Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки пред¬приятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос¬сии началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.
Каждый член совета при рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается как минимум восемью голосами членов СМСФО.
Консультативный совет по стандартам формируется в составе 45 человек на 3 года с правом продления срока полномочий. Членами этого совета являются представители различных географических регионов и сфер деятельности. Они выражают мнения различных организаций и лиц, имеющих интересы в области МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стандартов. Ежегодно Консультативный совет проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.
Постоянный комитет по интерпретации, созданный в 1997 г., в декабре 2001 года был трансформирован в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, или IFRIC). В составе Комитета 12 экспертов в области бухгалтерского учета.
Стандарты, действующие в настоящее время, представлены в таблице 1.
Международным стандартам финансовой отчетности предшествует самостоятельный раздел «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». Не являясь стандартом, этот документ формирует концептуальную основу, фундамент для разработки и последующей оценки стандартов финансовой отчетности.
Таблица 1 - Международные стандарты финансовой отчетности
Номер стандарта |
Название стандарта |
МСФО 1 |
Представление финансовой отчетности |
МСФО 2 |
Запасы |
МСФО 3 |
Объединение компаний |
МСФО 4 |
Договоры страхования |
МСФО 5 |
Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи и представление информации по прекращаемой деятельности |
МСФО 6 |
Разработка и оценка минеральных ресурсов |
МСФО 7 |
Отчеты о движении денежных средств |
МСФО 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
МСФО 10 |
События после отчетной даты |
МСФО 11 |
Договоры подряда |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
МСФО 14 |
Сегментная отчетность |
МСФО 16 |
Основные средства |
МСФО 17 |
Аренда |
МСФО 18 |
Выручка |
МСФО 19 |
Вознаграждения работникам |
МСФО 20 |
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО 26 |
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения |
МСФО 27 |
Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность |
МСФО 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
МСФО 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
МСФО 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты:
раскрытие и представление |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО 36 |
Обесценение активов |
МСФО 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО 40 |
Инвестиции в недвижимость |
МСФО 41 |
Сельское хозяйство |
Ни одно из положений Принципов не имеет преимущества перед каким-либо из МСФО. В случаях когда возможен конфликт между Принципами и каким-либо из МСФО, последний имеет преимущество. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности
МСФО часто предусматривает
два возможных подхода к
Процедура принятия данных стандартов достаточно регламентирована и сводится к следующему. По наиболее актуальным вопросам учета Правление создает рабочую группу. Возглавляет ее в обязательном порядке один из членов Правления. В состав ее должны входить представители, как правило, не менее чем из трех стран, поддерживающих деятельность КМСФО. Максимальное число членов рабочей группы не ограничено. В случае необходимости руководитель группы привлекает экспертов по отдельным аспектам разрабатываемого стандарта.
В функциональные обязанности группы входит обширный комплекс работ, которые она должна выполнить в процессе подготовки стандарта. Прежде всего, определить основные его параметры, подлежащие стандартизации; изучить национальные стандарты и действующую практику в этой области в различных странах; сделать детальный ее анализ, провести консультации с членами КСС; разработать саму концепцию стандарта, его «Проект основных принципов» или другой документ аналогичного содержания и представить его в Правление для рассмотрения.
Правление КМСФО, получив данный документ, в установленный срок обсуждает его на своем заседании. В процессе обсуждения последнего в него не редко вносятся дополнения и изменения. С учетом последних затем подготавливается «Предварительный вариант стандарта». И если он получает поддержку простого большинства членов Правления, присутствовавших на заседании, проект стандарта публикуется в печати для рассмотрения общественностью и направляется бухгалтерским органам и правительствам различных стран, рынкам ценных бумаг и другим заинтересованным сторонам для получения от них комментариев.
Рабочая группа обязана изучить
все поступившие в
Параллельно с публикацией
этого стандарта Правление
В случае необходимости, как отмечалось ранее, к отдельным утвержденным МСФО впоследствии издают интерпретации. Их разрабатывает Комитет по интерпретации МСФО (КИМСФО). Причем он вправе принимать решения, если не менее девяти из 12 его членов присутствуют на его заседании лично или с которыми можно связаться по телекоммуникациям.
Для одобрения проекта
или окончательного варианта интерпретации
со стороны членов КИМСФО необходимо,
чтобы не более трех голосующих членов
из перечисленного выше числа присутствующих
проголосовали против данных документов.
После этого требуется принятие
решения по интерпретации со стороны
Правления КМСФО. Окончательный
вариант интерпретации
Интерпретации составляют важную и неотъемлемую часть понятия «системы МСФО».
В 1998 г. в России принята «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами». Для реализации этой программы необходимо было разработать совершенно новые, приближенные к международным стандартам учета ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету).
Сейчас многие ПБУ уже разработаны, утверждены и приняты к использованию, остальные находятся на стадии разработки и корректировки.
Для того чтобы лучше понять и правильно применять ПБУ, необходимо знать принципы ведения учета в соответствии с международными стандартами, так как конечной целью реформирования отечественного учета является переход на международные стандарты учета.
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения:
Допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено.
Практическая реализация
этого допущения на отечественных
предприятиях приводит к тому, что
при отражении активов в
В соответствии с российским законодательством данный объект учета нельзя отнести к основным средствам (он должен числиться в составе капитальных вложений), не допускается в данном случае и начисление амортизации, что негативно сказывается на достоверности представляемой финансовой отчетности: искажается информация о реальной стоимости активов, а также о расходах организации. МСФО позволяют избежать подобных несоответствий.
В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей». МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики: понятность, сопоставимость, уместность и надежность. Две первые характеристики касаются представления информации, две последующие – ее содержания.
Понятность означает доступность информации для понимания пользователем, имеющим достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета
Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставимой внутри компании по отчетным периодам, а во внешней среде– с информацией других компаний. Это позволяет проследить тенденции изменения финансового положения компании и результатах ее деятельности.
Уместной считается информация, влияющая на экономические решения пользователей, помогающая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждающая или исправляющая прошлые оценки. Качественные характеристики информации тесно взаимосвязаны. На уместность информации значительное влияние оказывает ее существенность.
Существенной считается информация, пропуск или искажение которой могут серьезно повлиять на принятие пользователями управленческих решений. Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны включаться в состав более крупных статей аналогичного назначения.
Точных количественных критериев существенности не существует, хотя в отдельных положениях утверждается, что статьи, превышающие 5% общего итога по данному отчету, следует рассматривать как существенные.
Надежность означает отсутствие в информации существенных ошибок. Залогом надежности информации служит соблюдение следующих условий при ее раскрытии:
Информация представлена правдиво, если факт хозяйственной деятельности или событие соответствуют его квалификации и оценке в бухгалтерской отчетности.
Условие преобладания сущности над формой означает, что хозяйственные операции компании должны отражаться в учете и представляться в финансовой отчетности в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только с их юридической формой.
Нейтральность информации означает ее непредвзятость, беспристрастность. Финансовая отчетность не должна влиять на принятие решения или формирование суждения в чьих бы то ни было интересах.
Осмотрительность. При составлении отчетности необходимо учитывать неопределенность будущих событий, например вероятность возникновения и погашения обязательств, продолжительность полезного использования активов, их обесценение. Осмотрительность (консерватизм) – это определенная степень осторожности в процессе формирования суждений, которая должна обеспечить, чтобы при производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.
Информация о работе Международные и национальные стандарты финансовой отчетности