Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– раскрыть понятие, содержание, виды и методы деловой оценки персонала;
– провести анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт);
Введение………………………………………...………………………………...2
Глава1. Понятие, содержание, виды деловой оценки персонала………….5
1.1 Оценка персонала как функция кадровых служб…………………………...5
1.2 Методы оценки персонала…………………………………………………..10
Глава2. Анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт)……………………………………………………………………………..15
2.1 Зарубежный опыт оценки персонала……………………………………….15
2.2 Анализ современных методов оценки персонала в кадровой практике отечественных предприятий на примере СООО «Галагруп-Инвест»………..23
Глава3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб…………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………...42
Миссия СООО «Галагруп-Инвест» – лидерство в производстве продукции деревообработки. Главная стратегическая цель СООО «Галагруп-Инвест» на ближайшие годы – увеличение объемов производства продукции на основе совершенствования производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынках Республики Беларусь и стран дальнего зарубежья. Основные показатели деятельности приведены в приложении А.
Среднесписочная численность работающих в обществе по состоянию на 01.01.2009 г. составила 51 чел., их них служащих 17 чел. (5 руководителей и 12 специалистов). На 01.01.2010 г. численность работников СООО «Галагруп-Инвест» составила 60 чел., в том числе служащих 20 чел. (6 руководителей и 14 специалистов).
Структура и штат кадровой
службы утверждаются руководителем
предприятия с учетом задач, стоящих
перед предприятием, его специфики
и численности работников. Возглавляет
кадровую службу руководитель, который
назначается на должность и освобождается
от должности руководителем
В кадровой службе СООО «Галагруп-Инвест» работают 5 человек. Структура кадровой службы предприятия приведена на рисунке 2.2.
Специалист по планированию персонала
Специалист по социальным вопросам
Специалист по проведению аттестации
Начальник кадровой службы
Специалист по приему, адаптации персонала
Рисунок 2.2 – Структура кадровой службы СООО «Галагруп-Инвест»
Основными задачи кадровой службы СООО «Галагруп-Инвест» являются:
– участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
– обеспечение предприятия
необходимым количеством
– осуществление эффективного подбора, расстановка и реализация трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами;
– участие в формировании и развитии стабильного трудового коллектива, создании благоприятного социально–психологического климата;
– постоянное совершенствование
управления кадрами на основе реализации
целевых программ, современных персонал–
Оценку персонала при приеме на работу проводит специалист по приему персонала СООО «Галагруп-Инвест». В своей деятельности он использует два документа: анкету (приложение Б) и бланк для беседы (приложение В).
Применяемое на предприятии СООО «Галагруп-Инвест» методика оценки персонала достаточно проста в области выбора критериев и реализации, и в основном проводится в форме аттестации руководящих работников и специалистов. Руководителем подготовлены подробные характеристики на работников подлежащих аттестации, ознакомили с их содержанием аттестуемых работников. Аттестация персонала, в том числе и управленческого, на СООО «Галагруп-Инвест» проводится раз в 5 лет.
Таким образом, оценка кадров персонала сводится к представлению двух документов: аттестационного листа и характеристики. На основании которых, аттестационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия, принимает решения.
Изученные документы, проведенной аттестации, свидетельствуют и о некотором формализме: утвердить результаты аттестации; устранить отмеченные недостатки; довести до сведения работников. В протоколе заседания комиссии не всегда есть замечания о недочетах. Основным оценочным документом является характеристика, заверенная руководителем предприятия и председателем цехкома, и традиционная цитата протокола заседания аттестационной комиссии: на все вопросы даны ответы.
Развитие аттестационной
процедуры обусловлено в
Легче всего оценить реальный
вклад того или иного руководителя
или специалиста его
Непосредственный начальник
(а на практике – начальник отдела
кадров, а часто и сам аттестуемый)
составляет характеристику, которую
затем подписывает
Недостатки аттестационной процедуры:
– характеристики субъективны (панегирик или же «волчий билет», с которым и в тюрьму не возьмут) или, напротив, абсолютно безлики, на них совершенно нельзя положиться);
– аттестация может превращаться
в спектакль с протаскиванием
заранее принятого решения, или
в плохо организованный экзамен
со случайным результатом и
– после аттестации часто почти не остается сколько-нибудь ценной информации для последующего управления организацией.
Описанный выше регламент
в целях повышения
Разрабатывается перечень деловых качеств, подлежащих оценке. Для каждого аттестуемого назначаются эксперты из числа начальников, подчиненных и коллег, которых просят оценить каждое его качество из предложенного перечня в баллах, наподобие школьных оценок. Оценки разных экспертов усредняют. Иногда крайние оценки перед усреднением отбрасывают, как субъективные. («Как в фигурном катании!» – гордо сообщают авторы, полагая методы оценки в популярном виде спорта верхом научной обоснованности).
Листок с усредненными оценками ручается начальнику аттестуемого с тем, чтобы тот учел мнение экспертов при написании характеристики. Кроме того, этот листок может быть полезен аттестационной комиссии: как для принятия решения о соответствии должности, так и для определения сценария заседания комиссии (с кем из аттестуемых надо поговорить подольше, какие документы следует привлечь; например, если аттестуемый имеет низкую оценку по трудовой дисциплине, знакомятся с документами, фиксирующими ее нарушения).
Существуют недостатки и этого варианта:
– существенного влияния на качество характеристик листки с оценками не оказывают.
– при больших расхождениях
между характеристикой и
– значительно возрастает трудоемкость проведения аттестации.
– при ручной обработке экспертных оценок неизбежна утечка информации, и анонимность оценок (если таковая обещана) не обеспечивается, что приводит в дальнейшем к необъективности экспертов.
– методика аттестации при ручной обработке может быть в любую минуту переделана, чем нередко спешат воспользоваться некоторые руководители, перекраивая ее на свой вкус, иногда весьма невежественно.
– листок с оценками не является документом, не подлежит правовой защите и потому может быть вообще проигнорирован как начальником, пишущим характеристику, так и аттестационной комиссией.
– аттестация все еще остается оторванной от существенных задач управления, считается «третьестепенной» по важности.
– банк данных обычно не используется.
– принципы балльной оценки каждый эксперт понимает по-своему (так, у одного школьного учителя четверка фактически означает тройку, а у другого пятерку).
– сами качества тоже могут быть истолкованы по-разному, и хотя экспертам предлагаются письменные объяснения, одни эксперты их не читают, а другие, прочитав, игнорируют.
– итоговые оценки, выраженные в баллах, воспринимаются с трудом даже зрительно, не говоря уже о восприятии «на слух»; образ работника не складывается сравнить двух работников (два столбца цифр) оказывается довольно сложной проблемой.
– не до конца решается проблема утечки информации, поскольку еще велика доля «ручных» операций, при которых утечка возможна.
– иногда впадают в искушение свести столбец цифр в некий итоговый показатель, т. е. оценить работника всего одним числом. Затем, убедись на практике в абсурдности результатов, полученных простым усреднением, вводят весовые коэффициенты признаков, усложняют алгоритмы получения итоговой оценки, но успела на данном пути, пока еще никто не достиг.
Для оценки конкурентоспособности
главного бухгалтера, начальника отдела
снабжения и начальника производственно-
Таблица 2.2 – Примерный перечень качеств персонала СООО «Галагруп-Инвест»
Качества персонала (конкурентные преимущества) |
Весомость качеств персонала по категориям | ||
начальник производственно- |
начальник отдела снабжения |
главный бухгалтер | |
1. Конкурентоспособность
организации, в которой |
0,20 |
0,25 |
0,20 |
2. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные и т.п.) |
0,20 |
0,15 |
0,15 |
3. Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения) |
0,3 |
0,4 |
0,20 |
4. Интеллигентность, культура |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
5. Коммуникабельность |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
6. Организованность |
0,05 |
0,05 |
0,15 |
7. Возраст, здоровье |
0,15 |
0,05 |
0,10 |
Условия нормировки |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Таблица 2.3 – Правила – условия экспертных оценок
Степень проявления конкурентного качества персонала |
Балльная оценка |
1. Отсутствует |
1 |
2. Проявляется очень редко |
2 |
3. Проявляется не сильно и не слабо |
3 |
4. Проявляется часто |
4 |
5. Проявляется систематически, устойчиво, наглядно |
5 |
Оценим конкурентоспособность главного бухгалтера СООО «Галагруп-Инвест» на основании экспертных оценок конкурентных качеств, приведенных в таблице 2.4.
Аналитически конструируем формулу для оценки уровня конкурентоспособности конкретной категории персонала – КП.
Формируем требования к расчетной формуле.
Учет всех конкурентных качеств персонала – суммирование по индексу j = 1, 2, 3, 4, 5, 6,7.
Таблица 2.4 – Результаты экспертной оценки качеств главного бухгалтера СООО «Галагруп-Инвест»
Номер
эксперта |
Экспертная оценка семи конкурентных качеств главного бухгалтера СООО «Галагруп-Инвест» (таблица 2.2) по пятибалльной системе (таблица 2.3) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
2 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Учет весомости j-гo качества персонала – aj (таблица 2.2).
Учет оценки i-м экспертом j-гo качества персонала по пятибалльной системе – βij, i – 1, 2,..., n, n – число экспертов (n = 3 (таблица 2.4)) – суммирование по индексу i.
Информация о работе Методы оценки трудовой деятельности персонала