Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:30, курс лекций
1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Операции записываются в Журнал - Главная непосредственно с первичных или сводных документов. При регистрации каждой операции присваивается порядковый номер и отводится одна строка для записи. Аналитический учет ведется в карточках или книгах. По аналитическим счетам составляется оборотная ведомость, которая сверяется с данными синтетического учета.
В конце месяца в Журнал - Главная подсчитываются обороты по дебету и кредиту и выводят сальдо на конец месяца, и составляется бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.
Баланс составляется непосредственно на основании записей в Журнал - Главная. Поэтому нет необходимости составлять оборотные ведомости по счетам синтетического учета.
Эта форма учета удобна, проста и наглядна. Она проще мемориально-ордерной формы учета. Вместо 2-х форм: Регистрационного журнала и Главной книги ведется один комбинированный регистр - книга Журнал - Главная.
Эта форма может применяться только на предприятиях с небольшим комплектом синтетических счетов. Последовательность учетных работ при форме бухгалтерского учета Журнал - Главная приведена на рис. 6.2 .
6.5.
Журнально-ордерная форма
Эта форма учета основана на использовании накопительных реестров - журналов, ордеров и вспомогательных ведомостей, совмещающих синтетический и аналитический учет.
По однородным хозяйственным операциям данные из документов группируются и накапливаются в ведомостях по синтетическим счетам. В конце отчетного периода в ведомостях выводятся итоги по каждому корреспондирующему счету. Итоги ведомостей переносят в журналы - ордера. По некоторым операциям данные из документов непосредственно заносят в журналы - ордера.
Журнал-ордер открывается для каждого синтетического счета или нескольких взаимосвязанных счетов. Каждый журнал-ордер представляет собой таблицу шахматной формы с заранее предусмотренной корреспонденцией счетов, построенную по кредитовому признаку. Записи ведутся по кредиту соответствующих счетов с указанием корреспондирующих счетов по дебету.
Журнал-ордер совмещает, по существу, в себе мемориальные ордера и регистрационный журнал, которые при мемориально-ордерной форме ведутся раздельно. В табл. 6.5 приведена форма журнала-ордера.
Таблица 6.5 Журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» за декабрь 2001г.
Дата |
В дебет счетов | |||
|
51 «Расчетный счет» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
71 «Расчет с подотчетными лицами» |
Итого |
02 |
21000 |
- |
210 |
21210 |
03 |
2 400 |
158 610 |
161010 | |
04 |
2 400 |
- |
3110 |
5 510 |
06 |
1 100 |
34 000 |
- |
35 100 |
и т.д. |
||||
Итого |
85 000 |
265 000 |
12 000 |
362 000 |
С применением журнально-ордерной формы во многих случаях отпадает необходимость в обособленном аналитическом учете (поскольку в журнале-ордере обычно совмещают синтетический и аналитический учет).
По окончании месяца итоги каждого журнала-ордера переносят в Главную книгу, которая отличается по форме от Главной книги при мемориально-ордерной форме учета. Форма Главной книги при журнально-ордерной форме учета приведена в табл.6.6.
Таблица 6.6
Главная книга при журнально-ордерной форме учета открывается на год. На месяц отводится только одна строка, и записи производятся общим итогом. При этом по дебету счета они даются развернуто по корреспондирующим счетам, а по кредиту -обобщено. Корреспонденция счетов по кредиту развернуто приводится только в журналах - ордерах. Таким образом, журнал-ордер и Главная книга вместе дополняют друг друга, дают развернутую корреспонденцию по дебету и кредиту каждого счета. Надобность в составлении оборотной ведомости по синтетическим счетам отпадает.
Данные накопительных ведомостей, журналов-ордеров и Главной книги используются для заполнения баланса и составления других форм отчетности.
Взаимосвязь регистров при журнально-ордерной форме и последовательность записей на них показана на рис. 6.3.
6.6. Упрощенные формы
Субъекты малого предпринимательства ведут учет по упрощенным формам бухгалтерского учета.
Субъектами малого бизнеса (предпринимателями) могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся предприятия, в которых средняя численность не превышает в промышленности, строительстве и транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технических сферах - 60 человек, а в торговле и во всех других видах деятельности - 50 человек.
Кроме того, доля участия других юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законом по бухгалтерскому учету, положением по бухгалтерскому учету и отчетности, единым планом счетов бухгалтерского учета и другими обязательными положениями по учету.
Учет может вестись также внештатным бухгалтером по договоренности.
Эту форму рекомендуют применять малым предприятиям с простым технологическим процессом производства и оказания услуг, имеющим небольшое количество операций, как правило в пределах 300.
Естественно рабочий план счетов включает ограниченное число счетов.
Известно 2 вида упрощенной формы бухгалтерского учета: простая и с использованием ведомостей.
Простая форма. Она может применяться на малом предприятии при условии:
При простой форме учета ведется «Книга учета хозяйственных операций» форма № К-1 (см. табл. 6.7). Она является единым регистром синтетического и аналитического учета.
Таблица 6.7 Книга учета хозяйственных операций (форма № К-1)
Регистрация операций |
Наличие и движение имущества организации | ||||||
№п/п
|
Дата и № документа
|
Содержание операции
|
Сумма
|
Затраты на производство |
Касса | ||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продолжение табл. 6.7.
Наличие и движение имущества организации | |||||||||||||
Расчетный счет |
Реализация |
Расчеты по оплате труда | |||||||||||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит | ||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | ||||||||
Продолжение табл. 6.7. | |||||||||||||
Наличие и движение имущества | |||||||||||||
Расчеты с разными дебиторами |
Расчеты с бюджетом |
Расчеты по социальному страхованию |
Прибыль и ее использование |
и т.д. | |||||||||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
| |||||
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 | |||||
В книге учета хозяйственных операций в обязательном порядке отражается: характеристика первичной документации, сумма совершенных хозяйственных операций, их распределение по счетам. Счета являются одновременно регистрами аналитического и синтетического учета. В книге определяется себестоимость продукции (работ, услуг) и финансовый результат.
Книга ведется в течение всего отчетного периода. Она должна быть пронумерована и прошнурована. На последней странице записывается количество страниц, заверенное подписью главного бухгалтера, руководителя и печатью.
Учет может вестись отдельно за месяц в самостоятельной ведомости. При этом надобность в книге отпадает.
Помимо Книги учета хозяйственных операций (или соответствующей ведомости) на предприятии обязательно ведется ведомость учета заработной платы, где отражаются расчеты по оп-ите труда работников, расчеты с бюджетом и отчисления на социальные нужды.
Естественно, обязательно на предприятии ведется и «Кассовая книга».
Последовательность записей в регистрах при простой форде приведена на рис. 6.4.
Остановимся подробнее на Книге учета хозяйственных операций.
Книга открывается записями остатков на начало года по каждому виду имеющегося имущества и обязательств. По мере совершения операции и при поступлении каждого документа в книге, в соответствующих графах в хронологическом порядке, записываются содержание хозяйственной операции за текущий месяц, ее сумма и счетная формула по дебету и кредиту соответствующих счетов.
Затраты за месяц собираются по дебету 20 «Основное производство». По окончанию месяца эти затраты в части приходящиеся на реализованную в течение месяца продукцию списывают в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 20 (в соответствующих графах книги). Финансовый результат определяется как разница между оборотом по кредиту и дебету «Продажи» (то есть разница между графами 12 и И). Получаемый результат отражается в книге отдельной строкой. При получении прибыли делается запись по графам 11 и 22, т.е. «Продажи» - дебет и «Прибыль и ее использование» - кредит. Если имеет место убыток, запись отражается по графам 12 и 21: «Продажи» - кредит, а «Прибыль и ее использование» - дебет.
По завершении месяца в книге по всем счетам подсчитываются обороты по дебету и по кредиту и выводится сальдо на 1-е число следующего месяца.
При этом сумма всех оборотов по дебету и по кредиту всех счетов должна быть равна итогу, показанному по графе 4 «Сумма».
Книга учета хозяйственных операций является основанием для заполнения бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
Форма бухгалтерского учета с использованием ведомостей. Эта форма применяется, если малое предприятие имеет на балансе собственные основные средства и определенные запасы материалов. Порядок заполнения регистров при этой форме учета приведен на рис. 6.5. В качестве учетных регистров для учета имущества и источников его образования применяется 8 ведомостей (от В-1 до В-8) и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности записей в них по счетам бухгалтерского учета.
Рис. 6.5. Схема последовательности учета при форме бухгалтерского учета с использованием ведомостей.
Ведомость № В-1 «Ведомость учета основных средств, начисление амортизационных отчислений» является регистром синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств и расчета сумм амортизационных отчислений (счета 01 и 02).
Данные по основным средствам записываются в ведомость позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно подсчитываются суммы оборота, и выводится остаток основных средств на 1 число следующего за отчетным месяца.
Для малых предприятий, наиболее доступным способом начисления амортизации являются линейный и списание стоимости пропорционально объему продукции (работ), однако предприятия могут выбирать любой из 4-х допустимых способов. Ведомость № В-2 «Ведомость учета производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС уплаченного по ценностям», ведется для синтетического и аналитического учета на счета 10, 43, 41 и 19.
Ведомость № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» применяется для аналитического и синтетического учета на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты по дебету счета 20 собираются с кредита разных счетов.
Ведомость № В-4 «Ведомость учета денежных средств и фондов» ведется по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 99 «Прибыль и убыток», 80 «Уставной капитал».
Ведомость № В-5 «Ведомость учета расчетов и прочих операций» открывается по счетам: 55 «Специальные счета в банке», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с различными кредиторами и дебиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчет по социальному страхованию и обеспечению», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и другие заемные средства.
Ведомость № В-6 «Ведомость учета реализации в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения» используется в двух вариантах В-6 (отгрузка) или В-6 (оплата).