Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:01, отчет по практике
Во время прохождения практики я ознакомилась со структурой предприятия в целом, а также с работой подразделения данного промышленного предприятия, осуществляющего внешнеторговую деятельность - внешнеторговой фирмой (ВТФ). Данный отчет состоит из двух глав. Первая глава - “Внешнеторговая деятельность промышленного предприятия” - состоит из трех разделов. В первом разделе - “Управление предприятием” - дана общая характеристика предприятия, представлена оргструктура как предприятия в целом, так и подразделения предприятия, осуществляющего внешнеторговую деятельность. Здесь же в виде схемы показаны взаимосвязи предприятия с государственными и другими организациями, осуществляющими регулирование и координацию ВЭД в Республике Беларусь.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Внешнеторговая деятельность промышленного предприятия МЗХ ЗАО “АТЛАНТ” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Управление предприятием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Организация экспорта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Организация импорта продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Глава 2. Складское хозяйство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
— организация командировок, переписка с организациями и фирмами в республике и за границей;
— планирование, организация и выполнение перспективных и текущих планов экспортных и импортных поставок;
— обеспечение выполнения экспортных и импортных операций, оказание и получение услуг ;
— проведение переговоров с иностранными деловыми партнерами;
— разработка и проведение рекламных мероприятий с целью расширения экспорта;
Структура внешнеторговой фирмы является двухуровневой, с выделением функциональных звеньев. Деятельность, находящаяся на пересечении обязанностей различных функциональных звеньев, ведется их сотрудниками в тесном контакте. В целом, организационная структура ВТФ учитывает конкретные условия деятельности МЗХ и ЗАО “АТЛАНТ”.
Взаимосвязи ЗАО “АТЛАНТ” с государственными и другими организациями, осуществляющими регулирование и координацию ВЭД в РБ , можно представить в виде схемы 1.
Схема 1. Взаимосвязи ЗАО “АТЛАНТ” с различными организациями.
Численность подразделений, выполняющих внешнеторговые функции на МЗХ, можно представить в виде следующей таблицы 1:
Таблица 1
Среднесписочная |
Всего |
Из |
них |
численность работающих |
АУП |
рабочих | |
Предприятия |
6882 |
507 |
6375 |
в том числе: |
|||
внешнеторговая фирма |
19 |
1.2.
Организация экспорта
В 1974 г. “АТЛАНТ” начал экспорт продукции. Первая партия холодильников была поставлена в Грецию. В 1979 г. на экспорт в 16 стран мира было поставлено 60.3% холодильников от всего выпуска. В 1984 г. экспорт холодильников достиг 62% от общего выпуска (29 стран мира).В 90-е гг. поставка продукции в страны дальнего зарубежья существенно сократился, достигнув внешнеторгового характера; Снижение экспорта произошло в силу нескольких причин:
1) из-за существующего в Республике Беларусь законодательства;
2) в силу политических
3) в последнее время цены на материалы достигли мировых, а цены на энергоресурсы - выше мировых. Плюс дополнительная пошлина на материалы, не производимые в республике: резко возросла себестоимость и соответственно отпускные цены. Искусственное поддержание валютного курса доллара также привело к росту себестоимости продукции (см. приложение Е).
На данный момент ЗАО “Атлант” производит 8 моделей приборов холода и 32 их модификации: двухкамерные холодильники (KSHD-256, MX-260, MXM-161, MXM-162), однокамерные холодильники (MX-365, MX-367), морозильники (MM-163, MM-164), а также новую серию холодильников (МХМ-1700 - МХМ-1704, ХМ-1707, МХМ-1709, МХМ- 2706 ( См. приложения Г, Д)
Сегодня минские холодильники используют в 39 странах мира.
Потребность рынка холодильной техники в странах СНГ оценивается в 8 млн. холодильников . и морозильников ежегодно. Рынок будет расти за счет обновления имеющихся в эксплуатации холодильников, а также за счет увеличения насыщения белой техники сельских районов. К специфическим особенностям рынка надо отнести тенденцию к сезонности продаж.. Продажа замедляется в период с октября - март, что требует специальных площадей для хранения и нетрадиционных методов работы с покупателями. Для этого имеется склад готовой продукции площадью 15 тыс.кв.м., консигнационные склады у покупателей в России и других странах.
Основными рынками сбыта холодильников являются предприятия России - 71,9 %. Доля других стран в объеме поставок: Беларуси - 21,7%, Украины -4%, дальнего зарубежья -1,1 %.В связи с протекционистскими мерами правительств Украины и Средней Азии, двойным налогообложением снизились поставки в эти страны.
Для увеличения доли товаров на рынках этих стран осуществлен переход на выпуск холодильников с новым наружным и внутренним дизайном, озонобезопасным фреоном, развивается дилерская сеть, необходимо проводить широкую рекламную компанию. Рынок холодильников включает в себя страны СНГ, а также западные страны, в том числе: Польша, Эстония, Иран, Болгария и др. Рынок стран СНГ резко отличается по своей емкости и условиям работы.
На ЗАО ”АТЛАНТ” действует система продаж, включающая в себя сеть продаж и сервисного обслуживания по всему рынку стран СНГ и скидок на отпускную цену.
ЗАО “АТЛАНТ” осуществляет продажу только фирмам, имеющим сервисные мастерские.
Многие из фирм - дилеров ЗАО “АТЛАНТ” являются крупными продавцами бытовой техники в регионах, которых знают потребители.
Для наиболее полного учета особенностей каждой фирмы у каждого региона на ЗАО “АТЛАНТ” действует система скидок в зависимости от сезона продаж, условий оплаты, объемов закупки, а также особенностей рынка.
В 1997 году 91 % продукции было отгружено на условиях предоплаты.
На территории стран
СНГ создано ряд
Основным конкурентом
среди отечественных
К сильным сторонам конкурентов следует отнести современный дизайн при хорошем качестве изделий а также проведение рекламных компаний при продвижении изделий на новые рынки.
В настоящее время экспортная политика ЗАО “АТЛАНТ” направлена на удержание “старых” рынков сбыта. С этой целью было создано несколько совместных предприятий, выполняющих функции региональных представителей ЗАО “АТЛАНТ”:
- белорусско-английское “АТЛАНТ Ю.К.”;
- белорусско-польское “АТЛАНТ/СЕРВИС”;
- белорусско-болгарское “АТЕРМО ООД”;
- белорусско-чешское “СЕМИКОН”;
- российско-белорусское “АТЛАНТ-СЕРВИС-ЭФА”, г. Березники;
- российско-белорусское
“АТЛАНТ-ЭНЕРГИЯ-СЕРВИС”, г.
- российско-белорусское “АТЛАНТ-СЕРВИС-ХЕЛЕН” , г. Таганрог;
- украинско-белорусское “АТЛАНТ-УКРАИНА” , г. Киев.
На рынках СНГ достаточно высокая конкурентоспособность. На Западных рынках уровень конкурентоспособности холодильников и морозильников ЗАО “АТЛАНТ” в последние годы снизился из-за высокой цены, рост которой обусловлен следующими факторами:
-увеличением стоимости
-высокими импортными
-существующей системой
Анализируя развитие объемов экспорта за последнее десятилетие можно констатировать, что в целом объемы экспорта были сохранены, однако значительно ухудшилась его географическая структура. Лишь незначительная часть продукции поставляется сегодня в дальнее зарубежье; основной же объем экспорта приходится на Россию и др. страны СНГ. Причины столь резких изменений следующие. Ранее экспортом технической продукции из республик СССР занималась организация “Техноинторг”. Ставя перед собой цель максимизации объема продаж советской продукции за рубежом, “Техноинторг” продавал в том числе и холодильники по демпинговым ценам. В итоге минский холодильник ассоциировался у зарубежного покупателя прежде всего с низкими ценами. После развала СССР прекратилось дотирование экспортного производства. Кроме того ЗАО “АТЛАНТ” вынужден был отказаться от услуг большинства российских поставщиков, т.к. их материалы оказались чрезвычайно низкого качества (что приводило к массовому браку), и закупать комплектующие в Западной Европе. Таким образом цена минского холодильника на внешнем рынке выросла примерно вдвое (кроме того завод понес значительные расходы на переход к озонобезопасному производству). При этом значительно улучшилось и качество. В конечном счете завод просто-напросто сменил круг потребителей и ему заново (уже среди новых покупателей) приходится доказывать преимущество своей продукции. Поэтому в своей экспортной политике “АТЛАНТ” должен прежде всего ориентироваться на сохранение прежних рынков сбыта.
Что касается экспорта в страны СНГ, то тут крупных проблем не существует, кроме, разве что, высокой ставки НДС в Казахстане и на Украине.
Исследования рынка экспортируемой продукции проводятся по странам. Основные направления изучения: 1) анализ налогового, таможенного законодательства зарубежных стран; 2) изучение печатной информации - "Statistical УеагЬооК" ,"Аррliапсе", где собрана информация о емкости и доли рынка. Определяются причины, по которым та или иная фирма контролирует определенную долю рынка. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, экспортер получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с экспортными возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем не окупятся; 3) изучение нетарифных барьеров - требований стандартизации и сертификации. Это стандарт ЕN-153, по которому холодильники делятся на классы по количеству потребляемой энергии, стандарты по безопасности. В случае удовлетворения этим требованиям "Атланту" выдается сертификат разрешения на продажу холодильников в зарубежной стране; 4) анализ маркетинговой информации о рынке, собранной Исследовательским институтом в Германии "Gesellschaft fur Kommunikationen" и Союзом немецких предпринимателей; 5) изучение ненасыщенных рынков - Португалии, Испании, Сербии, Хорватии, рынка африканских стран .
ЗАО "АТЛАНТ" проводит изучение конкурентов следующим образом: 1) анализ информации об объемах производства и ценах каждого производителя-конкурента. Информация поступает из отдела маркетинга Завода им. Серго г. Зеленодольска; 2) участие в выставках с целью изучения позиций основных конкурентов; 3) посещение предприятий конкурентов; 4) обмен базовыми ценами.
Недостатками в изучении конкурентов являются следующие: отсутствие данных о скидках конкурентов; данных об издержках производства, о сбыте; сведений о НИОКР, модернизации продукции, программах компьютеров; планах в области рекламы, финансировании; разработках новых видов продукции.
После изучения возможностей каждого конкурента необходимо: 1) дать оценку распределения рынка между основными фирмами-производителями данного вида продукции; 2) определить ключевые факторы успеха каждой стратегии конкурента и выявить их слабые стороны, без знания которых невозможно завоевать сколько-нибудь заметную долю рынка.
На данном этапе следует:
1) проводить ежемесячные
Разработка экспортной программы начинается с проведения анализа рынка, включая анализ запросов, поступающих от импортеров. По каждому региону работники экспортного отдела осуществляют тщательный анализ фирм на основе переговоров, запросов, выставок, каталогов, предлагая определенный дизайн и предварительные цены. Иногда используются услуги ТПП и маркетинговых институтов. После первого отсева заявок составляется примерная таблица, где отражается требуемое количество и цены по регионам. Такой тщательный отбор позволяет выбрать оптимальных партнеров и уже на начальной фазе гарантировать исполнение заключаемого в будущем контракта (достаточно сказать, что уже на первой стадии отсеивается где-то 80% всех заявок).
При разработке экспортной
программы основополагающими
Нормальной практикой всех западных и отечественных экспортеров является разработка плана экспорта. Однако с планированием экспорта на ЗАО существуют большие проблемы. До 1997г. план производства включал внутренний рынок и экспорт. Предварительный план производства составлялся в сентябре. В декабре утверждался план производства на следующий год. Затем план разбивался на кварталы и по месяцам. По мере необходимости осуществлялась его корректировка. План производства утверждался Президентом ЗАО ”АТЛАНТ".
Любая внешнеторговая сделка начинается с поиска партнера и установления контакта с ним. Основными методами поиска иностранных партнеров, используемыми на ЗАО “АТЛАНТ” являются:
Информация о работе Отчет по практике в Минском заводе холодильников ЗАО “АТЛАНТ”