Международные и национальные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки пред¬приятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос¬сии началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.

Файлы: 1 файл

курсач (Восстановлен).docx

— 84.73 Кб (Скачать)
    • подготовку и публикацию проектов МСФО;
    • установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по результатам предварительного обсуждения МСФО;
    • подготовку и издание МСФО.

Каждый член совета при  рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается как минимум  восемью голосами членов СМСФО.

Консультативный совет по стандартам формируется в составе 45 человек на 3 года с правом продления  срока полномочий. Членами этого  совета являются представители различных  географических регионов и сфер деятельности. Они выражают мнения различных организаций  и лиц, имеющих интересы в области  МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стандартов. Ежегодно Консультативный совет  проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.

Постоянный комитет по интерпретации, созданный в 1997 г., в  декабре 2001 года был трансформирован  в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, или IFRIC).  В составе Комитета 12 экспертов в области бухгалтерского учета.

Стандарты, действующие в  настоящее время, представлены в таблице 1.

Международным стандартам финансовой отчетности предшествует самостоятельный  раздел «Принципы подготовки и составления  финансовой отчетности». Не являясь стандартом, этот документ формирует концептуальную основу, фундамент для разработки и последующей оценки стандартов финансовой отчетности.

 

Таблица 1 - Международные стандарты финансовой отчетности

Номер стандарта

Название стандарта

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

МСФО 2

Запасы

МСФО 3

Объединение компаний

МСФО 4

Договоры страхования

МСФО 5

Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи  и представление информации по прекращаемой деятельности

МСФО 6

Разработка и оценка минеральных  ресурсов

МСФО 7

Отчеты о движении денежных средств

МСФО 8

Учетная политика, изменения  в бухгалтерских оценках и  ошибки

МСФО 10

События после отчетной даты

МСФО 11

Договоры подряда

МСФО 12

Налоги на прибыль

МСФО 14

Сегментная отчетность

МСФО 16

Основные средства

МСФО 17

Аренда

МСФО 18

Выручка

МСФО 19

Вознаграждения работникам

МСФО 20

Учет правительственных  субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

МСФО 23

Затраты по займам

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных  сторонах

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения

МСФО 27

Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность

МСФО 28

Учет инвестиций в ассоциированные  компании

МСФО 29

Финансовая отчетность в  условиях гиперинфляции

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных  финансовых институтов

МСФО 31

Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

МСФО 33

Прибыль на акцию

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

МСФО 36

Обесценение активов 

МСФО 37

Резервы, условные обязательства  и условные активы

МСФО 38

Нематериальные активы

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО 40

Инвестиции в недвижимость

МСФО 41

Сельское хозяйство


 

Ни одно из положений Принципов  не имеет преимущества перед каким-либо из МСФО. В случаях когда возможен конфликт между Принципами и каким-либо из МСФО, последний имеет преимущество. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности показаны на рисунке 2.












 

Рисунок 2. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности

 

МСФО часто предусматривает  два возможных подхода к бухгалтерскому учету хозяйственных операций – основной и допустимый альтернативный. Преимущество наличия двух подходов (в случаях, когда стандартов предусмотрен допустимый альтернативный подход) состоит в том, что приемлемость стандарта повышается.

 

    1. Порядок подготовки и утверждения международных стандартов учета (финансовой отчетности)

 

Процедура принятия данных стандартов достаточно регламентирована и сводится к следующему. По наиболее актуальным вопросам учета Правление создает рабочую группу. Возглавляет ее в обязательном порядке один из членов Правления. В состав ее должны входить представители, как правило, не менее чем из трех стран, поддерживающих деятельность КМСФО. Максимальное число членов рабочей группы не ограничено. В случае необходимости руководитель группы привлекает экспертов по отдельным аспектам разрабатываемого стандарта.

В функциональные обязанности  группы входит обширный комплекс работ, которые она должна выполнить  в процессе подготовки стандарта. Прежде всего, определить основные его параметры, подлежащие стандартизации; изучить  национальные стандарты и действующую  практику в этой области в различных  странах; сделать детальный ее анализ, провести консультации с членами  КСС; разработать саму концепцию  стандарта, его «Проект основных принципов» или другой документ аналогичного содержания и представить его  в Правление для рассмотрения.

Правление КМСФО, получив  данный документ, в установленный  срок обсуждает его на своем заседании. В процессе обсуждения последнего в  него не редко вносятся дополнения и изменения. С учетом последних затем подготавливается «Предварительный вариант стандарта». И если он получает поддержку простого большинства членов Правления, присутствовавших на заседании, проект стандарта публикуется в печати для рассмотрения общественностью и направляется  бухгалтерским органам и правительствам различных стран, рынкам ценных бумаг и другим заинтересованным сторонам для получения от них комментариев.

Рабочая группа обязана изучить  все поступившие в установленный  для этого срок замечания и  пожелания по улучшению содержания проекта стандарта. После изучения поступивших комментариев и ознакомления с данной редакцией стандарта последний выносят для рассмотрения на заседание Правления. В случае одобрения его не менее чем восемью членами Правления стандарт считается принятым. После этого Правление публикует на английском языке окончательный его вариант как МСФО. Последний вступает в силу с даты, указанной в самом МСФО.

Параллельно с публикацией  этого стандарта Правление КМСФО  издает, как правило, еще один документ – «Основу для выводов». В нем  содержатся пояснения причин, послуживших  основанием для выбора тех или  иных норм и требований, установленных  в стандарте, а также содержится другая полезная для его пользователей  информация. Вместе с тем Правление КМСФО публикует и несовпадающие мнения по отдельным положениям разработанного МСФО.

В случае необходимости, как  отмечалось ранее, к отдельным утвержденным МСФО впоследствии издают интерпретации. Их разрабатывает Комитет по интерпретации МСФО (КИМСФО). Причем он вправе принимать решения, если не менее девяти из 12 его членов присутствуют на его заседании лично или с которыми можно связаться по телекоммуникациям.

Для одобрения проекта  или окончательного варианта интерпретации  со стороны членов КИМСФО необходимо, чтобы не более трех голосующих членов из перечисленного выше числа присутствующих проголосовали против данных документов. После этого требуется принятие решения по интерпретации со стороны  Правления КМСФО. Окончательный  вариант интерпретации считается  принятым, если за него было отдано не менее восьми голосов членов Правления. Утвержденная в таком порядке  интерпретация публикуется в  печати. Однако она вступает в силу не сразу после ее принятия, а  с указанной в ней даты.

Интерпретации составляют важную и неотъемлемую часть понятия  «системы МСФО».

 

    1. Основополагающие принципы составления учета и отчетности

 

В 1998 г. в России принята  «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии  с международными стандартами». Для реализации этой программы необходимо было разработать  совершенно новые, приближенные к международным  стандартам учета ПБУ (Положения  по бухгалтерскому учету).

Сейчас многие ПБУ уже  разработаны, утверждены и приняты  к использованию, остальные находятся  на стадии разработки и корректировки.

Для того чтобы лучше понять и правильно применять ПБУ, необходимо знать принципы ведения учета  в соответствии с международными стандартами, так как конечной целью  реформирования отечественного учета  является переход на международные  стандарты учета.

 Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения:

  • учет по методу начисления, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены и выплачены). Применение этого метода означает, что на каждую отчетную дату  производится начисление соответствующих доходов и расходов компании;
  • непрерывность деятельности компании. В соответствии с этим принципом при составлении финансовой отчетности подразумевается, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. В случае ожидания прекращения деятельности компании, ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.

Допущение имущественной  обособленности организации, согласно которому активы и обязательства  организации существуют обособленно  от активов и обязательств других организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено.

Практическая реализация этого допущения на отечественных  предприятиях приводит к тому, что  при отражении активов в бухгалтерском  учете юридическая форма превалирует  над экономическим содержанием. Например, организация в коммерческих целях приобрела здание и начала пользоваться им, извлекая экономические  выгоды, однако государственная регистрация  здания еще не осуществлена.

В соответствии с российским законодательством данный объект учета  нельзя отнести к основным средствам (он должен числиться в составе  капитальных вложений), не допускается  в данном случае и начисление амортизации, что негативно сказывается на достоверности представляемой финансовой отчетности: искажается информация о реальной стоимости активов, а также о расходах организации. МСФО позволяют избежать подобных несоответствий.

В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей». МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики: понятность, сопоставимость, уместность и надежность. Две первые характеристики касаются представления информации, две последующие – ее содержания.

Понятность означает доступность информации для понимания пользователем, имеющим достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета

Информация, содержащаяся в  финансовой отчетности, должна быть сопоставимой внутри компании по отчетным периодам, а во внешней среде– с информацией других компаний. Это позволяет проследить тенденции изменения финансового положения компании и результатах ее деятельности.

Уместной считается информация, влияющая на экономические решения пользователей, помогающая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждающая или исправляющая прошлые оценки. Качественные характеристики информации тесно взаимосвязаны. На уместность информации значительное влияние оказывает ее существенность.

Существенной считается информация, пропуск или искажение которой могут серьезно повлиять на принятие пользователями управленческих решений. Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны включаться в состав более крупных статей аналогичного назначения.

Точных количественных критериев  существенности не существует, хотя в  отдельных положениях утверждается, что статьи, превышающие 5% общего итога  по данному отчету, следует рассматривать  как существенные.

Надежность означает отсутствие в информации существенных ошибок. Залогом надежности информации служит соблюдение следующих условий при ее раскрытии:

    • правдивое представление;
    • преобладание сущности над формой;
    • нейтральность;
    • осмотрительность;
    • полнота;
    • существенность.

Информация представлена правдиво, если факт хозяйственной  деятельности или событие соответствуют его квалификации и оценке в бухгалтерской отчетности.

Условие преобладания сущности над формой означает, что хозяйственные операции компании должны отражаться в учете и представляться в финансовой отчетности в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только с их юридической формой.

Нейтральность информации означает ее непредвзятость, беспристрастность. Финансовая отчетность не должна влиять на принятие решения или формирование суждения в чьих бы то ни было интересах.

Осмотрительность. При составлении отчетности необходимо учитывать неопределенность будущих событий, например вероятность возникновения и погашения обязательств, продолжительность полезного использования активов, их обесценение. Осмотрительность (консерватизм) – это определенная степень осторожности в процессе формирования суждений, которая должна обеспечить, чтобы при производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.

Информация о работе Международные и национальные стандарты финансовой отчетности