Развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Задача. Матросов в марте 2008 г. приобрел в собственность жилое помещение по цене 1 240 000 руб. Инвентаризационная стоимость жилого помещения на момент приобретения составила 500 000 руб. В декабре 2008 г. Матросов продал данное жилое помещение своему брату.
Какова сумма налога на имущество физических лиц, которую обязан уплатить Матросов, при условии, что он не пользуется льготами по данному налогу, налоговая ставка составляет 0,3 % от стоимости имущества?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Становление и развитие налогообложения и налоговых теорий …………...4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения на территории зарубежных государств …………………………………………………………………………4
1.2. Развитие налогообложения в России ……………………………………….5
1.3. Развитие теорий о налогообложении ……………………………………….9
2. Юридическая сущность налогообложения …………………………………12
2.1. Важнейшие реформы отечественного налогообложения………………...13

Заключение……………………………………………………………………….19
Задача……………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Копия Налоговое право Д.Е. Липин ЗУ-2В.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза формировалось за счет поступлений от народного хозяйства.

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многий налоговые правоотношения в стране.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М.Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения — Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации"10 (далее — Закон об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций"11 (далее — Закон о налоге на прибыль), Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость"12 (далее — Закон о налоге на добавленную стоимость), Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц"13 (далее — Закон о подоходном налоге) [5,6,8].

 В декабре 1991 года налоговая  система России в основном  была сформирована.

 

1.3. Развитие теорий о  налогообложении

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества. В широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д.

Общие теории налогов. Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения (Себастьен де Вобан, Шарль Монтескье, Томас Гоббс, Вольтер, Оноре Мирабо), которая признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги [8].

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии (Адольф Тьер, Джон Мак-Куллох) согласно которой налоги — это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства [8,10].

Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория (Кейнс), центральная мысль которой состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах Ф. Милтоном и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.

Теория экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, которая исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей.

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. Сторонниками косвенного обложения являлись А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар [8,11].

 Однако в конце XIX в. все споры  по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы.

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказало и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Согласно идеи пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Однако все сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.

Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который делая, вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы [11,12].

 

2. Юридическая сущность налогообложения

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налог и от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ.

Главная юридическая черта налога – односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным [9,10].

Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Налог взимается только в денежной форме. Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Публичное предназначение. Взимание налогов – один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования. Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в первую очередь в наруш ении финансовых интересов государства.

Налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в НК РФ. Взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется [9,10].

 

3. Важнейшие реформы  отечественного налогообложения

 Начиная с 1990 года в России  началось полномасштабное строительство  новой налоговой системы. Так, в  апреле 1990 года был принят Закон  «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

 Однако основы существующей  в настоящее время российской  налоговой системы были заложены  в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

 Таким образом, действующая  ныне налоговая система России  практически была введена с 1992 г. и основывалась на более  чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ.

Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов [4,5].

 В 1997 г. на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая налоговая система, которая включала [4]:

 общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории  РФ по единым ставкам (около 13);

республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6);

местные налоги и сборы (было около 24):

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу – риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок.

С начала 1999 г. начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты [4,5,12].

В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.

Информация о работе Развитие налогообложения