Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:
– рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;
– выявить механизм налогообложения коммерческих банков;
– исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения в РФ
1.1. Понятие и классификация налогов
1.2. Функции и роль налогов в экономической системе общества
1.3. Эволюция налоговой системы Российской Федерации
2. Анализ отечественной системы налогообложения банков
2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности
2.2. Современные тенденции налогообложения кредитных организаций
2.3. Особенности налогообложения кредитных организаций
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налог на добавленную стоимость, исчисленный банком - налоговым агентом за арендатора (органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления), подлежит уплате в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость, исчисленного банком - налоговым агентом при приобретении работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков - иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным организациям.
Сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Если применяются разные налоговые ставки, то общая сумма налога на добавленную стоимость определяется путем сложения сумм налога, исчисленных как произведение соответствующей налоговой ставки на соответствующую налоговую базу.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
При оказании услуг (реализации (передаче) имущества, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, дополнительно к тарифу (цене) реализуемых услуг (имущества, имущественных прав) банк обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг (имущества, имущественных прав) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
При оказании услуг (реализации (передаче) имущества, имущественных прав) не позднее пяти дней считая со дня оказания услуг (реализации (передачи) имущества, имущественных прав) банк выставляет соответствующие счета-фактуры.
По операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), банк не выставляет счета-фактуры.
Особенности исчисления и уплаты единого социального налога головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог».
Банк признается налогоплательщиком единого социального налога по производимым физическим лицам выплатам, признаваемым объектом обложения в соответствии с гл. 24 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые банком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, в частности:
1. Выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль банка.
Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, определен ст. 255 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. К выплатам, которые не являются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, относятся выплаты, предусмотренные ст. 270 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Например, расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включают:
- расходы в виде выплат на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предусмотренных в трудовых договорах (п. 21 ст. 270 НК РФ) (например, выплата премий к праздничным дням, юбилейным датам).
Для признания выплат вознаграждениями, предусмотренными трудовыми договорами, необходимо, чтобы в трудовом договоре были указаны эти вознаграждения непосредственно или со ссылкой на коллективный договор (локальный нормативный акт, утвержденный банком). Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены ссылки на те или иные начисления, предусмотренные в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, то такие начисления не принимаются для целей налогообложения прибыли, то есть не облагаются единым социальным налогом;
- расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения (п. 22 ст. 270 НК РФ). К средствам специального назначения относятся прежде всего средства фондов специального назначения, формируемых банком из чистой прибыли;
- расходов в виде сумм материальной помощи работникам (п. 23 ст. 270 НК РФ);
- расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (п. 24 ст. 270 НК РФ);
- расходы на оплату стоимости путевок своим работникам и (или) членам их семей в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; расходы за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей; расходы на оплату своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам, а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
- стоимость подарков, призов, стоимость туристических путевок, обучения, иных выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников не за результаты трудовой деятельности.
Банку следует иметь в виду, что если банк имел право в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ включить производимые в пользу физических лиц выплаты в расходы, учитываемые в расчете налоговой базы по налогу на прибыль, но не сделал этого, то такие выплаты все равно должны быть учтены в расчете налоговой базы по единому социальному налогу.
2. Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
К таким договорам относятся, например, договоры купли-продажи, мены, дарения, аренды, займа, факторинга, банковского счета и вклада, страхования.
В случае заключения банком с физическим лицом договора аренды транспортного средства, включение или невключение выплат по такому договору в налоговую базу по ЕСН зависит от условий заключения указанного договора. Если договор аренды предусматривает только аренду транспортного средства без экипажа и технического обслуживания арендодателем, то выплаты по такому договору не являются объектом обложения ЕСН. Если договор аренды предусматривает также услуги, оказываемые физическим лицом - арендодателем, по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (договор аренды транспортного средства с экипажем), то в этом случае начисление и уплата единого социального налога производится с выплат в пользу членов экипажа.
3. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с банком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором (например, оказание материальной помощи бывшему работнику).
4. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу членов семьи работника (например, оплата проезда в отпуск несовершеннолетним детям работника, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
5. Материальная выгода, получаемая физическими лицами, в соответствии с перечнем, установленным ст. 212 НК РФ.
Налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных банком за налоговый период в пользу физических лиц.
Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, если такие выплаты отнесены к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов). При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость.
По каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому и авторскому договорам, ведется индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета). Форма и порядок заполнения индивидуальной карточки учета утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В целях исчисления единого социального налога под датой осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов понимается день начисления банком выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).
При налогообложении выплат, начисленных работнику в счет оплаты отпуска, часть которого приходится на следующий месяц, начисление единого социального налога производится сразу на всю сумму начисленных отпускных в месяце выплаты работнику отпускных.
Особенности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Законом N 167-ФЗ банк является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, поскольку он производит выплаты физическим лицам.
Застрахованные лица - физические лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ. В частности, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по заключенному с банком трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
Не являются застрахованными лицами иностранные граждане, выполняющие работы, оказывающие услуги банку по договорам (контрактам) и проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане, работающие (выполняющие работы, оказывающие услуги) по трудовым (гражданско-правовым) договорам на территории Российской Федерации, если такие иностранные граждане имеют статус временно пребывающих на территории Российской Федерации (см. главу «Единый социальный налог», раздел «Особенности налогообложения иностранных граждан, лиц, имеющих двойное гражданство, а также работников иностранных представительств банка»).
Выплаты, производимые банком гражданам Российской Федерации (в том числе гражданам Российской Федерации, имеющим и иное гражданство) по трудовым и гражданско-правовым договорам, являются объектом для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование независимо от места осуществления такими лицами трудовой деятельности, выполнения работ, оказания услуг (на территории Российской Федерации или на территории иностранных государств).
Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Указанная глава вступила в силу с 1 января 2005 г. и введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Банк в соответствии со ст. 333.17 НК РФ признается плательщиком государственной пошлины:
1) при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
2) если выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в пользу банка и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Размеры государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.33 НК РФ.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.
Особенности исчисления и уплаты транспортного налога головной организацией (головным офисом) и обособленными подразделениями банка регулируются гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ и законами субъектов РФ. Транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Банк является налогоплательщиком транспортного налога по транспортным средствам, признаваемым объектом налогообложения, зарегистрированным в установленном законодательством порядке на банк.