Группировка имущества по источникам образования  показывает, за счет каких источников средства образованы и для каких целей предназначены (рис. 2.7).

   Все источники образования средств  хозяйства подразделяются на собственные  и привлеченные (заемные).

         К собственным источникам образования относятся уставный капитал, прибыль, резервы, фонды, целевые финансирование и поступления, амортизация.

        Уставный капитал - стоимость имущества, которым владеет предприятие на

   момент  его создания (вклады учредителей  в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов и др.) для обеспечения его деятельности. Уставный капитал может изменяться.

       Прибыль -сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до конца отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств и др. Однако не вся прибыль является источником образования имущества, так как часть ее ачивается государству в виде налогов, а часть остается на предприятии для возобновления производства.

        На предприятии создаются из  прибыли специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение (фонды накопления, фонд потребления, резервный фонд).

        Резервы - собственные источники образования средств предприятия. Они создаются в ходе производственно-хозяйственной деятельности и используются по целевому назначению (резерв по сомнительным долгам, резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и т.д.).

       Целевые финансирование  и поступления - средства, поступившие от государства, других предприятий и физических лиц для осуществления целевых мероприятий.

        Амортизационный  фонд - аккумулированные средства предприятия на простое воспроизводство основных средств.

         К заемным (привлеченным) источникам образования средств относятся: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.

        Кредиты и займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.

        Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Краткосрочные (срокам до одного года) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной

   платы и т.д. Долгосрочные (сроком более  одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных  вложений в основные средства и технологии.

        Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам за товары и услуги по выданным векселям, по авансам полученным и др.

        Обязательства по распределению  валового внутреннего продукта - это задолженность предприятия  своим работникам по начисленной,  но не выплаченной заработной  плате, возникающая в результате  несовпадения во времени момента ее начисления и выплаты. К таким же источникам относятся долги органам социального страхования и обеспечения, бюджету по налогам.

   2.3. Метод бухгалтерского  учета

   Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод терского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и

   особенностей  бухгалтерского учета.

        Метод бухгалтерского учета включает  в себя следующие способы и  приемы, которые принято называть  элементами метода бухгалтерского  учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета  и двойная запись, баланс и  отчетность.

        Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования оптаций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

        Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

   Документация  и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

        Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.

        Для руководства хозяйственными  процессами требуется знать все  затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только  величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

        Для постоянного контроля за  хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Информация о работе Понятие и виды хозяйственного учета