Основы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:23, курс лекций

Краткое описание

Финансовый контроль является одной из форм контроля. Он ограничен объектом проверки – финансовыми вопросами. Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйственного субъекта (предприятия) специальными методами.

Файлы: 1 файл

Основы аудита.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

ТЕМА 1       СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И  ЗАДАЧИ АУДИТА 

    1 Место аудита в  системе финансового  контроля 

    Контроль  – это одна из функций управления, призванная проверить результаты деятельности принятых ранее решений.

    Финансовый  контроль является одной из форм контроля. Он ограничен объектом проверки – финансовыми вопросами. Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйственного субъекта (предприятия) специальными методами.

    Любой контроль проходит два этапа:

  1. информационный (поиск и сбор информации по проверяемому объекту);
  2. коррекционный (принятие решений по устранению обнаруженных недостатков).

    Классификация финансового контроля:

    1 по времени проведения проверки: предварительный, текущий, последующий;

    2 по субъектам проверки: государственный,  внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский).

    Audit – проверка счетов, ревизия отчетности.

    Auditing – проведение ревизии.

    Аудирование – процесс, в ходе которого компетентный независимый аудитор собирает и анализирует данные, подтверждающие конечную информацию о деятельности определенного предприятия с целью выявить соответствие ее установленным требованиям и составить отчет по этому вопросу в соответствие с Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» от 13 июня 2001 г.

    Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности организации.

    Необходимость аудита в России обусловлена:

    1) появлением множества частных  предприятий, не подотчетных государству.  Государство не может теперь их контролировать и поэтому заинтересованно в деятельности аудиторов;

    2) сформировался круг собственников, которые хотят знать достоверную информацию о состоянии своего предприятия и в том, чтобы убедить государство в достоверности этой информации;

    3) расширился круг лиц, заинтересованных  в знаниях правдивой информации  о состоянии предприятия: акционеры, инвесторы, поставщики, кредиторы и т.д. 

    2 Возникновение и  развитие аудита 

    Профессия аудитора известна с глубокой древности. Примерно в 200 г. до н. э. в Римской  империи существовали квесторы –  должностные лица, занимающиеся финансовыми и судебными делами империи. Они выезжали на места и контролировали государственных бухгалтеров. Отчеты квесторов пересылались в Рим и выслушивались экзаменаторами (от лат. audio – слушать).

    В Америку в штат Масосутчес был  послан из Голландии в 1631 г. бухгалтер, чтобы выяснить причины роста задолженности этой колонии. Это был первый пример аудиторской проверки.

    Законодательная родина аудита – Великобритания. С 1844 г. там издаются законы, по которым  компании обязаны приглашать профессионала  для проверки бухгалтерских счетов и отчетов не реже 1 раза в год. После проверки он обязан отчитаться перед аудиторами.

    Закон об обязательном аудите впервые был  принят в 1862 г. в Великобритании. Чуть позже аналогичные законы стали  принимать и другие экономические  развитые страны.

    Мощный  толчок аудиторская деятельность получила в США в ХХ веке после кризиса 30-х гг.

    Профессиональные  организации аудиторов стали  появляться в 40-50-х гг. ХХ в. Их основные задачи:

  1. регулировать правила аудиторской деятельности;
  2. заниматься профессиональным обучением;
  3. контролировать соблюдение этических норм аудиторами;
  4. издавать профессиональную литературу, проводить семинары и т.д.;
  5. оказывать материальную помощь нуждающимся аудиторам;
  6. присуждать звания (аттестация аудиторов).

    Основные  этапы качественного развития аудита:

    I Подтверждающий аудит. Его цель – проверить и подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности предприятия.

    II Системно-ориентированный аудит. Аудитор, прежде всего, проверяет эффективность системы управления предприятием и эффективность его системы внутреннего контроля (СВК).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    На  практике это вызвало бурное развитие консультационной деятельности аудиторов. Также в ходе проверки аудиторы изучают  не обманывает ли персонал предприятия  руководство, а самих руководителей  не проверяют. Это вызвало недовольство собственников предприятия

    На  практике это вызвало бурное развитие консультационной деятельности аудиторов. Также в ходе проверки аудиторы изучают  не обманывает ли персонал предприятия  руководство, а самих руководителей  не проверяют. Это вызвало недовольство собственников предприятия.

    III Ориентированный на возможный риск аудитора. Цель – предупредить и избежать риска выдачи неверного заключения после проведения проверки. Поэтому аудитор теперь изучает предприятие и оцениевает свой возможный риск перед началом проверки. 

    3 Цель и задачи  аудита 

      
 
 
 
 
 

    Для конкретизации этой цели решается следующий  ряд задач:

    1) оценить уровень бухгалтерского  учета предприятия, квалификации  учетных кадров, качество обработки  бухгалтерской информации, правильность бухгалтерских записей;

    2) оценить эффективность СВК;

    3) изучить организацию производствыа  и труда на предприятии, разработать  рекомендации по устранению найденных  недостатков;

    4) изучить организацию и методологию  учета по различным направлениям(основные средства, денежные средства, производственные запасы, прибыль, капитал и т.д.) и разработать рекомендации по устранению найденных недостатков.

    Вывод – аудитор должен не только проверить  состояние учета, но и помочь предприятию  избежать нарушений, недостач и штрафов. 

    4 Виды аудита 

    Существует 3 классификации аудита:

    1 Обязательный и  инициативный аудит:

    Обязательный  проводится вне зависимости от желания  предприятия в соответствии с  законодательством РФ. Обязательному  аудиту подвергаются:

    1) предприятия с организационно-правовой формой ОАО

    2) предприятия, привлекающие внешние  инвестиции:

  • коммерческие банки;
  • страховые компании;
  • биржи;
  • благотворительные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • предприятия с иностранным капиталом (совместные предприятия)

    3) предприятия с определенными показателями финансово-хозяйственной деятельности:

  • годовой объем выручки от продаж более 500 тыс. МРОТ;
  • итог баланса более 200 тыс. МРОТ

    Инициативный  проводится по желанию предприятия  на договорной основе с аудитором  или аудиторской фирмой. Возможные причины:

    а) предприятию необходима гарантия верности его бухгалтерсокй информации (для  отчета перед акционерами, для привлечения  инвесторов, перед налоговыми проверками);

    б) споры внутри предприятия;

    в) необходима помощь при возникновении  финансовой трудности.

    2 Внутренний и внешний  аудит:

    Внутренний  проводится службой внутреннего  аудита, которая находится на предприятии, но не зависит от бухгалтерии. Цель – совершенствовать финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Задачи:

  1. контроль за соблюдение правил бухгалетрского учета;
  2. консультирование руководства предприятия по вопросам финансовой стратегии;
  3. поиск резервов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  4. Проработка рекомендаций внешних аудиторов;
  5. Проверка надежности финансовой информации для руководства предприятия.

    Внешний аудит проводится по договору независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными  аудиторами.

    Цель  – удостоверить отчетность предприятия  и разработать рекомендации по устранению имеющихся недостатков и улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Задачи:

  • финансовая экспертиза;
  • проверка эффективности внутреннего аудита;
  • предотвращение возможных нарушений и штрафов;
  • консультирование по вопросам учета, налогообложения, управления и т.д.

    Схема различий внутреннего и внешнего аудита

Параметры Внутренний  аудит Внешний аудит
Кем осуществляется Специалистами по учету, контролю и анализу, работающими на предприятии Профессионалы, не являющиеся работниками предприятия, а выполняющими функцию засвидетельствования на договорной основе
Объем проверки Прямо влияет на длительность и характер внешнего аудита Зависит от качества внутреннего аудита
Объекты проверки Использование ресурсов, хозяйственные операции, состояние учета и отчетности СВК, эффективность использования ресурсов, состояние учета и отчетности
Цель Удовлетворить потребности администрации Подтвердить достоверность  для нужд третьих лиц
Степень независимости Организационно  зависим от проверяемого объекта, удовлетворяет потребности руководства, получает от него зарплату Независим от клиента  организационно и материально
Периодичность Непрерывно Периодически  с интервалом в 1 год
 

    3 По типу проверки:

  • аудит финансовой отчетности (исследуется только отчетность предприятия);
  • аудит на соответствие установленным требованиям (проверяется законность совершаемых на предприятии хозяйственных операций);
  • аудит хозяйственной деятельности (всесторонние исследования экономики предприятия с целью выработать рекомендации по ее улучшению).
 
 

    ТЕМА 2    РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    1 Организационно-правовые  основы аудита 

    Регулирование аудита осуществляется по трем направлениям:

    1) Государственное регулирование  осуществляет Минфин РФ. Он создает  Совет по аудиторской деятельности. Задачами Совета являются:

Информация о работе Основы аудита