Международные и национальные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки пред¬приятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос¬сии началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.

Файлы: 1 файл

курсач (Восстановлен).docx

— 84.73 Кб (Скачать)

Введение

 

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности - одно из условий  поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в России началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.

Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 года была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», что обусловлено требованиями развития рыночной экономики. Согласно программе  утвержден и выпущен ряд национальных стандартов, продолжается работа над составлением следующих стандартов.

Следует отметить, что многие предприятия нашей страны ведут параллельный учет и составляют отчетность не только по российским правилам, но также и в соответствии с международными стандартами. Организациям, выпускающим консолидированную отчетность, разрешено в качестве альтернативного варианта подготавливать ее только на основе международных стандартов. В связи с этим знание международных стандартов становится необходимым компонентом в профессиональной подготовке бухгалтеров. Руководители, менеджеры компаний, работающих с иностранными клиентами, также сталкиваются с потребностью хорошей ориентации в отчетности, подготовленной по международным стандартам. Процесс установления стандартов испытывает на себе воздействие многих факторов и вызывает множество проблем.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) - это набор документов, регламентирующих правила составления  отчетов для компаний во всем мире. Важно понимать, что МСФО - это  не правила, а принципы, по которым  организации должны отчитываться о своих финансовых результатах.

В 2010 году в России был принят закон  «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно закону, банки и страховые  компании, чьи бумаги обращаются на биржах, должны будут предоставлять  отчетность по МСФО в обязательном порядке через год после того, как МСФО одобрит ЦБ и правительство  РФ. Для компаний, которые торгуют на бирже только облигациями срок перехода на МСФО будет продлен до 2015 года.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране вопросам составления отчетности по международным стандартам уделяется много внимания.

Как видно, актуальность данной темы очевидна и обуславливает цель работы, которая состоит в изучении  международных стандартов финансовой отчетности и российской системы бухгалтерского учета, а также проблем и определении направлений реформ.

Объектом исследования является переход отечественного учета на международные стандарты финансовой отчетности.

В ближайшее время максимально  использовать международные стандарты  финансовой отчетности в бухгалтерском  учете России, по всей вероятности  невозможно, но стремиться к этому  надо. В конечном итоге внедрение  международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к резкому  совершенствованию  и реформированию  действующей системы бухгалтерского учета на всех уровнях его организации.

Внедрение МСФО не подразумевает  одномоментного изменения всей системы  учета и отчетности в России. Переход  к использованию международных  стандартов, несомненно, должен быть постепенным  и целенаправленным процессом. Смысл  такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно  в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности  этой системы.

 

 

 

Обзор литературных источников

 

При написании данной курсовой работы были изучены материалы экономической литературы и периодики, а также нормативные акты, связанные с международными и национальными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В соответствии с 3 статьей  Федерального закона «О бухгалтерском  учете» [2] основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Вахрушина М.А [9] определяет приоритетные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

  1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  2. Создание инфраструктуры применения МСФО;
  3. Существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета.

Таким образом, в ближайшей  перспективе современному бухгалтеру предстоит не только овладеть теоретическими знаниями по вопросам подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО, но и приобрести в этой области  практические навыки.

Доктор экономических  наук, доктор В.Г. Гельтман [11] отмечает, что переход на нынешние МСФО (которые называют «полные МСФО») – это, помимо всего прочего, дорогое удовольствие и не всем организациям «по карману», как считает даже сам Совет (Комитет) по МСФО.

Беликова Т.Н [8] – предприниматель, практикующий бухгалтер говорит:  «Для того чтобы лучше понять и правильно применять Положений по бухгалтерскому учету, необходимо знать принципы ведения учета в соответствии с международными стандартами, так как конечной целью реформирования отечественного учета является переход на международные стандарты учета».

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [1] говорится, что необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Л.Р. Лилеева [12] в своей статье «Финансовая консолидированная отчетность по МСФО для группы компаний связи» пишет, что каждая организация по-своему приходит к решению о переходе на международную отчетность. Для большинства российских предприятий связь активно ведущих строительство сетей и каналов связи, расчет процента выполненных работ можно составить серьезную проблему, поскольку система учета не позволяет сделать это. Однако применение МСФО позволяет финансовой службе готовить отчетность в формате, понятным зарубежным инвесторам. 

В настоящее время в нашей стране вопросам составления отчетности по международным стандартам, национальным стандартам зарубежных стран с развитой экономикой уделяется много внимания.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

 

Раздел 1. Сущность международных и национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности

    1. Предпосылки и значение создания международных стандартов учета и финансовой отчетности

Состав и порядок формирования финансовых отчетов организаций  определяется потребностями заинтересованных пользователей. Исторически на свободном  рынке капиталов разных стран  доминировали определенные группы пользователей, что предопределило возникновение  различий в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Указанные  различия развивались и трансформировались в модели бухгалтерского учета, которые  чаще всего классифицируют по территориальному признаку.

Основная идея англо-американской модели учета (основные представители – США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) – удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вмешательство государственных органов в процессы регулирования и формирования методологии бухгалтерского учета минимально. Учетные регулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер.

Бухгалтерский учет ориентирован на исчисление прибыли и детализацию  ее использования. Главными пользователями информации финансовой отчетности выступают  участники рынка ценных бумаг.

В странах, применяющих континентальную модель учета (большинство стран Европы и Японии, а также ряд южно-американских стран, таких, как Перу, Бразилия и др.) финансирование компаний в большей степени осуществляется не фондовыми рынками, а банковским сектором.

В связи с тем, что банковская деятельность жестко контролируется государством, бухгалтерский учет в этих странах  регламентируется законодательно и  отличается значительной консервативностью. При этом ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика направлена прежде всего на удовлетворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.

Отличительная особенность южно-американской модели учета (Аргентина, Чили, Уругвай и др.) – перманентные корректировки учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потребности государственных органов. В отчетности достаточно развернуто представлена информация, необходимая для реализации налоговой политики государства.

Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента) являются соображением морали. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Активы и обязательства оцениваются обычно по рыночным ценам.

Однако процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений  постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и успешно действуют  транснациональные корпорации, имеющие  предприятия в различных странах  мира.

Европейские страны формируют  единое экономическое пространство. На территории этих стран введена  единая валюта – евро. Эти и другие причины послужили предпосылками  формирования системы учетной информации на международном уровне – Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО). МСФО представляют собой систему правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер.

Начало работы над созданием  МСФО относится к 1937 г., когда в  результате соглашения между профессиональными  ассоциациями и объединениями бухгалтеров  и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был  образован Комитет международных  стандартов финансовой отчетности (КМСФО). К 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала  всем иностранным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Лондоне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность не только по национальным принципам, но и в соответствии с МСФО.

Одно из приоритетных направлений  деятельности КМСФО – разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. Был образован Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета.

К 2001 г. КМСФО был реорганизован  в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели его  деятельности:

  • разработка в общественных интересах единого комплекта понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, требующих представления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации;
  • внедрение этих стандартов и контроль за соблюдением их;
    • сотрудничество с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности во всем мире.

Соподчиненность действующих  советов и комитетов представлена на рисунке 1.




 

 

 

Рисунок 1. Структура института МСФО

 

Каждое из представленных на рисунке образований имеет  свои обязанности и полномочия, все  они формируются попечителями.

19 попечителей  Совета представляют различные географические  регионы и виды бизнеса. В сферу их деятельности входят:

    • назначение членов СМСФО, КСС, КИМФО;
    • контроль эффективности деятельности СМСФО;
    • обеспечение финансирования и утверждение бюджетов СМСФО.

Совет по Международным  стандартам финансовой отчетности состоит из 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, формируется на срок от 3 до 5 лет.

СМСФО отвечает за:

Информация о работе Международные и национальные стандарты финансовой отчетности