Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа
Основная цель разработки и последующего совершенствования автоматизированной информационной системы (АИС) налоговых органов – построение функционально полной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой вычислительной сети с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и территориального уровней, а также других заинтересованных организаций (ГУВД, судов, таможни, банков и др.).
1. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем.
2. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов.
3. Основные требования к АИС налоговых органов.
4. Основные принципы построения и использования ИС в налогообложении.
Тема 2. Структура системы управления налоговой службой.
Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговых органов, которые являются государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.
Государственные органы, деятельность которых непосредственно связана с налоговой системой в России, созданы в 1991 г. Деятельность государственных налоговых органов регулируется Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. №943-1 и другими нормативными актами. В соответствии с Законом налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов имеет три уровня:
1) федеральный – центральный аппарат Федеральной налоговой службы Российской Федерации;
2) региональный – управления Службы в субъектах Российской Федерации;
3) муниципальный (местный) – инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.
Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-
Первые уровни системы государственных налоговых органов состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство, организацию работ и контроль за налогообложением по видам налогов.
Аппараты первых двух уровней налоговых органов Российской Федерации, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные налоговым законодательством в Российской Федерации, руководят работой государственных налоговых органов и выполняют следующие основные функции:
- проводят непосредственно и организуют работу инспекций налоговой службы по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
- анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
- участвуют в установленном порядке совместно с другими министерствами Российской Федерации в разработке политики и налогового законодательства;
- обобщают практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организуют проведение этой работы инспекциями налоговой службы и подготавливают предложения по ее совершенствованию;
- проводят в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
- в случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняют в отношении этих плательщиков те же функции, что и инспекции по городам без районного деления и районам в городах;
- координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- получают, обобщают и анализируют отчеты территориальных инспекций о проделанной работе и разрабатывают предложения по ее совершенствованию;
- проводят обследования и проверки организации работы инспекций на всех уровнях, принимают меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, а также заслушивают в необходимых случаях отчеты руководителей проверенных инспекций о состоянии контрольной работы, оказывают методическую и практическую помощь в ее организации, изучают постановку работы и распространяют положительный опыт среди работников налоговой службы;
- осуществляют меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ на всех уровнях налоговой службы.
Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими, так и физическими лицами) осуществляет третий – муниципальный уровень. Территориальные инспекции налоговой службы по районам, городам без районного деления и районам в городах осуществляют следующие функции:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; учет плательщиков налогов и платежей в бюджет; обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;
- проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;
- взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;
- наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;
- составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;
- составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;
- ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
3