Международные и национальные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки пред¬приятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос¬сии началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.

Файлы: 1 файл

курсач (Восстановлен).docx

— 84.73 Кб (Скачать)

Из перечисленных методов  оценки в отечественной учетной  практике отсутствует оценка объектов бухгалтерского учета по справедливой стоимости.

раздел 2. Анализ современного состояния отечественного учета и отчетности, его соответствие международным стандартам

2.1. Основные различия  между МСФО и российской системой 

бухгалтерского учета

 

Основные различия между МСФО и  российской системой учета связаны  с исторически обусловленной  разницей в конечных целях использования  финансовой информации.

В российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное  представление финансового положения  и операций, осуществленных компанией (МСФО 1 "Представление финансовой отчетности").

Как следует из сравнения  определений, которые дают РСБУ и  МСФО понятию "финансовая (бухгалтерская) отчетность", международные стандарты не содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к данным бухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактов хозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составления отчетности.

Кроме того, МСФО, в отличие  от определения отчетности РСБУ, не указывают на наличие установленных форм отчетности (см. табл.3)

Согласно документам российской системы нормативного регулирования  бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).

Таблица 3 – Сравнительная характеристика комплектов финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству

Комплект российской финансовой отчетности

Комплект финансовой отчетности по МСФО

Бухгалтерский баланс (форма  № 1)

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала (форма № 3)

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств (форма № 4)

Отчет о движении денежных средств

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

Аналога в МСФО нет

Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма № 6)

Аналога в МСФО нет

Пояснительная записка

Пояснительная записка, включающая учетную политику

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному  аудиту

Не включается в комплект финансовой отчетности


 

В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах  деятельности и движении денежных средств организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (МСФО 1).

При формулировании цели составления  финансовой отчетности МСФО делают акцент на удовлетворении информационных потребностей широкого круга пользователей для  принятия экономических решений. При  этом согласно МСФО к пользователям  отчетности относятся реальные и  потенциальные инвесторы, работники, кредиторы (займодавцы), поставщики и  иные торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.

Однако информационные потребности  всех пользователей не могут быть удовлетворены в равной мере, поэтому  необходимо выделить те информационные потребности, которые будут являться общими для всех пользователей финансовой отчетности. При этом, поскольку  согласно Принципам подготовки и  составления финансовой отчетности  МСФО инвесторы являются поставщиками капитала для компании, предоставление информации, удовлетворяющей их потребности, также будет удовлетворять большинство потребностей других пользователей финансовой отчетности.

Таким образом, МСФО устанавливают  приоритет потребностей инвесторов перед другими группами пользователей  финансовой отчетности и одновременно исходят из предположения о том, что информация о финансовом положении  организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении  необходима широкому кругу пользователей  и способна удовлетворить их потребности  должным образом.

Цель бухгалтерской отчетности, сформулированная в РСБУ, в целом  совпадает с формулировкой цели в МСФО. Однако российская практика сложилась таким образом, что  в большинстве случаев отчетность составляется не в целях удовлетворения интересов широкого круга пользователей  в информации, необходимой им для  принятия экономических решений, а  для формального исполнения требований законодательства в части порядка  составления и представления  отчетности. И несколько "обезличенное" определение финансовой (бухгалтерской) отчетности, данное в нормативных  документах, полностью оправдывает  такую практику.

Еще одно отличие в целях  составления отчетности в МСФО и  РСБУ прямо не следует из приведенных  определений, но существование его  подтверждается результатами анализа  большинства МСФО.

Если для российских пользователей  отчетности наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах  деятельности компании, то конкретное содержание международных стандартов, с нашей точки зрения, в большей  степени направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. Свидетельством тому являются и жесткие требования, предъявляемые  к процедурам признания активов, и введение требований по их оценке на основании справедливой стоимости.

В РСБУ бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Иной отчетный период установлен для вновь созданных организаций (п. 2 ст. 14 Закона "О бухгалтерском учете", п. 36 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода (п. 37 Положения, п. 12 ПБУ 4/99). По правилам МСФО финансовая отчетность должна представляться как минимум  ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем  один год, компания в дополнение к  периоду, охваченному финансовой отчетностью, должна раскрыть:

а) причину выбора периода, отличающегося от одного года, и 

б) факт того, что сравнительные  суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств и  соответствующих примечаний не в  полной мере сопоставимы (МСФО 1).

Определения понятия "отчетная дата" МСФО не содержат, отчетная дата не зафиксирована. Наряду с иными  компонентами финансовой отчетности должна быть обозначена "отчетная дата или  период, охватываемый финансовой отчетностью, в зависимости от того, что больше подходит для соответствующего компонента финансовой отчетности" (МСФО 1).

Таким образом, в отличие  от российских стандартов, МСФО не фиксируют  отчетную дату, а также предусматривают  возможность выбора организацией отчетного  периода, в том числе для промежуточной  отчетности. Российские нормативные  документы четко определяют периодичность  составления как промежуточной, так и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, делая исключения лишь для вновь созданных организаций.

РСБУ установлено, что  месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного  года (п. 3 ст. 14 Закона "О бухгалтерском  учете"). Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (п. 51 ПБУ 4/99). В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено, в частности, учредителями (участниками) (п. 49 ПБУ 4/99).

В МСФО промежуточный период - отчетный период, продолжительность  которого меньше, чем полный финансовый год. Промежуточная финансовая отчетность - это финансовая отчетность, содержащая полный пакет или набор сокращенных  финансовых отчетных форм (компонентов) за промежуточный период.

МСФО 34 "Промежуточная  финансовая отчетность" устанавливает  минимальный состав промежуточной  финансовой отчетности (краткий бухгалтерский  баланс; краткий отчет о прибылях и убытках; краткий отчет о  движении денежных средств; краткий  отчет об изменениях капитала; примечания к финансовой отчетности). Однако компания может публиковать полный пакет  отчетных форм в своей промежуточной  финансовой отчетности, а не сокращенную  отчетность и некоторые примечания к финансовой отчетности.

Таким образом, требования МСФО в отношении порядка представления  и состава промежуточной отчетности существенно менее формализованы, чем требования РСБУ.

РСБУ четко определяют периодичность составления промежуточной  отчетности, не акцентируя внимание на том, какие организации обязаны  составлять и представлять такую  отчетность. Таким образом, такая  отчетность должна составляться всеми  организациями. РСБУ регламентируют и  состав промежуточной отчетности, включая  в нее бухгалтерский баланс и  отчет о прибылях и убытках.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими  предприятиями и финансовыми  институтами. Финансовая отчетность, которая  ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные  интересы и различные потребности  в информации, принципы, лежащие  в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных  направлениях.

Одним из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно  представляется на основании их юридической  или отраженной в учете формы.

В соответствии с российской системой учета операции как правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

Вторым главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к  возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат.

Международные стандарты учета  предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения  дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость  наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся  к определенному периоду. Эта  разница приводит к различиям  в моменте учета этих операций.

Следует отметить, что в  России в последние годы предприняты интенсивные меры по совершенствованию системы бухгалтерского учета, которые приблизили российские стандарты бухгалтерской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности, однако по-прежнему остаются достаточно существенные отличия в формировании отчетных показателей.

 

 

 

2.2. Порядок регулирования  практики учета в России и  МСФО

 

Говоря о правовом статусе МСФО в России, в первую очередь необходимо напомнить, что в соответствии с  подпунктом "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.

Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона «О бухгалтерском учете», определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.

Сфера применения МСФО расширяется год от года, формирующиеся требования рынка по представлению бухгалтерской информации все в большей степени позволяют говорить об МСФО как об универсальном международном языке бизнеса, все большее количество компаний в мире формируют отчетность по МСФО и это во все большей степени относится и к российским транснациональным компаниям.

Однако в рамках регулирования  практики ведения учета в конкретном государстве выполнение требований МСФО может стать обязательным только в случае, если такая обязанность  будет вменена соответствующим  законодательством.

Информация о работе Международные и национальные стандарты финансовой отчетности