Развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Задача. Матросов в марте 2008 г. приобрел в собственность жилое помещение по цене 1 240 000 руб. Инвентаризационная стоимость жилого помещения на момент приобретения составила 500 000 руб. В декабре 2008 г. Матросов продал данное жилое помещение своему брату.
Какова сумма налога на имущество физических лиц, которую обязан уплатить Матросов, при условии, что он не пользуется льготами по данному налогу, налоговая ставка составляет 0,3 % от стоимости имущества?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Становление и развитие налогообложения и налоговых теорий …………...4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения на территории зарубежных государств …………………………………………………………………………4
1.2. Развитие налогообложения в России ……………………………………….5
1.3. Развитие теорий о налогообложении ……………………………………….9
2. Юридическая сущность налогообложения …………………………………12
2.1. Важнейшие реформы отечественного налогообложения………………...13

Заключение……………………………………………………………………….19
Задача……………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Копия Налоговое право Д.Е. Липин ЗУ-2В.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 


 


ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Становление и развитие налогообложения и налоговых теорий …………...4

1.1. Возникновение и развитие налогообложения на территории зарубежных государств …………………………………………………………………………4

1.2. Развитие налогообложения в России ……………………………………….5

1.3. Развитие теорий о налогообложении ……………………………………….9

2. Юридическая сущность налогообложения …………………………………12

2.1. Важнейшие реформы отечественного налогообложения………………...13

 

Заключение……………………………………………………………………….19

Задача……………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История России, как и любого государства, в определенном смысле это история его налоговой политики.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох, таких как Ф. Аквинский, Ш. Монтескье, А. Смит и др.

 Налоги применялись ещё на  заре человеческой цивилизации. Их появление было связано  с первыми общественными потребностями и эта система была очень сложной и состоящая из огромного числа разнообразных налогов. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. И только в нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются, что характерно для государства в период его становления.

Налоги являются основным источником формирования бюджета государства и покрытия его расходов государства, иными словами, налоги, один из самых действенных инструментов мобилизаций денежных средств.

Целью моей контрольной работы является рассмотрение вопроса связанного с историей возникновение и развития налогообложения и налогового права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю становления  и развития налогообложения и налоговых теорий;

- рассмотреть юридическую сущность  налогообложения;

- рассмотреть важнейшие реформы отечественного налогообложения.

 

 

 

 

1. Становление и развитие налогообложения и налоговых теорий

1.1. Возникновение и развитие  налогообложения на территории  зарубежных государств

Налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

В развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения [4].

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Формы налогообложения, в то время, определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, является налоговая система Древнего Рима. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов[5,6].

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. — 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью, а далее осуществляли сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль.

Во время развития европейской государственности объективно требовалась замена «случайных» налогов и института откупщиков. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства [4].

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

 Развитие демократических процессов  в европейских странах нашло  свое отражение в вопросах  установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой  хартии вольностей» было впервые  установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний. Считается, что начало непосредственных военных действий восставших, с предоставлением Англией Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии [7,8].

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

 

1.2. Развитие налогообложения  в России

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 г.г. монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений [4,8].

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов.

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации — «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог [5,8].

В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства — знаменитый «план финансов».

В 1818 году в России появился первый крупный труд Н. Тургенева в области налогообложения — «Опыт теории налогов».

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользованием землей.

 Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг и т.д. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества.

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.

 Первые налоговые преобразования  относятся к эпохе НЭПа. В этот период закладываются основы налоговой системы советского государства, большое влияние на которую оказало налоговое устройство дореволюционной России.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР сводится к функциям политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, фискальная функция налога практически утрачивает свое значение [4,6,8].

 В 1930—1932 гг. в СССР была проведена  кардинальная налоговая реформа, в результате которой была  полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли.

В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.

Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения8.

Информация о работе Развитие налогообложения