Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:44, контрольная работа
В нашей стране аудит зародился в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Аудиторы напряжённо работают, сами проводят к рынку через российскую правовую и учётную трясину не без оснований колеблющихся акционеров, а также более энергичных предпринимателей и представителей властных структур всех уровней управления страной.
Основы
аудита
Введение
Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.
В конце этого века (как и вначале) В России вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал. Который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах. Ему нужны хотя бы условные гарантии выживаемости. Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90 -х гг. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.
В нашей стране
аудит зародился в конце 80-х
годов и стал быстро развиваться.
Аудитор превратился в весьма
важную и престижную фигуру на возрождающемся
рынке России. Аудиторы напряжённо работают,
сами проводят к рынку через российскую
правовую и учётную трясину не без оснований
колеблющихся акционеров, а также более
энергичных предпринимателей и представителей
властных структур всех уровней управления
страной.
1. Понятие, виды
и задачи аудита
В соответствии
с Указом Президента № 2263 от 22.12.93.г.
«Об аудиторской деятельности в
РФ» (далее - Указ Президента) и утверждёнными
им Временными правилами осуществления
аудиторской деятельности в РФ (
далее - Временные правила), -- «Аудиторская
деятельность – аудит представляет
собой предпринимательскую
Аудиторская проверка
устанавливает достоверность
Проводится специально аттестованными специалистами - аудиторами, работающими:
- в составе аудиторских фирм (Аудиторские фирмы – юридические лица ( в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными лицами), имеющие любую организационно - правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме ОАО). Осуществляют аудиторскую деятельность при условии, что доля в уставном капитале аттестованных аудиторов и (или) получивших лицензию аудиторских фирм составляет не менее 51%);
- самостоятельно
(Аудиторы - физические лица, имеющие
квалификационный аттестат и
зарегистрированные как
Деятельности как самостоятельных аудиторов , так и аудиторских фирм, должно сопутствовать включение их в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определённого вида аудита.
Виды лицензий: - банковский аудит;
§ аудит бирж;
§ аудит внебюджетных фондов;
§ аудит инвестиционных институтов;
§ аудит страховых организаций;
§ общий аудит (аудит иных экономических объектов).
Основными целями
аудиторской деятельности являются:
А)- установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономических
субъектов. Достоверность - форма обнаружения
истины, обоснованная каким - либо способом.
А основой достоверности
Б)- установление соответствия совершённых экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Всё, что делает аудитор в процессе проверки, направлено в первую очередь на достижение главной цели --- сформировать мнение о проверенных фактах. По существу аудит состоит в том, чтобы найти и оценить доказательства, подтверждающие мнение аудитора о соответствии фактов установленным критериям. «Типы полученных доказательств и критерии, используемые при их оценке, могут меняться, но во всех случаях основой процесса аудита является их получение и оценка» («Положение об основных концепциях аудита», с.2). Например, при финансовом аудите доказательствами, показывающими степень соответствия содержащихся в финансовом отчёте утверждений общепринятым принципам учёта, служат лежащие в его основе учётные данные (такие документы, как журналы, главные книги и др. и подтверждающая их информация из счетов- фактур, материалов проверки, а также полученная путём опросов, наблюдений, фактического осмотра имущества и изучения переписки с заказчиками). Прежде чем сделать вывод о том, что факты соответствуют объективным критериям, аудитор должен не только собрать, но и оценить полученные свидетельства.
2. Правовое
и нормативное регулирование
аудиторской деятельности в
2.1. Система
нормативного регулирования
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
§ Гражданский кодекс Российской Федерации;
§ Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);
§ Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;
§ постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";
§ Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;
§ Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;
§ Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Среди представленных
концепций и систем регулирования
наиболее целесообразной нам представляется
многоуровневая система нормативного
регулирования аудиторской
2.2. Федеральный закон
Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит. Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.
Закон представляет
собой концептуальный документ, в
котором сосредоточены правовые
и нормативные положения
Федеральный закон
включает 22 статьи, в которых отражены
основные понятия и аспекты аудиторской
деятельности, сопутствующих аудиту
услуг, аудитора и аудиторской организации.
Приведены права и обязанности
аудиторских организаций и
В законе дано определение
обязательного аудита и приведены
критерии его проведения, определено
понятие аудиторской тайны, правил
(стандартов) аудиторской деятельности,
аудиторского заключения, включая заведомо
ложное. Рассмотрено понятие
Три статьи закона
посвящены вопросам управления аудиторской
деятельностью, включая описание уполномоченного
федерального органа государственного
регулирования аудиторской
2.3. Аудиторские стандарты
До принятия закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные
стандарты аудита (МСА) стали выпускаться
в 70-е годы ХХ в. и часто претерпевали
изменения. В настоящее время
они имеют трехзначную
Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996-2000 гг. в РФ было создано 38 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.
К внутренним стандартам
относятся правила (стандарты) аудиторских
организаций и индивидуальных аудиторов.
Эта работа также велась и ведется
аудиторскими фирмами и аудиторами-
В новой классификации в соответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что: