Основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 18:51, лекция

Краткое описание

1.1 Понятие и виды аудита
1.2 Цели и основные принципы аудита
1.3 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской федерации
1.4 Условия осуществления аудиторской деятельности

Файлы: 1 файл

лекция аудит.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

- в ходе аудита широко используются выборочные методы и тестирование;

- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными, т.к. не могут гарантировать отсутствия сговора и мошенничества;

- основная часть аудиторских доказательств содержит только доводы в подтверждение определенных выводов и не носит исчерпывающего характера.

В ходе аудита бухгалтерской  отчетности должны быть получены достаточные  и уместные доказательства, позволяющие аудитору с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета документам и требованиям  нормативных актов, регулирующих порядок  ведения бухгалтерского учета и  подготовки бухгалтерской отчетности;

б) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям, которыми располагает аудитор о деятельности аудируемого лица.

Мнение, выраженное аудитором о достоверности бухгалтерской  отчетности, может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны  заинтересованных лиц. При этом надо учитывать, что мнение аудитора не должно трактоваться пользователями бухгалтерской отчетности как полная гарантия будущей жизнеспособности проверяемого предприятия, непрерывности деятельности в будущем и эффективности деятельности его руководства. Следовательно, аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, акционеров, учредителей.

Аудиторы обязаны  соблюдать профессиональные этические  принципы аудита и использовать их в качестве основы при принятии любых  решений профессионального характера.

Основные принципы аудита можно разделить на две  группы:

- этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;

- основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

К основным профессиональным этическим принципам относятся:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность и добросовестность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение;

- профессиональный скептицизм.

Независимость означает отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора (аудиторской организации) на проверяемом предприятии; аудитор не может проверять экономический субъект, одним из собственников, кредиторов страхователей которого он является и наоборот; аудитор не может принимать участия в аудиторской проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.

 Честность и  объективность означают, что мнение  и заключение аудитора должны  быть непредвзятым и беспристрастным.

Профессиональная  компетентность и добросовестность предполагают, что аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Если возникает необходимость привлечь к аудиторской проверке эксперта или другого аудитора, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетенции и контролировать качество их работы. При отсутствии у аудитора достаточной квалификации в какой-либо области знаний, он не должен оказывать клиентам услуг и выдавать своих рекомендаций по соответствующему вопросу.

Конфиденциальной  является информация, полученная аудитором  в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, она не может  быть использована или передана третьим  лицам без согласия клиента или по решению судебных органов. Принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита.

Профессиональное  поведение заключается в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Профессиональный  скептицизм означает, что аудитор  критически оценивает обоснованность аудиторских доказательств, внимательно  изучает те аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства, а также, ставят под сомнение достоверность этих документов или заявлений. Профессиональный скептицизм необходимо проявлять в ходе аудита, чтобы не сделать неверных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочных допущений при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Основные элементы аудита включают:

- определение объема аудита;

- планирование аудита;

- оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- аудиторские доказательства;

- аудиторская документация;

- аудиторское заключение.

Определение объема аудита. Для достижения целей аудита необходимо определить, какие процедуры  будут использованы аудитором. С  помощью аудиторских процедур аудитор  должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы эффективно спланировать аудит и получить информацию, необходимую для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планирование аудита осуществляется с  целью выделения потенциальных  проблем проверки, выполнения работы с оптимальными затратами, качественно  и своевременно. Планирование позволяет  эффективно распределять работу между аудиторами и координировать их работу руководством аудиторской фирмы, определять процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, установить необходимость привлечения к работе других аудиторов и экспертов. Планирование состоит в разработке аудитором общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объемы, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе проверки аудитор должен разобраться в системе бухгалтерского учета аудируемого лица, изучить и оценить средства контроля, на основе которых он будет определять  сущность, масштаб и временные рамки предполагаемых аудиторских процедур. Аудитор должен убедиться, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта, а система внутреннего контроля эффективна и надежна. Мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства. Аудитор собирает доказательства того, что финансовая отчетность составлена в соответствии с действующим законодательством и является достоверной. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результаты проведенного исследования, на которых основывается мнение аудитора. Например, к аудиторским доказательствам относятся: первичные документы и бухгалтерские записи, на которых основывается составление финансовой отчетности; письменные разъяснения сотрудников бухгалтерских отделов и руководства экономического субъекта; информация, полученная от третьих лиц.

 Аудиторская документация  – это рабочие документы и  материалы, полученные от экономического  субъекта, а также составленные  аудитором в ходе проверки. В  виде аудиторских документов  оформляются важнейшие аудиторские  доказательства, которые могут быть представлены на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. В рабочих документах аудитор должен отражать информацию о планировании аудита, выполненных аудиторских процедурах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Рабочие  документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать задачам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использования и разглашению без согласия клиентах.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным  для пользователей проаудированной  финансовой (бухгалтерской) отчетности, и содержащим мнение аудиторской организации или аудитора о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Заключения аудиторской  организации (аудитора) по результатам  проверки годовой бухгалтерской  отчетности является неотъемлемым элементом  этой отчетности для предприятий, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с действующим законодательством. 

Вопросы к теме:

1. Определите цели аудита в соответствии с международной аудиторской практикой и российским законодательством.

2. Назовите основные принципы аудита.

3. Дайте понятие основных профессиональных этических норм аудитора.

4. Назовите основные элементы аудита. Дайте краткую характеристику каждого из них. 

1.3  Нормативное регулирование аудиторской

деятельности в  Российской федерации

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования находится в стадии становления. Все концепции и пути регулирования аудиторской деятельности можно представить в виде многоуровневой системы, которая включает 5 уровней.

Первый уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов. Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности. Он включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права  и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющим квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Законом дано понятие обязательного аудита и приведены критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определены вопросы контролирования работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Три статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления  в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

Второй уровень  включает законодательные и подзаконные  нормативные акты и федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности. Данные документы определяют общие  вопросы регулирования аудиторской деятельности и являются обязательными для исполнения субъектами рынка. К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской федерации», Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», приказ Минфина РФ от 27.10.1999 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и  аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др. В настоящее время принято 16 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила утверждаются Правительством Российской Федерации. Наряду с утвержденными федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности,  используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные 1996-2000 гг. и одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Информация о работе Основы аудиторской деятельности