Основы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующим стандартам России.
Чтобы выполнить поставленную цель необходимо выполнить следующие задачи:
- составить план и программу проведения аудита;
- сформулировать принципы документирования аудита;
- определение порядка составления и хранения рабочей документации;
- выявить видов источников и методов получения аудиторских доказательств;
- провести аудиторскую проверку клиента аудита;
- выразить мнение о достоверности отчетности клиента аудита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и виды аудиторских доказательств
1.2. Источники получения аудиторских доказательств
1.3. Порядок документирования аудиторских доказательств
2. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРОМ ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
2.1. Сущность внешнего подтверждения
2.2. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения
2.3.Подготовка запроса для внешнего подтверждения
2.4.Процедура внешнего подтверждения и оценка результатов
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

основы аудита.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность и виды аудиторских доказательств

1.2. Источники получения аудиторских доказательств

1.3. Порядок документирования аудиторских доказательств

2. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРОМ ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ

2.1. Сущность внешнего подтверждения

2.2. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения

2.3.Подготовка запроса для внешнего подтверждения

2.4.Процедура внешнего подтверждения и оценка результатов

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Роль аудита в России постоянно возрастает. Аудиторы стали незаменимыми помощниками для бухгалтеров и финансистов. Пример этого: на начальном этапе становления аудита в России аудиторские проверки были обязательными, сейчас же возросло число инициативных заказов. Организации стремятся получить и формальное подтверждение отчетности, и реальную оценку правильности управления капиталом. Учредители-собственники, банки при выдаче кредитов, страховщики предъявляют повышенное требование к аудиторским заключениям.

Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующим стандартам России.

Чтобы выполнить поставленную цель необходимо выполнить следующие задачи:

- составить план и программу проведения аудита;

- сформулировать принципы документирования аудита;

- определение порядка составления и хранения рабочей документации;

- выявить видов источников и методов получения аудиторских доказательств;

- провести аудиторскую проверку клиента аудита;

- выразить мнение о достоверности отчетности клиента аудита.

Исходя из этого, аудитор должен определить правильное отражение экономических событий за проверяемый период.

 


1. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

 

1.1. Сущность и виды аудиторских доказательств

 

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Аудитор в процессе проверки должен получить достаточную и достоверную информацию (свидетельства, доказательства), которая подтвердит, что бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает финансовое положение предприятия, а также, что она составлена в соответствии стандартов и законодательству РФ.

Отнести к аудиторским доказательствам можно:

- первичные документы;

- бухгалтерские записи;

- полученная из других источников информация.

Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.

Достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств.

Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.

Некоторые факторы влияют на мнение аудитора о достаточности и надлежащим характером аудиторских доказательств:

- источник, достоверность информации;

- существенность проверяемой статьи бухгалтерской отчетности;

- характер систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета, оценка риска применения средств внутреннего контроля;

- аудиторская оценка величины и характера аудиторского риска на уровне остатка средств на счетах бухгалтерского учета и на уровне финансовой отчетности;

- опыт, приобретенный в ходе проведения прошлых аудиторских проверок.

Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:

- тестирование средств внутреннего контроля;

- проверка по существу.

При проверке по существу аудитор должен оценить следующие принципы полученных доказательств для проверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность:

- существование – обязательство или актив существуют на определенную дату;

- раскрытие и представление – статья раскрывается, классифицируется и характеризуется в соответствии с основами финансовой отчетности;

- возникновение – в течение отчетного периода были осуществлены операции или произошли события, которые непосредственным образом имеют отношение к аудиту;

- точное измерение – доход или расход относится к соответствующему периоду, а событие или операция учитываются по соответствующей сумме;

- полнота – не имеется нераскрытых статей, неучтенных операций, активов, обязательств;

- стоимостная оценка – обязательство или актив отражаются на соответствующей балансовой стоимости [4].

При тестирование средств внутреннего контроля аудитор рассматривает достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждый принцип, на основе которого подготовлена финансовая отчетность. Если доказательство относится к одному принципу (например, существование товарно-материальных запасов), оно не может компенсировать отсутствие доказательства относительно другого принципа (например, стоимостной оценки).

Аудиторские доказательства классифицируются по ряду признаков. По источникам доказательства делятся на:

- внутренние;

- внешние;

- смешанные.

Внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме.

Внешние аудиторские доказательства – это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации.

В свою очередь, смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

По характеру различают:

- устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала;

- визуальные – результаты наблюдения;

- документальные – информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей.

На рисунке 1 изображены виды аудиторских доказательств.

Наиболее ценными являются внешние доказательства, т. к. данный вид доказательств являются более достоверными. В свою очередь, доказательства, представленные в письменной форме, достовернее тех, что представлены устно.

Когда аудиторские доказательства, полученные из разных источников, противоречат друг другу, аудитор должен провести дополнительные процедуры.

Рис. 1. Виды аудиторских доказательств [5]

 

1.2. Источники получения аудиторских доказательств

 

Можно выделить следующие виды источников получения аудиторских доказательств:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

- сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

- бухгалтерская отчетность.

Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Аудиторский риск уменьшается за счет использования аудитором разных источников аудиторских доказательств. Как написано выше, если аудиторские доказательства, полученные из разных источников, противоречат друг другу, аудитор должен провести дополнительные процедуры [2].

Информация, полученная из вышеперечисленных источников, должна быть полезной для организации при выполнении задач аудиторской проверки. Также она должна подтверждать факты, вскрытые в ходе аудиторской проверки.

В ситуации, когда экономический субъект не представил в полном объеме все документы аудиторской организации, также не собрал достаточные аудиторские доказательства, аудитор, в свою очередь, должен выразить свое мнение с оговоркой или же отказаться от его выражения.

 

1.3. Порядок документирования аудиторских доказательств

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы применяются для:

- планирования и проведения аудита;

- осуществления текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

- фиксирования результатов и выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- характер аудиторского задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

Рабочие документы обычно содержат:

- информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;

- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

Информация о работе Основы аудита