Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа
Основная цель разработки и последующего совершенствования автоматизированной информационной системы (АИС) налоговых органов – построение функционально полной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой вычислительной сети с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и территориального уровней, а также других заинтересованных организаций (ГУВД, судов, таможни, банков и др.).
1. Понятие, концепции, проблемы налоговых информационных систем.
2. Роль и место информационных систем в деятельности налоговых органов.
3. Основные требования к АИС налоговых органов.
4. Основные принципы построения и использования ИС в налогообложении.
Общие технологические решения в АИС налоговых органов.
Налоговая система на районном, региональном и федеральном уровнях представляет собой многопрофильную распределенную структуру с частично децентрализованным управлением.
Для описания таких систем используется представление АИС как комбинации: прикладных подсистем, обеспечивающих решение задач в предметной области деятельности инспекции; инфраструктурных подсистем, обеспечивающих решение задач путем выделения необходимых ресурсов, сервисов; служебных подсистем, связывающих прикладные и инфраструктурные подсистемы для придания им определенных свойств. Каждая группа подсистем имеет ряд общих свойств. Так, прикладные подсистемы сильно зависят от специфики задач организации и ее целей и по сути дела наиболее важны с точки зрения функционирования организации. Требования к прикладным подсистемам выдвигаются специалистами из различных прикладных областей и могут быть противоречивыми. В то же время инфраструктурные подсистемы являются основой для интеграции прикладных подсистем, определяя главные свойства, необходимые для успешной эксплуатации АИС. Требования к инфраструктурным подсистемам едины и стандартизованы, методы построения в значительной степени универсальны.
Прикладные компоненты существенно более изменчивы, чем инфраструктурные, в силу своей зависимости, от организационно-управленческой структуры, распределения функций, изменений в нормативной базе. В отличие от нее инфраструктура как существенно более дорогостоящая часть АИС должна создаваться с максимально возможным сохранением уже сделанных инвестиций.
Один из основных принципов создания АИС – преемственность уже имеющихся систем. Прежде всего это относится к разнородным и многочисленным информационным системам всех уровней налоговых органов. Важнейший из путей претворения этого принципа в жизнь – создание базовой инфраструктуры информационного обмена.
Создание такой инфраструктуры позволит адаптировать выходную информацию уже имеющихся информационных систем, а значит, и откроет возможности их интеграции в АИС.
Использование универсальной инфраструктуры информационного обмена позволяет избежать неэффективного использования либо дублирования ресурсов, организовать единую модель доступа к ресурсам, распределенное управление системой и мониторинг ее компонент, своевременную диагностику возникающих проблем.
При проектировании прикладных решений целесообразно использовать концепцию прикладных сервисов. Под прикладным сервисом подразумевается замкнутый набор взаимосвязанных функций, в совокупности реализующих какую-либо прикладную подзадачу.
Архитектура прикладных решений предусматривает пять подсистем прикладного программного обеспечения: учета и контроля, аналитическую, информационно-справочную, технологическую, с помощью которой проверяется поступившая информация и обновляется внутренняя база данных АИС инспекции, генерации рабочих мест, предназначенную для создания новых АРМ путем настройки прикладного программного обеспечения (ППО) и конфигурации интерфейсов пользователей к ППО.
Для обеспечения работоспособности перечисленных подсистем используются следующие информационные ресурсы: информационные массивы, поступающие из внешних источников (в том числе и из районных органов); база данных технологической подсистемы для проверки информации, поступающей из различных источников; внутренняя база данных АИС инспекции. Все это составляет сущность системно-технической инфраструктуры.
Системно-техническая инфраструктура обеспечивает работу приложений, предоставляя необходимые основные и служебные сервисы. Такая инфраструктура строится на нескольких взаимосвязанных уровнях: инженерная инфраструктура (структурированные сети, система бесперебойного питания), подсистема телекоммуникаций, локальные сети, серверные платформы и общесистемное программное обеспечение (ПО), ПО промежуточного слоя, подсистема клиентских мест и автоматизированных рабочих мест, система приложений. Каждый из перечисленных уровней реализуется в соответствии с организационной структурой инспекции.
Служебные подсистемы функционируют на компонентах АИС и обеспечивают заданные свойства системы. Такими свойствами являются управляемость и защищенность; с их учетом формируются подсистема управления и подсистема безопасности АИС налоговой инспекции. Особенностью служебных подсистем является их обязательная согласованность с управленческими решениями, принятыми в налоговых органах (политика управления и политика безопасности). Это в свою очередь требует проработки не только программно-технических решений, но и организационно-процедурных мер.
Служебные приложения не только управляют ресурсами, но и используют их. Следовательно, важно учитывать, насколько компоненты служебных подсистем управления эффективно используют сетевые ресурсы, память, дисковое пространство управляемых объектов.
Подсистемы автоматизации предметной деятельности, как правило, обеспечивают:
- ввод данных в подсистему. При вводе информации в любую из перечисленных подсистем происходит процесс идентификации и начальная обработка данных;
- хранение данных в базе данных подсистем. После ввода информации в подсистему происходит сохранение полученных данных в информационных хранилищах (базах данных);
- поиск информации в базе данных подсистемы по критерию, сформированному пользователем;
- получение отчетов на основании отобранных данных и по заранее заданному шаблону;
- получение справочной информации;
- адаптацию (настройку) работы подсистемы в связи с изменяющимися условиями эксплуатации. Настройка подсистем производится средствами подсистемы генерации автоматизированных рабочих мест.
Система телекоммуникаций предназначена для организации взаимодействия различных служб. Такие подсистемы обеспечивают возможность организации прозрачной циркуляции информационных потоков вне зависимости от характера информации, территориального расположения источника и потребителя информации. Система телекоммуникаций включает: кабельные линии связи, оборудование опорной цифровой сети (ОЦС); оборудование подключения к опорной цифровой сети, оборудование офисных телефонных систем.
Локальные вычислительные сети (ЛВС) объекта предназначены для:
- организации единого информационного пространства объекта;
- обеспечения надежного и быстродействующего соединения пользователей с серверами и сервисами объекта;
- возможности организации внутри ЛВС групп пользователей, объединенных по производственному принципу;
- обеспечения разграничения доступа к различной информации и сервисам.
Подсистема управления АИС предназначена для организации эффективного автоматического управления компонентами АИС в целях повышения надежности, обеспечения заданной производительности и необходимых технико-эксплуатационных параметров.
Создание и функционирование информационного хранилища.
Ядро АИС налоговых органов составляет электронное информационное хранилище данных. Оно предназначено для хранения, оперативного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности налоговой инспекции.
Данные в таком хранилище характеризуются:
- предметной ориентацией: данные организованы согласно предмету, а не приложению. Для налоговой инспекции хранилище данных должно быть образовано по плательщикам налогов, а не по видам налогов;
- интегрированностью: в хранилище данные могут поступать из различных приложений, использующих БД различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных;
- историческими данными: хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления трендов и прогноза;
- неизменяемостью: данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются;
- большим объемом и сложными взаимосвязями данных.
К основным категориям данных, располагаемых в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени; суммарные данные, полученные на базе проведенных аналитических расчетов.
Создание информационного хранилища данных требует решения ряда организационных вопросов.
Аппаратное программное обеспечение хранилища должно иметь такие показатели:
- скорость загрузки. Периодическая загрузка новых порций данных должна укладываться в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища;
- технология загрузки. Загрузка новых данных включает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных. Это позволяет объединить разнородную информацию из пакетов, применяемых в инспекциях;
- управление качеством данных. Необходима локальная и глобальная согласованность данных. Мера качества построенного хранилища – объективность исходных данных и степень разнообразия возможных запросов;
- поддержка различных типов данных. Могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п., а также уникальных типов, определяемых разработчиками;
- скорость обработки запросов. Сложные запросы, важные для принятия ответственных решений, должны обрабатываться за секунды или минуты. Скорость обработки запроса должна зависеть от его сложности, а не от объема БД;
- масштабируемость. Хранилище налоговой инспекции может достигать нескольких сот гигабайт. СУБД не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления;
- обслуживание большого числа пользователей. Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Сервер БД должен поддерживать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов;
- сети хранилищ данных. Сервер должен содержать инструменты, координирующие перемещение данных между хранилищами районных, региональных инспекций и МНС России, информационными системами таможни, МВД России, прокуратуры, органов государственной власти и т.п. Пользователи должны иметь возможность обращаться к нескольким хранилищам с одной клиентской рабочей станции. Администраторы должны быть способны управлять и выполнять административные функции в рамках сети хранилищ из одного физического центра;
- администрирование. СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций, кроме того, уметь осуществлять настройку системы на максимальную производительность. Качество построенного хранилища определяется удобством доступа к нему для конечного пользователя;
- средства формирования запросов. Пользователь должен иметь возможность про ведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступ к детальной информации.
Из всего объема информации, с которой имеет дело инспекция, структурированные данные составляют около 15%, остальные 85% приходятся на неструктурированную информацию (результаты документальных проверок, решения арбитражных судов, методические материалы, нормативно-законодательные акты для различных периодов), без которой невозможно проводить аналитическую деятельность и принимать важные решения.
Для работы с этой информацией в электронном хранилище предполагается задействовать специальные программные системы, обеспечивающие сбор, хранение и извлечение нужной информации.
В хранилище данных налоговой инспекции накапливаются:
1) регистрационные данные юридических и физических лиц;
2) информация об имущественном состояния налогоплательщиков, включающая сведения о владении недвижимостью, землепользовании, об аренде объектов недвижимости и о предоставлении их в аренду, об основных производственных фондах предприятий, владении транспортными средствами, приобретенной собственности за рубежом. Источники информации: информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (регистрационная палата, ГИБДД и т.д.). Накапливаемая информация передается в соответствующие районные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;
3) информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, к которой относятся сведения о ведении внешнеэкономической деятельности, акционировании (приватизации) и ведении операций с ценными бумагами, налоговой отчетности налогоплательщиков, доходах граждан. Источники информации: информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (ЦБ РФ, Государственный таможенный комитет РФ, предприятия всех форм собственности и т.д.). Накапливаемая информация передается в соответствующие районные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы;