Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», что обусловлено требованиями развития рыночной экономики. Согласно программе утвержден и выпущен ряд национальных стандартов, продолжается работа над составлением следующих стандартов.
Введение
1. Международные стандарты финансовой отчетности (понятие)
2. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета
2.1. Общие положения
2.2. Организация деятельности КМСУ
2.3. Процедура создания Международных стандартов
2.4. Деятельность по стандартизации
2.5. Международное влияние КМСУ
3. Необходимость перехода России на МСФО
3.1. Цель перехода России на МСФО
3.2. Проблемы соответствия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)
3.3. Сравнительная таблица стандартов 16 с ПБУ 6/01
3.4. Обзор основных различий между МСФО и российской системой учета
Заключение
Список использованной литературы:
2.4. Деятельность по стандартизации
За время существования КМСУ под его эгидой было разработано 38 стандартов (включая замененные и пересмотренные), а также создана концептуальная основа для подготовки новых стандартов и внесения изменений в старые (табл. 1 и 2).
Перечень основных международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ)
Таблица 1
Номера стандарта МСБУ |
Название стандарта |
Дата публикации или пересмотра |
1 |
2 |
3 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
План подготовки и представления финансовых отчетов Раскрытие политики бухгалтерского учета Пересмотрен: Представление финансовой отчетности Товарно-материальные запасы Консолидированная финансовая отчетность Заменен МСБУ 27 и МСБУ 28 Учет амортизации Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности Пересмотрен Учет изменения цен Заменен МСБУ 15 Отчетность о движении денежных средств Чистая прибыль или убыток за период, существенные ошибки и изменения в учетной политике Учет затрат на исследования и разработки Непредвиденные события и события, произошедшие после даты составления бухгалтерского баланса Контракты по строительству Учет налогов на прибыль Представление текущих активов и текущих обязательств Пересмотрен Предоставление финансовой информации по сегментам Пересмотрен: Сегментная отчетность Информация, отражающая последствия изменения цен Недвижимость, здания и оборудование, находящиеся в собственности Учет аренды Пересмотрен: Аренда Доход Расходы на пенсионное обеспечение Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи Последствия изменения обменных курсов иностранных валют Объединение компаний Затраты по заимствованиям Раскрытие информации о связанных сторонах Учет инвестиций Учет и отчетность по пенсионным планам Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия Учет инвестиций в ассоциированные компании Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции Раскрытия в финансовых отчетах банков и подобных финансовых учреждений Финансовая отчетность об участии в совместных предприятиях Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление Прибыль на акцию Промежуточная финансовая отчетность Прекращаемая деятельность Обесценивание активов Резервы, условные обязательства и условные активы Нематериальные активы Финансовые инструменты: признание и оценка |
1989 1974 1997 1993 1989 1976 1976 1998 1981 1992 1993 1993 1978 1993 1996 1979 1998 1981 1997 1981 1993 1982 1997 1993 1993 1982 1993 1993 1993 1984 1985 1986 1989 1989 1989 1990 1990 1995 1997 1998 1999 1999 1999 1999 2001 |
Перечень проектов стандартов
Таблица 2
№ проекта |
Название |
Дата публикации |
Е54 Е58 Е61 |
Льготы для наемных работников Операции дисконтирования Слияние компаний |
1996 1997 1997 |
Характерной особенностью тех стандартов, которые были введены в действие до 1993 г. , является наличие в них теоретических и методических трактовок, допускающих довольно значительную гибкость при выборе различных учетных концепций, приемов, методов и оценок. Такой подход обусловлен тем, что на ранних этапах деятельности КМСУ основу его доктрины в области стандартизации составляла идея международной гармонизации национальных систем бухгалтерского учета стран, значительно отличающихся друг от друга своими социальными и экономическими условиями, уровнем индустриального развития, а также сложившимися учетными традициями.
В 1987 г. КМСУ принял решение о необходимости принятия новой стратегии, направленной на улучшение качества международных стандартов. Приоритетным направлением в этой связи стало сокращение допустимых методических вариантов при решении учетных задач и при формировании учетной политики. В 1989 г. было зафиксировано положение о необходимости обеспечения максимальной сравнимости, сопоставимости и унификации бухгалтерской отчетности субъектов хозяйствования различных стран. Был принят специальный документ, в котором декларировалась отмена ряда альтернативных методик учета и вводилась система предпочтений для отражения тех хозяйственных операций и объектов учета, которые в силу своей специфики требуют сохранения компромиссных методов.
В 1990 г. правление КМСУ выпустило «заявление о намерениях», которое стало основой для пересмотра нескольких учетных стандартов. Были сформулированы две новые концепции содержания международных стандартов — концепция базового подхода и концепция разрешенного альтернативного подхода. В этих концепциях нашли отражение предпочтения КМСУ для тех случаев, когда в бухгалтерской практике допускается использование более одного метода учета. Впоследствии, начиная с 1993 г. , были пересмотрены 10 стандартов, которые стали применяться для составления финансовых отчетов за период с 1 января 1995 г.
Следует заметить, что процесс подготовки новых стандартов, пересмотра, уточнения редакции, а иногда и полной замены устаревших стандартов продолжается постоянно. Так, подвергались пересмотру МСБУ 1 (Предоставление финансовой отчетности), МСБУ 14 (Сегментарная отчетность), МСБУ 17 (Аренда). Они вступили в силу со второй половины 1998 г. Новые стандарты посвящены учету резервов, непредвиденных обязательств и непредвиденных активов, учету нематериальных активов, учету льгот для наемных работников и служащих, промежуточной отчетности и др.
Характерным фактом, подчеркивающим возрастающую значимость международных стандартов бухгалтерского учета, является участие КМСУ в совместной программе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions — IOSCO), которая объединяет органы управления мировыми фондовыми биржами. Целью программы является пересмотр, доработка и унификация учетных стандартов до уровня, необходимого для использования бухгалтерской отчетности различных компаний для котировок их акций на фондовых биржах.
2.5. Международное влияние КМСУ
Влияние КМСУ на развитие бухгалтерского учета в международном масштабе осуществляется как через национальные органы управления, так и через предпринимательские структуры.
Сила воздействия результатов деятельности и авторитета КМСУ неодинакова для различных стран. Так, в ряде стран бухгалтерские стандарты КМСУ взяты за основу построения национальных систем учета целиком либо с небольшими изменениями. Это относится к развивающимся или «новым индустриальным» странам, в частности таким как Малайзия, Пакистан, Уругвай, Таиланд и др. Используя для формирования учетных и отчетных данных международные подходы, такие государства, заинтересованные в притоке капиталов, привлекают внимание инвесторов максимальной адаптацией своих бухгалтерских систем международным требованиям.
Аналогичные причины подтолкнули бывшие социалистические страны (например, Албанию, Польшу) для ускорения перехода к рыночной модели экономического развития принять МСБУ либо создать свои национальные стандарты, которые в значительной степени базируются на международных.
Влияние МСБУ на бухгалтерские системы развитых капиталистических стран менее значительно. Главным образом это связано с тем, что в большинстве индустриально развитых стран сложились свои устоявшиеся принципы и традиции бухгалтерского учета, удовлетворяющие специфическим требованиям национальных рыночных моделей. Так, в странах Западной Европы и Японии основные финансовые потоки и инвестирование экономики осуществляются через банковские структуры, а не через фондовые биржи. Поэтому приоритетным направлением как законодательного, так и собственно бухгалтерского регулирования является защита интересов кредиторов, а не удовлетворение информационных нужд акционеров.
Вместе с тем по мере развития процессов глобализации органам государственного регулирования этих стран приходится считаться с интересами крупных национальных, а также транснациональных компаний, развитие которых попадает во все большую зависимость от состояния мировых финансовых рынков. Учетное законодательство, таким образом, неизбежно становится все более и более открытым англосаксонскому влиянию.
Так, во Франции, например, допускается возможность того, что при составлении консолидированных счетов национальные и транснациональные компании имеют право допускать отклонения от национального Коммерческого кодекса и руководствоваться международными принципами учета. В Италии законодательство о регулировании фондовых бирж требует, чтобы компании, зарегистрированные на бирже и участвующие в листинге (в котировках акций), применяли международные стандарты для отражения тех операций, которые не предусмотрены итальянским законодательством.
Слабое влияние МСБУ на учет в США, Канаде и Великобритании связано с тем, что международные стандарты содержат в себе большое количество идей, заложенных в национальных стандартах этих стран. Вместе с тем оно проявляется при подготовке новых стандартов. Так, концептуальные основы МСБУ были положены в основу более позднего издания Основ учета, выпущенного Советом по стандартам учета Великобритании.
Постепенно КМСУ завоевывает
все больший авторитет и
3. Необходимость перехода России на МСФО
3.1 Цель перехода России на МСФО
Цель реформирования системы бухгалтерского учета определена в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» как «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности» (раздел I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности).
При структурировании международных стандартов для целей их изучения нами выделены следующие уровни:
концептуальный;
структурный;
технологический.
Цель перехода на МСФО- повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей , и в первую очередь- для банков , оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков. Переход на МСФО планируется осуществить к 1 января 2005 года. В настоящее время уже сделаны некоторые шаги по сближению международной и российской системы учета и отчетности.
Так, некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), относящиеся как к вопросам учета отдельных операций, так и раскрытия информации в финансовой отчетности, были приближены к МСФО. Например, введены требования о признании доходов и расходов в отчетном периоде, к которому они фактически относятся; внедрены некоторые понятия, являющиеся принципиально новыми для российской практики ведения учета и подготовки отчетности.
Применение МСФО в качестве основного и единственного стандарта при подготовке отчетности позволило бы решить проблему качества информации. Обратимся к некоторым положениям МСФО, применение которых в значительной степени повысило бы информативность отчетности, на основе которой банками принимаются решения о выдаче кредитов.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что МСФО содержат универсальные правила отражения в учете и раскрытия в отчетности большинства операций, обязательных для любых видов предприятий. Это не только облегчает понимание отчетности всеми участниками рынка, но делает возможной подготовку информативной консолидированной отчетности, что особенно актуально для банков. Очевидно, что банку-кредитору необходимо иметь адекватное представление о финансовом положении групп связанных заемщиков даже в том случае, если ими являются отдельные предприятия из состава групп.
Применение МСФО также позволило бы банкам получать адекватную информацию о стоимости активов заемщиков непосредственно из содержания их отчетности, не прибегая к осуществлению дополнительных процедур оценки активов, что являлось бы обязанностью самого предприятия. Таким образом, была бы облегчена оценка как стоимости отдельных активов, передаваемых в залог, так и финансового положения заемщика в целом.
3.2. Проблемы
соответствия Положений по
Сложившийся в настоящее время фактически в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и закрепленный в проекте закона второй уровень документов представляет собой ПБУ — Положения по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету создаются, как известно, согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.
В настоящее время стало модным не только и не столько конструктивно критиковать создаваемые во исполнение Программы ПБУ, но и прямо ругать непосредственных ответственных неисполнение или ненадлежащие исполнение положений Программы,
Главный аргумент — российские ПБУ в недостаточной степени соответствуют МСФО — Международным стандартам финансовой отчетности.
Да, действительно, текст Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету, очень часто оставляет желать лучшего. Это касается определения понятий, выбора терминологии, конкретных формулировок, обеспечения взаимодействия, преемственности и взаимосвязи между собой. Однако, попытаемся разобраться, где и в чем суть проблемы, а где ее «форма».
Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности