Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:
– рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;
– выявить механизм налогообложения коммерческих банков;
– исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения в РФ
1.1. Понятие и классификация налогов
1.2. Функции и роль налогов в экономической системе общества
1.3. Эволюция налоговой системы Российской Федерации
2. Анализ отечественной системы налогообложения банков
2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности
2.2. Современные тенденции налогообложения кредитных организаций
2.3. Особенности налогообложения кредитных организаций
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
57
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения в РФ
1.1. Понятие и классификация налогов
1.2. Функции и роль налогов в экономической системе общества
1.3. Эволюция налоговой системы Российской Федерации
2. Анализ отечественной системы налогообложения банков
2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности
2.2. Современные тенденции налогообложения кредитных организаций
2.3. Особенности налогообложения кредитных организаций
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, такого ее сегмента как налогообложение коммерческих банков, в условиях углубления институциональных преобразований и инновационных тенденций развития экономики.
Банки призваны содействовать ускорению прогрессивных экономических процессов, реализуя эффективную кредитную политику и способствуя стабильности и новым формам взаимоотношений субъектов хозяйствования. Развитие банковской системы осуществляется под воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты. В Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов важное место отведено развитию налогообложения и налогового администрирования банков. Предусмотренные Правительством меры ориентированы на тесную координацию с преобразованиями в других областях, на отказ от необоснованного увеличения налоговой нагрузки, на обеспечение прозрачности деятельности налогоплательщиков.
Актуальность и отсутствие комплексного подхода к методологии налогообложения банков предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:
– рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;
– выявить механизм налогообложения коммерческих банков;
– исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.
Теоретической и методологической основой исследования служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к налоговым теориям, раскрывающим содержание основных категорий и понятий налогообложения и налогового администрирования, а также достижения отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения и налого-вого администрирования банковской деятельности, освещенные в трудах российских и зарубежных ученых.
Методологический аппарат исследования основывался на теории научного позна-ния, системном подходе к рассматриваемым проблемам, изучении их во взаимосвязи и развитии. При решении конкретных задач использовались методы сравнения и обобщения теоретических позиций и практических материалов, группировки, индекс-ный метод и другие методы научного анализа.
Теоретические вопросы налогообложения получили развитие в трудах российских ученых - Е. Балацкого, А.А. Исаева, В.Г. Князева, Н.П. Мельниковой, И.Х. Озерова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, А.А. Соколова, С.Д. Шаталова, Д.Г. Черника и многих других. Большой вклад в изучение теории развития банков, проблем управления финансовыми рисками и анализа деятельности кредитных организаций внесли российские ученые: Н.И. Валенцева, В.С. Геращенко, А.А. Козлов, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, И.В. Ларионова, И.Д. Мамонова, Я.М. Миркин, Г.С. Панова, М.А. Поморина, Б.Б.Рубцов, А.Ю. Симановский и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
В современной литературе приводится большое количество различного рода определений «налогов», при этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный.[1]
По мнению Брызгалина А. В. «Налог – это обязательный относительно безвозмездный платеж в пользу государства. Термин «относительно безвозмездный» означает, что реально налогоплательщик, осуществляя свои налоговые платежи государству, получает взамен возможность пользоваться некоторым набором социальных услуг».[2]
В своих трудах Перов А.В. под налогом понимает «взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж».
Пансков В.А. трактует налог, как «общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления».[3]
В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-
Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.[4]
Представленная в приложении 1 налоговая классификация отражает состав российского налогообложения. Вместе с тем в ней представлены все известные науке классификационные признаки. Последующие изменения в составе и структуре налогообложения в полной мере могут быть классифицированы согласно указанным на схеме критериям разграничения налогов на родственные группы.
Исходя из экономической природы категории «налогообложение» (быть экономическим стимулом воспроизводства и одновременно способствовать удовлетворению общественно необходимых потребностей) налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая. Противоречивость этих функций обусловлена самим местоположением налоговых отношений в системе распределения стоимости. Налогообложение в равной степени зависит как от качественных и количественных параметров реальной экономики (корпорационные финансы), так и от общегосударственных потребностей (государственные расходы).
Налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры базиса в реальные результаты такого действия. Данный процесс отражен в приложении 2.[5] Аналитическая оценка достигнутых результатов, сопоставление их с прогнозируемыми и ожидаемыми в каждый конкретный период времени позволяют судить о роли всей системы налогообложения, отдельных налоговых групп (например, прямые и косвенные налоги, ресурсные или имущественные налоги, местные налоги и т. д.), а также каждого налога в отдельности в зависимости от рассматриваемых налоговых функций.
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Эволюция налогообложения дает на этот вопрос четкий ответ от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.[6]
Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей, экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции финансов: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это и составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения являются прежде всего теоретическими предположениями о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.
Становление существующей налоговой системы началось с 1 января 1992 года, с момента принятия закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С 1 января 1999 года вступила в силу I часть Налогового кодекса, а с 1 января 2001 года - II часть.
Первые серьезные усилия по изменению налоговой системы были предприняты в 1996 году и связаны с обсуждениями в Государственной Думе Налогового кодекса РФ. Однако он во многом консервировал существовавшие в то время недостатки налоговой системы и в силу этого был отвергнут. Для первого этапа реформы налоговой системы характерным являлось также расхождение между декларируемым намерением снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему и реальными шагами в противоположном направлении. Так, в том же 1997 году ставка налога на пользователей автомобильных дорог была повышена с 0,4 до 2,5%, что привело к дальнейшему росту налоговой нагрузки, особенно для материалоемких отраслей, к числу которых относится большая часть отраслей обрабатывающей промышленности.[7]
Вторая попытка была предпринята летом 1998 года и связана с обсуждением антикризисной программы правительства, которая декларировала уменьшение налогового бремени предприятий и перенос его на население. Некоторые предложения программы были учтены: введен налог с продаж, отменена большая часть льгот по налогу на добавленную стоимость, принят единый налог на вмененный доход. Однако ситуация не улучшилась, сохранялись высокие налоговые ставки и многочисленные налоговые льготы. Также для периода 1992 - 2000 годов (первый этап реформирования налоговой системы) была характерна существенная концентрация полномочий по использованию налоговых инструментов регулирования экономики на региональном уровне. Региональные власти имели право предоставлять льготы не только по региональным, но и по некоторым федеральным регулирующим налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.