Международные и национальные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки пред¬приятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системы бухучета в Рос¬сии началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первых лет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы уже сделаны.

Файлы: 1 файл

курсач (Восстановлен).docx

— 84.73 Кб (Скачать)

Исключением здесь не является и  Россия. Рассмотрев достаточно подробно нормы отечественного законодательства, определяющие порядок регулирования  бухгалтерской практики, и положения, отражающие степень обязательности применения МСФО, мы можем сформулировать следующие выводы относительно реальной возможности рассматривать МСФО как предписания, обязательные при  ведении официального бухгалтерского учета российскими организациями:

Любое положение МСФО может стать  нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:

  1. Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ.

В этом случае отдельные положения  МСФО, например, определение допущения  непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в  текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.

  1. Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.

Так, например, российский нормативный  акт может содержать предписание, согласно которому ведение бухгалтерского учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний  о таком тестировании отечественный  нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского  нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.

Оба выделенных варианта действия МСФО на отечественную учетную практику имеют очень существенное значение и требуют самостоятельного рассмотрения.

 

 

 

 

2.3. Заимствование положений МСФО  при совершенствовании отечественных  нормативных актов по бухгалтерскому  учету

 

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России можно считать  начало 90-х годов XX века. Толчком  к началу реформы послужил семинар  по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром  ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в  Москве. Однако официальным началом  процесса реформирования учета следует  считать принятие Государственной  Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе  была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение  об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета  и в процессе разработки национальных стандартов по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике.

В 1994 году Методологическим Советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, переход  на МСФО в соответствии с которой  должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года.

К 1998 году стало ясно, что документ, принятый в 1994 году, нуждается в серьезной  доработке. Как следствие была принята  Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283. Программа содержала "план конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета", конечной датой осуществления которого указывался 2000 год.

Говоря о влиянии МСФО на российскую практику бухгалтерского учета, нельзя обойти вниманием еще один программный  документ, определяющий роль Международных  стандартов в формировании информации о финансовом положении российских компаний - Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, одобренной приказом Минфина  России от 01.07.2004 № 180*.

В этом документе, целью которого было определить направления развития бухгалтерской  практики на период до 2010 года, говорилось, что Международные стандарты  финансовой отчетности были приняты  в России в качестве основного  инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Столь существенное изменение отечественной  методологии учета в сторону  приближения к МСФО в последнее  время стало получать даже негативные оценки в плане критики излишней оптимистичности заимствуемых методов  для отечественных экономических  реалий. Движение отечественной нормативной  базы по бухгалтерскому учету в сторону  методологических концепций МСФО за последнее время прослеживается со всей очевидностью.

Однако следует помнить о  том, что речь в данном случае идет не о непосредственном "внедрении" международных стандартов в российскую практику учета, то есть не об использовании  непосредственно самих МСФО отечественными бухгалтерами, а о методологическом влиянии идей МСФО на вводимые новые  положения российских нормативных  актов, то есть о влиянии исключительно "идеологическом".

Так, например, согласно Принципам  подготовки и представления финансовой отчетности МСФО, финансовая отчетность компании обычно должна составляться исходя из непрерывности деятельности как основополагающего допущения, лежащего в основе как методов формирования отчетных данных, так и ее (отчетности) прочтения и понимания. Здесь "предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении ее деятельности", то есть отчетность составляется на основе допущения о том, что "компания действует и будет действовать в обозримом будущем".

Это положение МСФО послужило основой  формирования нормы, определяемой в  пункте 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", согласно которому «при формировании учетной политики предполагается, что… организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке»

В данном случае мы имеем дело именно с предписанием отечественного нормативно-правового  акта, методологической основой которого послужили соответствующие положения  МСФО, но никак не с применением  непосредственно МСФО в отечественной  бухгалтерской учетной практике.

Это означает, что все происходящие такого рода новации нормативного регулирования  учета в России - это изменения  положений отечественных нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета.

Все эти новации - это предписания  российских нормативных документов, существующие на русском языке, применение которых должно осуществляться в  рамках общих правил реализации предписаний  российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная ситуация в российской экономике характеризуется возрастанием потребности предприятий в инвестиционных ресурсах. Формируется институт отечественных  инвесторов, для которых первоочередной проблемой является получение достоверной  информации об организациях с целью  выбора объекта инвестирования. Аналогичен интерес к такой информации и  у зарубежных инвесторов, готовых  к вложению капитала на территории России. Названные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования российского  бухгалтерского учета.

К настоящему времени в  рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 20 ПБУ (приложение 3).

В ближайшее время максимально  использовать международные стандарты  финансовой отчетности в бухгалтерском  учете России, по всей вероятности  невозможно, но стремиться к этому  надо. В конечном итоге внедрение  международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к резкому  совершенствованию  и реформированию  действующей системы бухгалтерского учета на всех уровнях его организации.

Большинство направлений  учета соответствуют международным  стандартам финансовой отчетности и, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям  МСФО в основном сформирована. Эта  база позволяет каждой организации  выполнить задачу, поставленную в  правительственной Программе –  обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов. Полезной и достоверной информацией, гармонизированной  с международными требованиями.

Также переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций и при этом, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Если проблема подготовки кадров не решена, очень важен выбор консультанта, который поможет эффективно подойти к решению вопросов перехода на МСФО.

Вообще, переход на МСФО необходим. Ни один национальный финансовый рынок  не сможет поступательно развиваться  в отрыве от международного. Внедрение международных стандартов является важным шагом в вопросе построения эффективной системы учета в России.

Также внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход на МСФО должен производиться поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Смысл такого процесса заключается  в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно  в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности  этой системы.

Когда выстроенная система  будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и  объективной информации, реформу  можно считать состоявшейся.

Международные стандарты  финансовой отчетности являются динамичной системой, развитие которой будет  продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации  перехода на МСФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» от 01.07.2004 г. №180
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ
  3. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ
  4. «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными финансовой отчетности» от 06.03.1998 г. №283
  5. Астаков В.П, Теория бухгалтерского учета, учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
  6. Бабаева Ю.А, Теория бухгалтерского учета, учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с.
  7. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с.
  8. Беликова Т.Н, Минаева Л.Н. Все положения о бухгалтерском учете с комментариями, 2-е издание – СПб.: Питер, 2010., стр.9 – 18.
  9. Вахрушина М.А, Мельникова Л.А, Пласкова Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности, М.: Вузовский учебник, 2010 г.
  10. Газета "Учет. Налоги. Право" № 26/2011. Статья: «Как переходить на отчетность по МСФО»
  11. Гельтман В.Г., О.В. Рожнова, Р.Г. Каспина, С.Н. Гришнина, В.П.Сиднева, М.И.Литвиненко, Н.А.Ухтеева. Международные стандарты финансовой отчетности, М.: Финансы и статистика, 2009, стр. 7 - 42
  12. Журнал «Все для бухгалтера» Л.Р.Лилеева статья «Финансовая консолидированная отчетность по МСФО для группы компаний связи», 2006 г., №13, стр. 36 – 38.
  13. Захарин В.Р, Международные стандарты бухгалтерской отчетности «общая характеристика нормативной базы», Бухучет и налоги, 2000, №3.
  14. Кондраков Н.П, Бухгалтерский учет,  учебник. -М.: ИНФРА-М, 2009 г..
  15. Николаева С.И. Международные и Российские стандарты бухгалтерского учета. – М.: изд. «Аналитика-Пресс», 2001.
  16. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Издание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, 1998.
  17. Муравьева А, Переход на Международные стандарты финансовой отчетности и проблемы кредитования, 2003г.
  18. Панков Д.А, Бухгалтерский учет и анализ за рубежом, М-2002г.
  19. Рожнова О.В, Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности . – Экзамен М-2003г.
  20. Справочно-правовая система «Гарант»
  21. Справочно-правовая система «Консультант Плюс», выпуск 2009
  22. "Учет. Налоги. Право" Как переходить на отчетность по МСФО, № 26/2011
  23. Тишков И.Е, Пришепы А.И, Бухгалтерский , учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
  24. Хендриксен Э.С, Теория бухгалтерского учета, Финансы и статистика  М-2000 г.
  25. Шнейдман  Л.З, Как пользоваться международными стандартам финансовой отчетности – Бухгалтерский учет, 2001 г.

Информация о работе Международные и национальные стандарты финансовой отчетности