Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 18:51, лекция
1.1 Понятие и виды аудита
1.2 Цели и основные принципы аудита
1.3 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской федерации
1.4 Условия осуществления аудиторской деятельности
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений, если разработка стандартов предусмотрена их уставами для своих членов. Основное их назначение: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских объединений не должны противоречить и не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, министерствами принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.
Пятый уровень включает
внутрифирменные стандарты
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь
отдельных элементов
В настоящее время выделяют три группы стандартов:
1) международные;
2) национальные;
3) внутрифирменные.
Разработкой международных стандартов аудита (International Standards of Auditing – ISA) занимаются несколько организаций – это общественные организации (профессиональные объединения), не имеющие отношения к государственным контролирующим органам, в частности Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), созданная в 1977 году. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе. Опрос организаций – членов Международной федерации бухгалтеров (МФБ) в 1998 г. показал, что в 34 странах Международные стандарты аудита (МСА) используются в качестве национальных стандартов и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. Среди таких стран Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Великобритания, Югославия, Болгария, Чешская республика и Турция. С формальной точки зрения 37 российских правил (стандарта) аудиторской деятельности созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т.п.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т.д.
В Российской Федерации согласно Федерального закона «Об аудиторской деятельности» правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Федеральный закон разделяет правила (стандарты) аудиторской деятельности на: федеральные и внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Кроме того, как уже говорилось выше, используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до принятия Закона «Об аудиторской деятельности». В настоящее время насчитывается 38 таких стандартов.
Вопросы к теме:
1. Назовите документы, относящиеся к первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности.
2. Какие основные понятия отражены в «Законе об аудиторской деятельности»?
3. Какие документы относятся ко второму уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности?
4. Назовите понятие и виды правил (стандартов) аудиторской деятельности.
5. Кто занимается разработкой
международных стандартов аудиторской
деятельности?
1.4 Условия осуществления
аудиторской деятельности
Закон «Об аудиторской
деятельности» сформулировал
Все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности. Порядок аттестации определен «Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина РФ от 12.09.2002 г № 93н.
К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образования, а также практический опыт работы. Практический опыт определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
Временным положением предусмотрено три этапа сдачи квалификационного экзамена. На первом этапе претендентам предлагается 50 тестов, по 10 тестов по каждому разделу программы подготовки аудиторов: «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Финансы», «Право». Сдача тестов производится либо в письменной форме, либо в режиме реального времени на компьютере. Вторым этапом является устно-письменный экзамен по разделам «Право», «Налогообложение», «Финансы», третий этап – ответ на вопросы по разделам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» и решение практической задачи по аудиту. Экзамены сдаются в учебно-методических центрах экзаменационной комиссии, утвержденной Министерством финансов РФ. Комиссия рассматривает результаты экзаменов в 2-х недельный срок. Квалификационный аттестат аудитора выдается в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче.
За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской федерации. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ, как уполномоченным федеральным органом.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином России. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются следующие:
1) наличие у индивидуального
аудитора или у аудиторов
2) наличие в штате
аудиторской организации не
3) осуществление
предпринимательской
4) соблюдение правил
внутреннего контроля качества
проводимых лицензиатами
5) обеспечение сохранности
сведений, составляющих аудиторскую
тайну, кроме случаев,
6) предоставление
аудируемым лицам информации
об обстоятельствах,
7) участие в обязательном
аудите кредитных организаций,
банковских групп и банковских
холдингов не менее двух
8) наличие у аудиторской
организации при проведении
Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Организация может осуществлять аудиторскую деятельность, если:
- она создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;
- уставный капитал, заявленный в учредительных документах, составляет не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организации);
- не менее 50 процентов кадрового состава составляют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин – не менее 75 процентов.
Согласно ст. 5 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности»
при проведении аудиторской проверки
аудиторские организации и
- самостоятельно определять формы и методы проведения проверки;
- в полном объеме проверять документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие имущества, отраженного в этой документации;
- получать у должностных лиц аудируемого лица необходимые разъяснения в устной и письменной формах по вопросам проверки;
- отказаться от проведения проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случаях непредоставления аудируемым лицом всей необходимой информации либо выявления в ходе проверки фактов, оказывающих существенной влияние на мнение аудитора о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
При проведении проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
- осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- по требованию аудируемого лица предоставлять всю информацию о требованиях законодательства Российской Федерации в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также проведения аудита;
- передать аудиторское заключение аудируемому лицу, и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской федерации;