Методы оценки трудовой деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– раскрыть понятие, содержание, виды и методы деловой оценки персонала;
– провести анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт);

Оглавление

Введение………………………………………...………………………………...2
Глава1. Понятие, содержание, виды деловой оценки персонала………….5
1.1 Оценка персонала как функция кадровых служб…………………………...5
1.2 Методы оценки персонала…………………………………………………..10
Глава2. Анализ современных методов оценки персонала, их использование в кадровой практике (зарубежный и отечественный опыт)……………………………………………………………………………..15
2.1 Зарубежный опыт оценки персонала……………………………………….15
2.2 Анализ современных методов оценки персонала в кадровой практике отечественных предприятий на примере СООО «Галагруп-Инвест»………..23
Глава3. Рекомендации по использованию современных методов оценки персонала в работе кадровых служб…………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………...42

Файлы: 1 файл

Методы оценки трудовой деятельности персонала.docx

— 90.40 Кб (Скачать)

 

Одна из важнейших методических проблем оценки кадров на современном  этапе – кто должен оценивать  работника. В практике большинства  фирм США этим занимается менеджер – управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:

 

– комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет  то преимущество, что он исключает  предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;

 

– коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила  плоды, необходимо, чтобы они знали  уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность  повышения зарплаты и повышения  по службе;

 

– подчиненные оцениваемого;

 

– кто–либо, не имеющий непосредственного  отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших  затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника  на каком–либо очень важном посту. Возможно использование подобного  варианта также в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять  во внимание, что при использовании  данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;

 

– самооценка. В данном случае – работник оценивает себя при  помощи методов, используемых другими  оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа  у работников, нежели для оценки результативности труда;

 

– использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником  могут сравниваться с оценкой  подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства [25, с. 12].

 

Основным из всех рассмотренных  подходов является оценка подчиненных  их руководителем, но важнейшей целью  оценки является выявление возможностей личного развития работника и  тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных  в сочетании с другими методами.

 

Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную  и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в.

 

Проанализируем опыт лучших западных компаний, оценив работу центра оценки в «ЮКОС».

 

В Управлении по персоналу  нефтяной компании «ЮКОС» считают, что  аттестация помогла многим сотрудникам  положительно себя проявить, сделала  понятными возможности карьерного роста. И что не менее важно, люди увидели и оценили, насколько  входившие в состав комиссий руководители высшего звена заинтересованы в  объективной оценке уровня их профессиональной подготовки. Эта работа чрезвычайно  важна для обеих сторон. Только так и формируется единая команда».

 

Штат работников центра оценки может быть минимальным: руководитель и секретарь. Эксперты (как внешние, так и из числа работников организации) могут приглашаться лишь на время  проведения оценочных процедур (на 1–3 дня). В обязанности сотрудников  центра кроме собственно организации  оценочных процедур и участия  в процедурах оценки входит подбор групп оцениваемых работников и  руководителей–экспертов, а также  обеспечение последних методическими  материалами, а в случае необходимости  – проведение учебы для руководителей, приглашаемых в качестве экспертов.

 

Как правило, на оценку кандидатов в оценочных центрах отводится  от нескольких часов до трех дней –  в зависимости от того, для какого уровня управления осуществляется оценка и отбор: 3–6 часов для оценки линейных руководителей; один–два дня для руководителей среднего звена; три дня – для руководителей высшего уровня.

 

В таблице 2.1 приведены некоторые  методы, используемые в практике работы центров оценки.

 

Таблица 2.1 – Методы оценки руководителей, используемые в практике работы центов оценки

 

Название метода

Краткое описание метода

1

2

Биографический метод

Оценка работника по биографическим данным

Устные или письменные характеристики по произвольной форме

Устное или письменное описание того, что представляет из себя работник и как он себя проявляет в работе (достижения и упущения)

Оценка достигнутых результатов

Устное или письменное описание конкретной работы, выполненной  работником

Собеседование

Проводится в структурированной  или неструктурированной форме  для оценки степени соответствия опыта, профессиональных знаний, рабочего поведения и отношения к делу оцениваемых работников установленным  требованиям

Групповые дискуссии

Оценка знаний, лидерского потенциала, личных и деловых качеств  работников, коммуникативных способностей в ходе совместного обсуждения поставленных перед группой проблем

Анализ конкретных ситуаций (case – study)

Разбор конкретных практических ситуаций (их описание может занимать от одной страницы до сотни страниц). Оцениваемые руководители должны определить важнейшие проблемы предложенных для  анализа ситуаций и выработать предложения  по их решению

Выбор оценочных характеристик  из стандартного списка

Сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанной оценочной форме

Метод экспертных оценок

Определение степени проявления у работников тех или иных качеств  путем проставления экспертных оценок по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной форме

Психологическое тестирование

Определение особенностей личности, знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специально подобранных тестов

Ранжирование

Определение с помощью  экспертов ранга (места) оцениваемого среди других кандидатов по совокупности результатов оценки

Деловые игры

Разыгрывание ситуаций по заранее разработанному сценарию, имитирующему производственные условия и требующими принятия решений на основе имеющейся в распоряжении информации

Метод заданной балльной оценки

Начисление (снятие) определенного  количества баллов за те или иные достижения (упущения) в ходе оценочных процедур

Метод графического профиля

Вместо количественных или  качественных оценок используется графическая  форма оценки (профиль личности). Метод позволяет проводить наглядное  сравнение оцениваемого с профилем «идеального» руководителя, а также  сравнивать между собой различных  работников

Метод критических

Оценивается, как вел себя работник в критических ситуациях

ситуаций

(чрезвычайные происшествия, принятие ответственного решения,  решение новой незнакомой проблемы, разрешение конфликтной ситуации  и т.п.)

Собеседование

В свободной форме или  по заранее составленной программе  проводится обсуждение планов и результатов  работы оцениваемых

«Папка руководителя» (ин–баскет)

Установление приоритетов, разработка плана действий и принятие решений на основе анализа специально разработанного пакета документов: писем, отчетов, докладных записок, телефонограмм и других документов


 

Центры оценки не только обеспечивают оценку работников организации, претендующих на занятие тех или  иных руководящих должностей, они  часто выступают как инструмент обучения работников и одновременно как способ развития навыков, необходимых  для эффективного руководства (например, навыков оценки и навыков проведения интервью), у руководителей, участвующих  в работе центра оценки в качестве экспертов.

 

Тщательный подбор оценочных  упражнений, их стандартизация, а также  использование ряда специальных  организационных приемов позволяет  значительно снизить субъективизм принимаемых решений.

 

Центр оценки должен располагать  достаточно большим набором методов  оценки и регулярно их обновлять, чтобы они соответствовали изменяющимся условиям и требованиям, а также, чтобы исключить возможность  предварительного "обучения" правильным ответам на вопросы оценочных заданий.

 

Используемые в центрах  оценки тесты направлены не столько  на оценку имеющихся знаний и навыков, сколько на оценку способности к  усвоению нового и на определение  уровня развития качеств и навыков, требующихся руководителю. Групповые  дискуссии, используемые в центрах  оценки, чаще всего бывают посвящены  конкретным производственным вопросам: определению путей снижения текучести  кадров; обеспечению повышения эффективности  внутрифирменного обучения; пути повышения  производительности и качества и  т.п. Использование структурированных  интервью позволяет получить важную дополнительную информацию по каждому  оцениваемому, которая учитывается  в итоговом заключении.

 

В развернутое заключение центра оценки на каждого оцениваемого входит подробное рассмотрение его  деловых и личностных качеств, продемонстрированных способностей, степени готовности к  занятию конкретной должности, перспективности  для последующего продвижения. В  большинстве случаев дается также  ситуационный анализ: к какому стилю руководства тяготеет оцениваемый, каковы его сильные и слабые стороны, к какого рода задачам и управленческим функциям проявляет склонность, недостатки, на которые следует обратить особое внимание. Важной особенностью работы центров оценки является то, что итоговые отчеты, которые готовятся на каждого оцениваемого, содержат не только оценку их потенциала, но и ряд рекомендаций.

 

Практика работы западных центов оценки.

 

Как правило, на испытания  отводится от нескольких часов до трех суток: 3–6 часов для оценки мастеров, один день для менеджеров линейного звена, два дня для  менеджеров среднего звена, три дня  для высших руководителей.

 

В оценочном центре английской компании STC оценка менеджеров по трехдневной  программе проходит в три этапа. Первый этап включает пять оценочных  процедур: выполнение управленческих действий; обсуждение проблемы в малой  группе; принятие решения; презентация  разработанного проекта; подготовка делового письма.

 

Второй этап включает заполнение бланков психометрических тестов, выполнение упражнений по выявлению коммуникативных  способностей и заполнение бланков  личностных опросников (в частности, 16–факторного опросника Кеттела).

 

Третий этап состоит в  заполнении специальных бланков  по взаимной оценке в группе оцениваемых.

 

Преимущества использования  центров оценки.

 

Среди очевидных достоинств, которыми обладает подход к оценке руководителей, используемый в оценочных  центрах, можно выделить следующие.

 

1. Центры оценки более  надежны, чем другие методы  отбора. Этот комплексный метод  оценки позволяет более надежно  прогнозировать будущую успешность  кандидатов, чем другие методы.

 

2. Развернутые оценки, даваемые  центром, воспринимаются кандидатами  как более справедливые и объективные,  поскольку эксперты оценочных  центров не связаны с оцениваемыми  отношениями «начальник–подчиненный». 

3. Оценки, выставляемые центром, фокусируются на ключевых компетенциях кандидатов. При оценке упор делается не на оценку прошлой деятельности кандидатов, а на наблюдение и оценку его поведения в специально моделируемых ситуациях. Использование широкого набора тестов, процедур, имитирующих основные составляющие управленческой деятельности, и деловых игр позволяют кандидатам максимально полно раскрыть свой потенциал.

 

4. Оценочные деловые игры  тесно увязаны с наиболее значимыми  аспектами работы руководителя, что позволяет по их итогам  делать обоснованные заключения  относительно конкретных кандидатов.

 

5. Кандидаты могут получать  более полную обратную связь  по результатам центров оценки.

 

6. Стандартизация тестовых  упражнений уравнивает шансы  разных кандидатов [25, с. 15].

 

При всех плюсах данного  метода оценки работа центров оценки не лишена определенных трудностей и  проблем, мешающих более широкому их использованию. Среди таких проблем  можно назвать следующие.

 

1. Относительно высокие  издержки. Более высокие финансовые  затраты в сравнении с другими  методами оценки. Требует больше  времени, затрачиваемого наблюдателями  и кандидатами; необходима подготовка  методических и других материалов.

 

2. Достаточно низкий коэффициент  полезного действия. Большая часть  материалов и заключений оказывается  невостребованной.

 

3. Этические проблемы, связанные  с необходимостью доведения результатов  оценки до индивидов, показавших  неудовлетворительные результаты.

 

4. Опасность того, что  критерии оценки ориентируются  больше на вчерашние требования, а не на те требования, которым должны будут отвечать оцениваемые работники уже завтра.

 

Сегодня для подавляющего большинства организаций создание центра оценки, основной задачей которого будет оценка потенциала специалистов или руководителей, претендующих на включение в резерв или на занятие более высоких должностей, является экзотикой. Главная причина здесь – не трудоемкость методов, используемых в таких центрах, а отсутствие соответствующих специалистов и недостаточно четкое понимание руководством и представителями кадровых служб основного содержания работы центра оценки и результатов, которые могут быть получены в итоге.

 

Если руководство организации  принимает решение о необходимости  создании центра оценки, то еще один вопрос, который следует решить, – в какой форме будет работать центр – на постоянной основе или  его работа будет прекращена сразу  после завершения оценочных процедур и подготовки соответствующих отчетов.

 

Используя рассмотренные  выше теоретические положения по организации оценки персонала на предприятии, а также используя  опыт зарубежных фирм, проведем анализ организации оценки потенциала кадров в Республике Беларусь на примере  СООО «Галагруп-Инвест».

 

2.2 Анализ современных  методов оценки персонала в  кадровой практике отечественных  предприятий на примере СООО  «Галагруп-Инвест»

 

СООО «Галагруп-Инвест» входит в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром». СООО «Галагруп-Инвест» зарегистрировано Решением Исполнительного комитета г. Минск № 70-75 от 21 июня 1994 г. Регистрационный № 288 Код ОКПО 00276624 Республика Беларусь.

 

СООО «Галагруп-Инвест» – предприятие, которое ведет полную переработку древесины, начиная с лесозаготовки и разделки хлыстов, выпуска пиломатериалов, клееной фанеры, мебельных щитов, столярной плиты, изделий деревообработки и заканчивая производством высокохудожественной мебели.

 

В настоящее время Обществом  выпускается свыше 130 наименований продукции. Основными видами продукции, поставляемой на экспорт, являются фанера клееная и мебель. Ускоренными  темпами развивается производство мебели из массива сосны на экспорт (37,4% от поставки продукции на экспорт).

Информация о работе Методы оценки трудовой деятельности персонала