Особенности налогооблажения банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение механизма налогообложения коммерческих банков, как неотъемлемого элемента современной рыночной инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделены системные задачи:

– рассмотреть концепцию налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы и направлений современной налоговой политики;

– выявить механизм налогообложения коммерческих банков;

– исследовать положения налогового администрирования с целью их развития применительно к специфике институционального положения коммерческих банков по отношению к налоговой системе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ



1. Теоретические основы налогообложения в РФ

1.1. Понятие и классификация налогов

1.2. Функции и роль налогов в экономической системе общества

1.3. Эволюция налоговой системы Российской Федерации

2. Анализ отечественной системы налогообложения банков

2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности

2.2. Современные тенденции налогообложения кредитных организаций

2.3. Особенности налогообложения кредитных организаций

3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения кредитных организаций



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсов.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Налоговое регулирование осуществлялось с помощью дифференцирован­ных налоговых ставок и льгот, налогового кредита в целях сглаживания негативного влияния рыночных реформ на отрасли региональной экономики и социальной сферы, стимулирования развития приоритетных от­раслей экономики, сокращения дифференциации между муниципальными об­разованиями. Наиболее активно регионы использовали налог на прибыль и на имущество предприятия. В целом эффективность использования налоговых инструментов как на федеральном, так и на региональном уровнях оказалась невысокой, прежде все­го из-за недостаточной научной проработки вопросов формирования и реализа­ции налоговой политики, отсутствия научно обоснованной стратегии развития экономики России в целом и ее регионов; распыления налоговых льгот между многочисленными их получателями.

Второй этап формирования налоговой системы начался с 2001 года.  Для него характерен переход к нейтралистической концепции налоговой политики, суть которой состоит в снижении налоговых ставок и расширении налоговой базы за счет отмены многочисленных льгот. Пока еще рано оценивать результаты данного этапа. Тем не менее уже сей­час можно отметить ряд недостатков выбранной концепции:[8]

а)         отмена прогрессивного налогообложения доходов физических лиц усилила дифференциацию доходов населения России;

б)         сокращение налогового бремени предприятий осуществляется в основном за счет региональных и местных налогов, что снижает заинтересованность тер­риториальных органов власти в укреплении собственной финансовой базы;

в)         упразднение льгот для инвесторов по налогу на прибыль приведет факти­чески к росту налоговой нагрузки на предприятия, активно занимающихся об­новлением основных фондов.

Таким образом, бесспорным условием результативности системы налогооб­ложения, т. е. свидетельством ее позитивной роли в любой стране, является соблюдение при ее построении основного требования: виды налогов должны быть такими, чтобы наиболее полно реализовался внутренний потенциал категории «налог», а именно - было достигнуто максимально возможное равновесие между его объективным и субъек­тивным началами. Это означает, что система налогообложения, концентрируя в распоряжении государственной власти общественно необходимую долю денежных ресурсов, не должна нарушать воспроиз­водственных интересов ведения бизнеса. На практике это достигается через паритет налоговых функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Анализ отечественной системы налогообложения банков

2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности

 

 

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Для этого необходимо общее снижение налогового бремени в целях предотвращения банкротства ряда банков и недопущения сильной монополизации банковского сектора экономики, а также предоставление действенных, а не декларативных налоговых льгот банкам.

Постановка любой задачи и разработка мер для ее достижения требует определения следующих положений: объект воздействия; границы воздействия; формы воздействия; методы воздействия; направления воздействия; результат воздействия (эффективность и возможные последствия); период внедрения и действия.

Объектом воздействия могут быть как деятельность в целом, так и отдельные операции коммерческих банков, а также деятельность предприятий и организаций, связанная с банками.[9]

Границы налогового воздействия на банковскую деятельность определяются максимальными и минимальными ставками и объемами предоставляемых льгот.

Особый подход к налогообложению деятельности коммерческих банков обусловлен спецификой их развития и функционирования, что определяет направления воздействия на их деятельность через налоги. Представляется необходимым подробнее остановиться на формах и методах налогообложения как фактора банковской деятельности, поскольку от выбора той или иной формы, того или иного метода в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков. Можно выделить следующие формы:[10]

а)         законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

б)         налоговое администрирование:

–              работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

–              камеральная и выездная налоговая проверка деятельности коммерческих банков;

–              анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

в)         обязательные аудиторские проверки.

Поясним кратко вышесказанное. Российская экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется законодательство, что требует своевременной корректировки законов о налогах в соответствии с происходящими в стране изменениями. Именно от оперативности и своевременности внесения изменений и дополнений в такие законы зависит полнота уплаты в бюджет налогов и максимальное снижение проблемных и спорных вопросов по причине отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

Под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов в максимальном объеме при минимальных издержках. Для этого кроме проведения налоговых проверок представляется необходимым анализ налоговых поступлений от коммерческих банков, решение спорных вопросов путем внесения соответствующих предложений в налоговое законодательство, а также оценка эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков.

Скоординированная работа налоговых органов с налогоплательщиками и между собой, единая позиция территориальных подразделений Министерства по налогам и сборам по вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков, снижает их ошибки при расчетах, поскольку большинство их допускается не умышленно, а из-за неточности и запутанности законодательства и разъяснений налоговых органов.

Воздействие налогообложения на банковскую деятельность осуществляется посредством следующих методов:[11]

–              введение или отмена налогов (изменение системы налогообложения);

–              изменение налоговых ставок;

–              предоставление или отмена льгот;

–              изменение налоговой базы.

 

2.2. Современные тенденции налогообложения кредитных организаций

 

Банки являются, как правило, достаточно устойчивыми и крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организаций (таблица 2.1).

Это вызывает  повышенный интерес налоговых органов относительно выполнения кредитными организациями налоговых обязательств. Отсутствие же определенности в применении общего порядка налогообложения в условиях значительной специфики банковского продукта, деятельности банков и ведения бухгалтерского учета является причиной судебных споров между налоговыми органами и банками-налогоплательщиками.

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели деятельности
банков России[12]

Показатель

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.01.09

1.01.10

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

9696,2

13963,5

20125,1

28022,3

29430,0

в % к ВВП

44,8

51,9

60,5

67,6

75,3

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

1 241,8

1 692,7

2 671,5

3 811,1

4 620,6

в % к ВВП

5,7

6,3

8,0

9,2

11,8

в % к активам банковского сектора

12,8

12,1

13,3

13,6

15,7

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд. руб.

5 452,9

8 030,5

12287,1

16526,9

16115,5

в % к ВВП

25,2

29,8

36,9

39,9

41,3

в % к активам банковского сектора

56,2

57,5

61,1

59,0

54,8

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб.

1 400,1

1 745,4

2 250,6

2 365,2

4 309,4

в % к ВВП

6,5

6,5

6,8

5,7

11,0

в % к активам банковского сектора

14,4

12,5

11,2

8,4

14,6

Вклады физических лиц, млрд. руб.

2 761,2

3 809,7

5 159,2

5 907,0

7 485,0

в % к ВВП

12,8

14,2

15,5

14,3

19,2

в % к пассивам банковского сектора

28,5

27,3

25,6

21,1

25,4

в % к денежным доходам населения

20,0

22,0

24,2

23,1

26,4

Средства, привлеченные от организаций, млрд. руб.

3 138,9

4 790,3

7 053,1

8 774,6

9 557,2

в % к ВВП

14,5

17,8

21,2

21,2

24,5

в % к пассивам банковского сектора

32,4

34,3

35,0

31,3

32,5

 

В финансовых потоках находят отражение многозвенные операции, проводимые банками и их клиентами, в том числе на межрегиональном уровне. Широкое использование банковских продуктов для минимизации налоговых платежей, особенно в 90-х годах ХХ века, связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с отсутствием или несовершенством специальных методик налоговых проверок банковской деятельности.

В таблице 2.2 представлены налоги, плательщиками которых являются банки.

Таблица 2.2

Налоги уплачиваемые коммерческими банками[13]

 

Налог

Уровень

федеральный

региональный

местный

Налог на добавленную стоимость

+

 

 

Налог на доходы физических лиц

+

 

 

Налог на прибыль организаций

+

 

 

Государственная пошлина

+

 

 

Налог на имущество организаций

 

+

 

Транспортный налог

 

+

 

Земельный налог

 

 

+

 

Банки, в силу специфики своего положения в финансовой архитектуре экономики страны, играют существенную роль в обеспечении полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет. Длительное время установленные налоговым законодательством обязанности и предъявляемые со стороны налоговых органов требования носили фискальный характер, сопровождались административными мерами воздействия. Принятие первой части НК РФ и ее дальнейшее совершенствование оказали позитивное влияние на деятельность банков в части организации их взаимоотношений с налоговыми органами. Тем не менее, еще остались многочисленные методологические и организационно-процедурные вопросы, не получившие должного решения. Они возникают как со стороны налогоплательщиков (например, при ограничении операций по банковскому счету), так и налоговых органов (в частности, в силу ограничения доступа к информационной базе коммерческих банков).

Налоговое законодательство является нестабильным, в Налоговый кодекс РФ ежегодно вносится значительное число изменений, некоторые инструктивные письма, выходящие из стен министерств и ведомств, к сожалению, содержат разъяснения противоречивого характера. В этой связи в процессе работы у банков возникает множество вопросов по налогообложению тех или иных операций.

Таблица 2.3

Оценка налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам РФ  в 2001 - 2009 гг.[14]

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Уровень налоговой нагрузки во вновь созданной стоимости, %

54,48

39,55

33,50

32,00

33,69

35,87

33,84

29,88

36,49

Информация о работе Особенности налогооблажения банков