Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:23, курс лекций
Финансовый контроль является одной из форм контроля. Он ограничен объектом проверки – финансовыми вопросами. Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйственного субъекта (предприятия) специальными методами.
От планирования зависит эффективность и результативность проверки. На стадии планирования решаются следующие вопросы:
В
результате аудитор определяет наиболее
эффективный подход к проверке, разрабатывает
календарный план и программу аудитора.
Программа содержит последовательность
выполняемых работ и степень углубления
при их выполнении.
3
Оценка СВК
На стадии планирования особое внимание уделяется оценке СВК:
а)
система независимости
б) численность, квалификация и опыт персонала, занимающегося внутренним аудитом;
в) масштаб, глубина и сроки проведения проверки;
г) обзор всех документов по внутреннему аудиту;
д)
оценка степени воздействия
СВК должна гарантировать, что:
Если
в результате проверки СВК внешний
аудитор установил ее эффективность,
следовательно, ей можно доверять и снизить
объем работы внешнего аудитора.
4
Материальность в
аудите
Материальность (существенность) – предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или всей бухгалтерской отчетности, при наличие которой отчетность остается достоверной.
Ошибка материальна, если в результате ее пользователь отчетности будет дезориентирован в принятии своих решений и понесет убытки. При планировании проверки аудитор должен определить максимальный размер ошибочной суммы, которая может остаться в балансе предприятия и рассматриваться как несущественная.
Уровень материальности:
Способы оценки материальности:
а) сначала определяют общую сумму допустимой ошибки, которая будет не материальна для итоговой суммы баланса этого предприятия. Потом эту сумму распределяют по статьям баланса;
б) сначала рассчитывается материальность отдельных статей отчетности, а затем суммируют полученные величины.
Фактическую величину ошибки аудитор определяет в ходе проверки, затем ему нужно сравнить ее с запланированной величиной и сделать соответствующие выводы.
Риск аудитора – это риск выдачи неверного заключения после проведения проверки. Зная уровень риска, аудитор определяет объем проверяемой информации.
Методы оценки риска:
| ||
В
информации бух.учета
присутствует ошибка |
Аудитор ее не нашел | |
Бухгалтер
допустил ошибку |
СВК ее
не обнаружила |
РА = ВР х РК х РСТ,
Где: РА – риск аудитора, ВР – внутренний риск, РК – риск контроля, РСТ – риск самостоятельных тестов.
Так
как сегодня огромное число пользователей
полагается на заключение аудитора, то
максимальная величина риска аудитора
в России составляет 3-5 %. Из-за несовершенства
системы учета, налогообложения и нормативной
базы, при любой квалификации российского
бухгалтера внутренний риск составляет
> 50 %/
ТЕМА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ
1
Особенности внутреннего
аудита
Понятие внутреннего аудита в России сегодня практически не отличается от понятия ревизии. На Западе внутренний аудит выполняется перед верховным руководством компании.
Необходимость внутреннего аудита обусловлена:
Внутренний аудит кроме задач контрольного характера должен решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинга, консультирования руководства и т.д. Следовательно, под внутренним аудитом должна пониматься совокупность различных аудиторских услуг по заказу администрации предприятия, которые оказывает самостоятельное подразделение этого же предприятия, но это подразделение ни в коем случае не должно быть связано с учетно-финансовой службой предприятия.
Признак | Внутренний аудит | Ревизия |
Цель | Выявить недостатки, установить истинность информации | Ликвидировать и предупредить недостатки, установить незаконность операций |
Источник оплаты | Верховная администрация предприятия | Контрольно-ревизионный орган |
Объем проверки | Определяется в соответствии с соотношением затрат аудита и получаемого результата | Определяется с целью достижения максимальной точности и выявления виновных лиц |
Результат | Заключение аудитора и рекомендации клиенту | Акт ревизии, организационные выводы, указания и взыскания, проверка их выполнения |
2
Особенности организации
работы внутреннего
аудита в России
1
Внутренний аудит
2
Ежегодно составляется
3
Для проведения проверок
4
При обнаружении нарушений,
5
На основании всех актов
6 В случае необходимости в суд подается исковое заявление о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц:
3
Последовательность
проведения внутреннего
аудита
1 Организационная стадия:
а) выбор объекта проверки (определяют объект, формируют бригаду аудиторов, готовят распорядительные документы);
б) подготовка к проверке ( выбирают методы аудита, разрабатывают календарный график и программу, составляют рабочие планы аудиторов).
2 Исследовательская стадия:
а)
процедуры перед началом
б) непосредственная проверка.
3 Обобщение результатов:
а) группировка и анализ недостатков, изложение результатов проверки в акте;
б)
реализация результатов, контроль за их
выполнением (обсуждение результатов
аудита в трудовом коллективе, разработка
мероприятий по устранению нарушений,
контроль за выполнением принятых решений).
4
Особенности аудита
по требованию правоохранительных
органов
Аудит может проводиться по поручению органов дознания, следователя, прокурора, судьи арбитражного суда. Аудитор приглашается в качестве эксперта для проверки хозяйственной деятельности предприятия, по которому возбуждено уголовное или гражданское дело арбитражным судом.
Срок аудита не может превышать 2 месяцев.
Гос. орган, который инициировал проверку, обязан создать аудитору необходимые условия для работы и гарантировать его безопасность.
Оплата аудита осуществляется за счет проверяемого предприятия предварительно перед проверкой. Ставка зарплаты ежегодно утверждается Советом министров РФ о средней ставке зарплаты на рынке аудиторских услуг. Если же проверяемое предприятия не платежеспособно, то оплата производится за счет республиканского бюджета, а затем после продажи имущества банкрота потраченную сумму бюджету возвращают. Если необходима повторная проверка, то оплата производится только за счет бюджета и обязательно другим аудитором.
При проведении такого аудита проверяющий сталкивается с рядом негативных моментов:
1) фактически аудитор заменяет собой другие контролирующие органы (таможенный контроль, внебюджетные фонды, судебную экспертизу);
2)
эта проверка не отвечает
3) зачастую оплата услуг ниже рыночных цен или для ее получения необходимо возбуждать судебное дело;
4)
сомнительные условия работы
и личная безопасность