Организационные аспекты реализации бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – подробное изучение теоретических, методологических основ организации управленческого учета. Объектом исследования является СПК колхоз имени Салавата Мелеузовского района.
Задачи:
Исследовать проработанность темы в научной литературе и выявить общие проблемы и тенденции;
Описать состояние учетно–аналитической работы в СПК колхоз имени Салавата;
3) Выявление особенностей организации управленческого учета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 4
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СПК КОЛХОЗ ИМЕНИ САЛАВАТА 12
2.1 Организационно–экономическая характеристика СПК колхоз имени Салавата 12
2.2 Состояние учётно–аналитической работы в СПК колхоз имени Салавата 14
2.3 Организационные аспекты реализации бухгалтерского управленческого учёта 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

moyo.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

    Ежемесячно  бухгалтером ведется сводная  ведомость по 01 счету. В ней по каждому материально–ответственному лицу отражаются сальдо на начало и конец месяца, а также приход и расход основных средств. На основании данной ведомости производятся записи в Главную книгу.

    Данная  ведомость отражает такие операции как: Дт 01 –  Кт 01 – отраженно внутрихозяйственное перемещение, Дт 01 –  Кт 08 – оприходованы приобретенные основные средства, Дт91 –  Кт 01 – списание объекта основного средства и так далее.

    Что касается амортизации, то в СПК колхоз имени Салавата начисление амортизации  происходит линейным способом. То есть годовая сумма амортизации определяется следующим образом: Балансовая стоимость*Норма амортизации/100%.

    Инвентаризация  основных средств проводится 1 раз  в год перед составлением годового отчёта, но не ранее 1 ноября отчётного  года. Инвентаризация зданий, сооружений проводится 1 раз в 2–3 года. Животных – ежеквартально на 1 октября, 1 апреля, 1 июля, 31 декабря.

Учет  расчетов по оплате труда и сопутствующим  им платежам в СПК колхоз имени Салавата ведется на синтетическом счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", к которому открываются  аналитические счета по каждому работнику предприятия. В кредите счета 70 отражаются:

   –все виды начислений работникам основной и дополнительной заработной платы и премий за отчетный период, – в корреспонденции с дебетом счетов, предназначенных для учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы, 26 "Общехозяйственные расходы" и т.п.);

 –начисленные пенсии работающим пенсионерам за счет средств Пенсионного  Фонда, пособия по временной не трудоспособности и другие выплаты за счет Фонда социального страхования и Фонда пенсионного обеспечения в корреспонденции с дебетом счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

В дебете счета 70 отражаются:

  –удержания из заработной платы (налоги, взносы, платежи по исполнительным листам, выданным ссудам и т.п.);

  –выплаты заработной платы работникам предприятия – в корреспонденции с кредитом счета 50 "Касса".

    Движение  сумм депонированной заработной платы отражается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    В процессе хозяйственной деятельности организации могут возникать  прочие разовые расчёты с персоналом. К ним относятся:

    – расчёты по предоставленным займам;

    – по возмещению материального ущерба;

    – по реализованным жилым домам;

    – по выкупленным собственным акциям.

    Для обобщения информации о расчётах с работниками СПК колхоз имени Салавата по прочим операциям предназначен синтетический счёт 73.

    Первичными  документами по учету численности персонала и его движении являются приказы (распоряжения) о приеме на работу увольнении, переводе и предоставлении отпусков, договора – подряда. На каждого сотрудника открывается карточка по учету кадров, а в бухгалтерии открывается карточка-справка на каждого работника для расчета ежемесячного и совокупного дохода и сумм к удержанию: налогов и прочие. Начисления заработной платы производится согласно наряду о выполненных работах с последующим начислением премий.

    В процессе хозяйственной деятельности у предприятия могут возникать разовые расчёты с персоналом. К ним относятся расчёт с работниками по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба, по выкупленным собственным акциям и т.д.

    Для обобщения информации о расчётах с работниками по прочим операциям предназначен счёт 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям».

    К счёту 73 могут открываться следующие  виды субсчетов:

      – 73–1 «Расчёты по предоставленным  займам»;

    – 73–2 «Расчёты по возмещению материального  ущерба»;

    – 73–3 «Прочие расчёты с персоналом».

    Аналитический учёт по счёту 73 ведётся по каждому  работнику и виду расчёта. Сводный  аналитический учёт расчётов по возмещению материального ущерба ведётся в  ведомости аналитического учёта  расчётов (№38-АПК).

    Синтетический учёт ведётся в журнале–ордере №8 – АПК (Приложение О).  
 

      2.3 Организационные аспекты реализации  бухгалтерского управленческого  учёта 

      Перед СПК колхоз имени «Салавата» ежедневно возникают вопросы управления, планирования, учета, контроля, анализа хозяйственной деятельности. И без упорядоченных знаний и опыта в области управленческого учета может рассчитывать лишь на фрагментарные данные управленческой системы.

      На данном предприятии управленческий учет, как самостоятельный отдел бухгалтерского учета, не реализован. Как и в большинстве наших отечественных предприятиях, так и в, СПК колхоз имени «Салавата» учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Также были выявлены недостатки в учетной политике в части управленческого учета.

      Нельзя  утверждать, что управленческий учет на данном предприятии не организован  вообще. Многие элементы его входят в бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции), оперативный учет (оперативная отчетность), экономический анализ (анализ себестоимости продукции, оценка выполнения заданий, обоснование принимаемых решений и т.д.). Просто эта информация разбросана между различными службами, формируется с опозданием, когда основные финансовые показатели уже сформированы, и повлиять на них нельзя. Эффективность работы отдельных подразделений предприятия практически не анализируется.

     Исходя  из практики внедрения управленческого  учета, можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствия единой нормативной базы на предприятии, но даже единой терминологии. Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрение управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностных обязанностей, что вызывает недовольство персонала. Часто ставятся нереальные цели и сроки, а также возможны слабые планирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, и даже намеренной фальсификации данных. Таким образом, с одной стороны, система управленческого учета на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, наличие системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

      Формирование  системы показателей необходимо для комплексного отражения состояния и результатов деятельности предприятия. Хочу рассмотреть один из таких показателей, связанный с использованием системы «директ-костинг». Хотя по–прежнему обобщающим целевым показателем деятельности остается прибыль предприятия, появляется новый показатель — маржинальный доход (сумма покрытия).

      Маржинальный  доход может быть рассчитан как  по предприятию в целом, так и по отдельным продуктам (работам, услугам), подразделениям (например, отделам, цехам, участкам, и даже рабочим местам), географическим сегментам деятельности.

      Таким образом, после получения данных  о маржинальном доходе у СПК колхоз имени «Салавата» появляется возможность сравнивать между собой рентабельность отдельных продуктов: молока, мяса и др.; эффективность деятельности производственных подразделений до распределения постоянных (косвенных, общих) затрат. Это позволит более объективно оценивать деятельность, поскольку распределение постоянных (косвенных, общих) затрат искажает реальную картину, содержит в себе элемент субъективности.

      Рассмотрим  подробнее еще одну немаловажную составляющую - переход к финансовой структуре предприятия.

        В результате роста объемов  деятельности многие предприятия приходят к децентрализации принятия решений, что делается путем выделения на предприятии центров ответственности. В результате повышается «управленческая прозрачность» предприятия — легче планировать и контролировать деятельность отдельных менеджеров и подразделений.

      Структура предприятия, таким образом, может  рассматриваться как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед владельцами (учредителями, вкладчиками) предприятия за прибыльное ведение бизнеса. Далее должно следовать несколько функциональных или штабных подразделений, тоже являющихся центрами ответственности, еще ниже — центры ответственности, которые могут состоять из секций, подсекций и даже отдельных работников.

      Каждый  центр ответственности имеет свои «входы» и «выходы». Для центра ответственности по производству или по продаже «выход» может быть оценен по стоимости продукции, для других центров ответственности «выход» может быть измерен стоимостью оказанных услуг, для третьих — качеством.

      Возможно  формирование центров ответственности  с разной степенью полномочий и ответственности:

  1. Центр затрат (ответственность за затраты);
  2. Центр доходов (ответственность за выручку);
  3. Центр прибыли (ответственность за прибыль, то есть и 
    за затраты, и за выручку);

      4) Центр инвестиций (ответственность  центра прибыли 
плюс ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).

      Порядок формирования центров ответственности  зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, технологического процесса и даже территориальной расположенности, поэтому решается в индивидуальном порядке. Практика выработала лишь некоторые ориентиры при выборе центра ответственности. И для СПК колхоз имени «Салавата», центрами затрат будут являться производственные подразделения: фермы по производству молока и мяса; отдел закупок, отделы административно-управленческого аппарата и т.д. Оценка их деятельности будет зависеть, прежде всего, от эффективности использования ресурсов — выпуска продукции и связанными с ним затратами. Центры прибыли — относительно самостоятельные подразделения, руководители которых ответственны и за затраты, и за продажи, а следовательно, и за размер получаемой прибыли.

      Следующим шагом в реализации организационных аспектов управленческого учета в СПК колхоз имени «Салавата» является формирование механизма взаимодействия управленческого и финансового (собственно бухгалтерского) учета — одна из сложнейших проблем, решаемых при создании организационно-методологической модели. Здесь возможны различные варианты.

        Как уже говорилось в теоретической  части, в практике применяются  два варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной системе учета на предприятии. Во втором варианте (вариант автономии) используются парные контрольные счета одного и того же наименования («счета — экраны»).

      На  мой взгляд, в СПК колхоз имени «Салавата» счета управленческого учета методически и организационно должны быть обособлены от других счетов бухгалтерского учета, поскольку на них создается конфиденциальная информация для внутрифирменного управления, а также в отличие от других счетов отражается не только фактическая, но и планово—бюджетная информация в детальном разрезе по центрам ответственности, калькуляционным объектам, другим разрезам. Отражение плановых и фактических данных на счетах учета предприятия позволит в реальном режиме времени получать отклонения от планово—бюджетных показателей в виде сальдо на счетах.

Информация о работе Организационные аспекты реализации бухгалтерского управленческого учета