Отражение расчетов с государственными внебюджетными фондами в отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию расчетов с внебюджетными фондами на основе проведенного исследования практики учета расчетов с внебюджетными фондами.
Для достижения поставленной цели требуется решение таких задач:
Определить сущность и нормативно-правовое регулирование внебюджетных фондов в РФ
Рассмотреть порядок бухгалтерского учета взносов и отражение в формах отчетности
Изучить порядок расчетов со внебюджетными фондами в ООО «КанцБизнес»

Оглавление

Введение 3

1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов РФ 6
1.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ 6
1.2. Функции и экономическая сущность системы социального страхования 14
1.3. Источники формирования и использования средств внебюджетных фондов 23
1.3.1. Пенсионный фонд 23
1.3.2. Фонд обязательного медицинского страхования 25
1.3.3. Фонд социального страхования 26
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности 28

2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению на примере компании ООО «КанцБизнес» 39
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «КанцБизнес» 39
2.2. Начисление страховых взносов и документальное оформление расчетов с внебюджетными фондами 44
2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов с внебюджетными фондами в ООО «КанцБизнес» 49

3. Отражение расчетов с государственными внебюджетными фондами в отчетности. 54

Заключение 59

Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.docx

— 131.73 Кб (Скачать)

Выявлены  проблемы в системе социального  страхования, связанные с тем, что  оно утрачивает свой страховой характер. Страхование стало государственной повинностью, солидарные страховые платежи превратились в специальный обязательный налог для работодателей, которые при этом не приобрели никаких прав и полномочий не только по управлению средствами социального страхования, но и по контролю за их использованием. Введение ЕСН, снижение его ставки, применение регрессивной шкалы налогообложения, введение специальных налоговых режимов привели к отсутствию увязки между гарантируемым уровнем страхового обеспечения и величиной средств на его осуществление. Все это приводит к изменениям сущности социального страхования.

Таким образом, изменений в системе  социального страхования достаточно много. Необходимо разработать механизм совершенствования управления социальным страхованием, который предусматривает социальное партнерство между государством, работодателями и профсоюзами по выработке решений о размерах страховых взносов, установлении дополнительных источников финансирования и расширении форм социального страхования (рис. 1) [59, с. 12-14].

Предложения по совершенствованию системы обязательного  страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлены на рис. 2.

Для обеспечения предупредительных  мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предлагается наделить ФСС РФ правом осуществления надзорных и контрольных функций.

Кроме того, раскрыта роль информационно-коммуникационных технологий в решении задач ФСС РФ при реализации национального проекта "Здоровье", и разработаны предложения по использованию информационных технологий для повышения эффективности функционирования фонда [10, с. 106-109].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Механизм финансирования обязательного  социального страхования нетрудоспособного работающего населения и семей, имеющих детей

 

 

 

 

Комплекс  мер по оптимизации социального  страхования

 

 

 

 

Четкое  определение объекта социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Приближение к использованию страховых принципов в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Определение миссии ФСС РФ

 

Формирование  резерва средств для осуществления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (прежде всего за счет капитализированных платежей в случае ликвидации предприятия)

 

Установление страховых тарифом на на один год, а хотя бы на два три года


 

 

 

Рис. 2. Комплекс мер по оптимизации  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

 

 

Отечественный опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия. При этом в сознании широких масс трудящихся и руководителей предприятий прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования.

Необходимость в ее проведении вызвана рядом  причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, появляются значительные по численности маргинальные слои.

Однако  на практике выходит так, что реформы  в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств.

В целях повышения эффективности  системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации. Эта Программа в качестве одной из важнейших определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление четкой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.

В конечном итоге взаимоувязанная  и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

По  прогнозам экономистов, финансовый кризис, ставший такой актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу благодаря тому, что Правительством РФ издаются законы о значительном повышении размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию  [59, с. 21-23].

 

1.2. Функции и экономическая сущность системы социального страхования

 

Социальное страхование - это отношения, основанные на принципах всеобщности, солидарности и возмездности, по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов денежных фондов и иных средств страховщиков.

Защита интересов физических лиц осуществляется посредством пенсий и пособий при обязательном страховании и страхового обеспечения при добровольном страховании.

Определенные социальные риски - это социальные страховые риски, устанавливаемые государством при обязательном страховании, и закрепленные в договоре при добровольном страховании [40, с. 29-30].

Источники финансовой базы социального страхования таковы:

- доход  работника при добровольном страховании;

- взносы  работодателя (в отдельных случаях  - государства и органов местного  самоуправления) при обязательном  социальном страховании;

- субсидии  государства при обеспечении  финансовой устойчивости страховщика.

Принципы социального страхования следующие:

- всеобщность - полный охват заинтересованных в социальном обеспечении лиц (застрахованных, работодателей, третьих лиц, которые имеют интересы в защите материальных благ застрахованных), обязательность уплаты страховых взносов всеми страхователями при обязательном страховании;

- солидарность - распределение ущерба от реализации социального страхового риска (страхового случая) на страхователей и застрахованных при обязательном и добровольном страховании;

- возмездность - возможность получить страховое обеспечение в обмен на уплаченные страховые взносы при обязательном и добровольном страховании, а также возможность возврата уплаченных страховых взносов при добровольном страховании без наступления страхового случая.

Функции социального страхования и его содержание органически связаны.

1. Формирование специализированных страховых фондов денежных 
средств. Функция основана на аккумуляции страховых взносов как платы за защиту от социально-экономических последствий реализации страховых 
социальных рисков, которую предоставляют страховщики. Фонды могут 
формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране.

2. Сбережение и накопление денежных  средств. Функция проистекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов страховщиками и размещения этих средств в активы, определенные законом или внутренними нормативными актами страховщика.

3. Материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, предусмотренных договором страхования, имеют только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном страховании - договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством.

4. Предупреждение и профилактика  страхового случая, минимизация  материальных последствий реализации  социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков (минимизации ухудшения материального положения граждан).

Содержание  этой функции можно трактовать двояко: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечения нужно лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования отдельных категорий застрахованных. С другой стороны, необходимо помнить, что расширение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет проводить профилактические и предупредительные мероприятия, которые в свою очередь снижают материальную тяжесть социального страхования. Примерами могут служить врачебная профилактика или разъяснительно-просветительская работа.

5. Контрольная функция. Данная функция логически связана с предыдущими, так как страховщики - это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых организаций эта функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, вне ее - контролирующими государственными органами (Счетной платой РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам или Федеральной службой страхового надзора) [16, с. 16-21].

Система социального страхования подразделяется на две формы: обязательное социальное страхование и добровольное социальное страхование.

Обязательное  социальное страхование - это отношения, основанные на требованиях закона, по защите интересов граждан при реализации законодательно определенных социальных рисков.

Добровольное  социальное страхование - это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения их благосостояния при наступлении определенных страховых случаев. В обеих формах финансовым механизмом выступает создание и последующее перераспределение страхового фонда.

Отметим, что все виды социального страхования  можно отнести как к добровольной, так и к обязательной форме. В  сводном виде основные элементы существующей системы социального страхования  представлены в табл. 1 [13, с. 41-49].

Таблица 1

Классификация социального страхования

Социальное страхование

Обязательное социальное страхование

Добровольное социальное страхование

Обязательное социальное страхование

Обязательное страхование от несчастных случаев

Обязательное пенсионное страхование

Обязательное медицинское страхование

Добровольное социальное страхование

Добровольное пенсионное страхование

Добровольное медицинское страхование

Страховые социальные риски

Смерть, временная нетрудоспособность, материнство, инвалидность

Смерть и нетрудоспособность от

производственных

травм и профзаболеваний

Достижение пенсионного

возраста, инвалидность, потеря кормильца

Расходы на медицинское обслуживание

Болезни и травмы от несчастных случаев

Достижение пенсионного возраста

Расходы на медицинское обслуживание

Страховщики

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования

Пенсионный фонд

Фонд медицинского страхования

Страховая компания

Негосударственный пенсионный фонд, страховая компания

Страховая медицинская компания

Страхователи

Хозяйствующие субъекты

Хозяйствующие субъекты

Федеральные органы власти, хозяйствующие субъекты

Хозяйствующие

субъекты, местные органы власти

Юридические лица, физические лица

Юридические лица, физические лица

Юридические лица, физические лица

Застрахованные

Наемные работники и некоторые категории неработающих

Наемные работники

Работающее население

Все население

Все население

Работающее население

Все население


 

Система социального страхования состоит  из двух подсистем: обязательного и добровольного социального страхования. Элементами системы социального страхования являются формы, виды, социальные страховые риски, объект, предмет страхования, страховщики, страхователи, застрахованные, страховые тарифы, страховое обеспечение в виде денежных выплат и оказания социальных (медицинских, реабилитационных и пр.) услуг.

Обязательное  и добровольное социальное страхование  являются частью системы социальной защиты населения. Система социальной защиты делится на две подсистемы: социальное страхование и социальное обеспечение (включая социальное вспомоществование). Социальное страхование - это форма социальной защиты, посредством которой лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право, с учетом уплаченных в страховое учреждение (организацию) взносов, на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определенных законом. Социальное обеспечение - это форма социальной защиты, посредством которой определенные категории населения, не охваченные обязательным социальным страхованием, получают право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленными нормативами.

Социально-экономическое  содержание категории «социальная  защита» представляет собой систему организационных, экономических и правовых отношений по созданию и развитию экономических и социальных институтов, финансовых механизмов, обеспечивающих социально-приемлемый уровень жизни граждан при реализации социальных страховых рисков [34, с. 16-19].

Место социального страхования в системе  социальной защиты населения можно представить в виде отдельного звена системы, имеющего одинаковые организационно-правовые основы с социальным обеспечением (предоставление социальных гарантий населению) и различные организационно-экономические основы, поскольку финансовые механизмы двух звеньев разнятся. Сравнение социального страхования и социального обеспечения в системе социальной защиты представлено в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная таблица  элементов социального страхования  и социального обеспечения в системе социальной защиты

Критерии

Социальное обеспечение

Социальное страхование

Объект

Интересы граждан, связанные с  сохранением приемлемого уровня жизни не ниже минимальных государственных гарантий

Интересы граждан, связанные с  сохранением трудового дохода и трудоспособности

Предмет

Приемлемый (определенный) уровень  жизни, социальные гарантии

Трудовой доход, трудоспособность, жизнь и здоровье

Финансовый механизм

Бюджетное финансирование

Страхование

Источники финансирования

Налоги, сборы, другие бюджетные поступления

Страховые взносы работников, работодателей, государства, бюджетные субсидии, другие источники

Управление

Органы государственной власти и местного самоуправления

Государственные, общественные, частные организации по установленным законом или индивидуальным правилам

Принципы

социального

обеспечения

Солидарности в зависимости  от нуждаемости

Всеобщности, солидарности и возмездности в зависимости от участия в финансировании

Право на

социальное

обеспечение

По результатам проверки нуждаемости

При наличии страховых случаев по покрываемым социальным страховым рискам

Информация о работе Отражение расчетов с государственными внебюджетными фондами в отчетности