Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа
Основная цель разработки и последующего совершенствования автоматизированной информационной системы (АИС) налоговых органов – построение функционально полной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой вычислительной сети с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и территориального уровней, а также других заинтересованных организаций (ГУВД, судов, таможни, банков и др.).
1. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем.
2. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов.
3. Основные требования к АИС налоговых органов.
4. Основные принципы построения и использования ИС в налогообложении.
Тема 7. Структура налоговых информационных систем.
7.1. Функциональные подсистемы АИС налоговых уровней на уровне субъекта РФ.
7.2. Функциональные подсистемы АИС налоговых уровней на территориальном уровне.
7.3. Общие технологические решения в АИС налоговых органов.
7.4. Обеспечивающие подсистемы.
7.5. Создание и функционирование информационного хранилища.
Функциональные подсистемы АИС налоговых уровней на уровне субъекта РФ.
На уровне субъектов РФ создаются различные функциональные подсистемы АИС налоговых органов. К наиболее целесообразным из них относятся подсистемы: хранения и выдачи показателей; управления; формирования обобщенного показателя эффективности работы районной инспекции; прогнозирования налоговых платежей; макро- и микроэкономического анализа; обеспечения методической деятельности; юридического обеспечения.
Рассмотрим основные цели, задачи и составляющие этих подсистем.
Подсистема хранения и выдачи показателей АИС налоговой отчетности (АИСНО). АИСНО на региональном уровне должна обеспечивать решение следующих функциональных задач:
- формирование отчетных форм по федеральному и городскому бюджетам;
- формирование справок о поступлении нарастающим итогом с начала года налогов и платежей в доходы городского и федерального бюджетов по кварталам, разделам и параграфам бюджетной классификации;
- формирование информации аналитических таблиц для различных функциональных подразделений инспекции;
- формирование аналитических таблиц для подсистемы управления региональной налоговой инспекции;
- ввод, просмотр и корректировку исходных данных;
- свод, выборку и группировку информации по заданным параметрам;
- формирование, просмотр, корректировку и печать выходных документов;
- просмотр, корректировку и отображение нормативно-справочной информации.
Выходные формы с расчетами различной степени сложности формируются на базе данных электронного информационного хранилища налоговой инспекции.
Подсистема управления. Информационная подсистема управления региональной налоговой инспекции в соответствии с современными представлениями информационной технологии подразделяется на четыре составляющие:1) система управления; 2) информационное хранилище; 3) система формирования оптимальных решений; 4) оперативная база данных. Подсистема предназначена для обеспечения оперативного сбора и координации данных в процессе функционирования налогового органа и предоставления информации руководящему составу для принятия решений, а также информационного взаимодействия всех подразделений инспекции как между собой, так и с внешними организациями.
Подсистема формирования обобщенного показателя эффективности предназначена для объективной оценки эффективности работы районной налоговой инспекции с целью принятия решений, направленных на ее улучшение.
Из множества факторов, влияющих на эффективность работы, выделяют наиболее существенные, т.е. факторы, доминирующие в достижении целей работы налоговых инспекций. Их условно можно разделить на два класса, характеризующие: а) результаты работы; б) условия работы и квалификацию кадрового состава.
Анализ результатов работы налоговых инспекций может быть выполнен путем построения сравнительных диаграмм. Для определения статистической зависимости параметров нахождения аномальных данных, кроме аналитических методов, используются и графические.
Подсистемы макро- и микроэкономического анализа. Информационную базу подсистемы составляют данные электронного хранилища налоговой инспекции и данные отчетности предприятий, сдаваемой в статистические органы. В подсистему заложены разработанные методики макроанализа, ориентированные на комплексный экономический анализ региона, подведомственного региональной налоговой инспекции, и методики микроанализа, ориентированные на экономический анализ отдельных хозяйствующих субъектов.
Основным источником информации для анализа служат: отчетные документы предприятий и организаций, представляемые в налоговые инспекции ежеквартально (ежегодно); бухгалтерский баланс предприятий; отчет о финансовых результатах и их использовании; отчет о состоянии имущества предприятия; отчет о превышении расходов на оплату труда; расчет НДС.
Экономический анализ на микроуровне представлен на примере взаимодействия информационных баз данных налоговых инспекций и Госкомстата России по единой методике сбора (с использованием общероссийских классификаторов), обработки и оценки показателей финансового состояния предприятий.
В экономический анализ предприятий и организаций на микроуровне заложен комплексный подход к оценке показателей их финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.
Анализ производится как по отдельному предприятию путем сравнения его показателей за разные периоды отчетности, так и в сопоставлении с предприятиями, относящимися к одним и тем же группам (по отраслям, видам выпускаемой продукции, численности персонала и др.).
Результаты макро- и микроанализа ориентированы на решение следующих задач:
- контроль за налогооблагаемой базой и поступлением в бюджет денежных ресурсов в виде налогов;
- анализ эффективности системы налогообложения;
- анализ эффективности деятельности предприятий и фирм.
Такой комплексный подход позволяет осуществлять функции не только контроля, но и анализа деятельности налоговых инспекций, всей системы налогообложения.
Информационное обеспечение методической деятельности должно состоять из следующих относительно самостоятельных частей:
- базы данных неструктурированной информации, содержащей методические и инструктивные материалы, подготавливаемые и выпускаемые методологическими подразделениями;
- базы данных законодательных и нормативных актов по налогообложению и общеправовым вопросам, находящейся в хранилище данных и доступной в режиме поиска информации;
- профессиональные базы данных специалистов налоговой инспекции, содержащие материалы, необходимые для их повседневной профессиональной деятельности и находящиеся в их персональных компьютерах.
Функционально подсистема обеспечения методической деятельности должна обеспечивать решение задач:
- разработки методики расчета каждого вида налогов. Исходными данными для решения задачи служат законы, письма, инструкции, изменения и дополнения по налоговому законодательству. Каждый документ должен иметь юридические реквизиты, содержащие данные о наименовании, виде документа, дате принятия, редакции, регистрационном номере, регистрации в Минюсте России, статусе и пр.;
- определения и разработки методов контроля за исчислением каждого вида налогов. Исходной информацией выступают схемы расчетов налогов и вспомогательная информация. Результаты решения задачи представляют собой анализ логических и арифметических зависимостей с учетом смежных экономических показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности объекта налогообложения;
- перспективного методического обеспечения – формирования семантической сети каждого вида налога, в которой увязаны все объекты: схемы исчисления налога, используемые показатели и параметры, взаимосвязи с другими аспектами хозяйственной деятельности объекта, история возникновения и преобразования формы расчета каждого налога (формирования налогооблагаемой базы); создания схемы проверки корректности (полноты, непротиворечивости) исчисления налогов; формирования концептуальной структуры базы данных, содержащей фактические данные по поступлению каждого вида налога в различных разрезах.
Подсистема юридического обеспечения. Цель проведения работ по созданию автоматизированной подсистемы юридического обеспечения АИС налоговых органов заключается в:
- определении структуры (архитектуры) проекта информатизации;
- определении функционального состава задач с распределением по отдельным рабочим местам;
- выявлении информационных потребностей специалистов;
- определении необходимости создания профессиональных баз данных, их состава и содержания, выборе среды реализации;
- выявлении состава запросов, периодичности их возникновения и приоритетности.
Функциональные подсистемы АИС налоговых уровней на территориальном уровне.
Рассмотрим состав функциональных подсистем муниципального уровня:
- регистрация предприятий;
- камеральная проверка;
- ведение лицевых карточек предприятий;
- анализ состояния предприятия;
- документальная проверка;
- ведение нормативно-правовой документации;
- внутриведомственные задачи;
- обработка документов физических лиц.
Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам – как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в государственный реестр. Эти данные необходимы различным пользователям – сотрудникам налоговых органов. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятии, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов по налогоплательщикам и видам налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д.
Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их уплаты. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам, но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами.
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.