Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:30, курс лекций
1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Контрарные счета используются для уменьшения оценки объектов, учитываемых на основных счетах.
Примером является контрактивный счет 02 «Амортизация основных средств», который является регулирующим к основному счету 01 «Основные средства».
Основные средства учитываются по первоначальной стоимости. В то же время они изнашиваются и переносят свою стоимость на создаваемую продукцию. Стоимость их износа численно равна начисленной амортизации. Чтобы узнать остаточную стоимость основных средств необходимо из первоначальной стоимости вычесть сумму амортизации.
Разница между первоначальной стоимостью н износом составляет остаточную стоимость: (200000 - 30000 = 170000 тыс. руб.)
Дополнительные счета применяются для увеличения оценки (для дооценки) средств, т.е. суммы, числящиеся на дополняющем счете, должны быть присоединены к сумме на основном регулируемом счете.
Фактическая себестоимость материалов равна 36000 + 2000 -38000 (тыс. руб.).
Контрарно - дополнительные счета содержат в себе признаки и дополнительных, н контрарных счетов.
Например, счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если делается дополнительная проводка, то счет является дополнительным, а если проводка делается способом «красное сторно», то - контрарным.
3. Калькуляционные счета. Они предназначены для обобщения затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Все калькуляционные счета - активные. Наиболее типичным представителем является счет 20 «Основное производство». На дебете этого счета группируются по видам произведенной продукции затраты, включаемые в нх себестоимость, а по кредиту отражается фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции.
К калькуляционным счетам относятся также счет 23 «Вспомогательные производства»; счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.
4, Распределительные счета предназначены для распределения расходов либо по объектам калькуляции, либо по смежным отчетным периодам. В зависимости от этого они подразделяются на 2 подгруппы: собирательно-распределительные н бюджетно-распределительные счета.
Собирательно-
Типичным представителем этой подгруппы является счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Все собранные на дебете этого счета затраты распределяются сложной бухгалтерской проводкой:
Д-т
20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства» 2000000
К-т 26 «Общехозяйственные расходы» 10000000
Бюджетно-распределительные счета применяются для распределения затрат по нескольким отчетным периодам.
К этому виду счетов относятся, в частности, активный счет 97 «Расходы будущих периодов» и пассивный счет 96 «Резерв предстоящих расходов».
Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для собирания единовременных затрат с последующим их распределением в течение нескольких месяцев (лет) на затраты производства. Это активный счет. На нем собираются затраты на освоение нового производства, расходы, связанные с горноподготовительными работами, с ремонтом основных средств (когда организация не создает соответствующий резерв или фонд) и др.
Пример. На освоение нового производства затрачено единовременно 60000 руб. Для равномерного включения в себестоимость продукции их ежемесячно будут списывать равными долями по 5000 руб. на счет 20 «Основное производство».
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» это пассивный счет. Он предназначен для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных средств для равномерного включения в затраты на производство (обращение). На этом счете могут быть отражены суммы предстоящей оплаты отпусков работникам организации, на ремонт основных средств, на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и др.
Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резерв Предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и обращение.
Фактические расходы из ранее образованного резерва относят в дебет счета 96 «Резерв предстоящих расходов» в корреспонденции с соответствующими счетами: счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму оплаты отпуска н ежегодных вознаграждений за выслугу лет; счетом 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость произведенного ремонта основных средств и др.
Например. Для равномерного включения в себестоимость продукции сумм, начисленных за отпуск, ежемесячно относятся в резерв по 30000 руб. Это позволяет начислить работникам предприятия в летние месяцы за отпуск суммы, значительно превышающие среднемесячные.
5. Сопоставляющие счета. Они предназначены для сопоставления на них каких-либо показателей. Эти счета не имеют остатков и в балансе не отражаются.
Порядок записей на сопоставляющих счетах рассмотрим на примере счета 90 «Продажи». В дебет этого счета записывается фактическая себестоимость реализованной продукции, а в кредит - выручка от ее реализации. Их разница показывает результат реализации. Во всех случаях результат реализации списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Если имеет место прибыль, составляется проводка: Д-т 90, К-т 99; а если убыток - Д-т 99, К-т 90.
Результат от реализации = Выручка от реализации -полная фактическая себестоимость реализованной продукции = 2300000 - 1800000 = 500000.
6. Финансово-результативные счета. В эту группу входят счет 99 «Прибыли и убытки» и счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным счетом, на нем обобщается информация о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году: от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
По дебету
его отражают убытки, а по кредиту
прибыли.
Сопоставление дебетового
и кредитового оборотов за отчетный
период показывает конечный финансовый
результат отчетного
периода.
По окончании отчетного года при составлении годовой отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыли (Непокрытый убыток)».
Ряд счетов обладают признаками двух классификационных групп (подгрупп). Так, счет 28 «Брак в производстве» относится к сопоставляющим счетам и обладает также признаками калькуляционных счетов. Счет 99 «Прибыли и убытки» будучи финансово-результативным является также сопоставляющим счетом. Отнесение некоторых счетов к той или иной группе следует признать в известной мере условным.
3.8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации
Основой единообразия и сопоставимости учета и отчетности является применение единой системы счетов.
Во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственного подчинение (кроме банков, страховых и бюджетных организаций), начиная с 1 января 2001 года учет ведется в соответствии с новым утвержденным приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94-н планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по его применению.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой перечень синтетических счетов в систематизированном виде с указанием их шифров, объединенных по экономическому содержанию в разделы (8 разделов). В плане счетов предусматриваются и забалансовые счета.
План счетов включает около 60 синтетических счетов (балансовых).
Для обеспечения единства методологии в состав плана счетов входит Инструкция по применению плана счетов, в которой приводится краткая характеристика каждого счета (по экономическому содержанию и назначению) и типовая корреспонденция каждого счета.
В плане счетов приводится полное наименование синтетических счетов первого и второго порядка (субсчетов) и их шифр.
Аналитические счета в плане счетов не предусмотрены, их применение полностью зависит от особенностей и характеристики деятельности предприятия.
Предприятие, руководствуясь центральным планом счетов, должно разрабатывать свой собственный рабочий план счетов, который подлежит утверждению в учетной политике организации. Для этого из всей совокупности синтетических счетов выбирают лишь те, которые действительно необходимы для отражения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями своевременности, полноты учета и отчетности.
Предусмотренные в центральном плане счетов субсчета применяются организацией (предприятием) в зависимости от потребностей управления (анализа, контроля, внутренней отчетности).
Организации предоставлено право уточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета.
Применение плана счетов упрощается и исключается искажение в наименовании счетов благодаря использованию шифров счетов. Наличие цифровых шифров обеспечивает также возможность автоматизации учетных работ.
Ниже приведен план счетов бухгалтерского учета, вводимый в действие с 2001 года.
Таблица 5 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, вводимый с 2001 года
Наименование счета |
Номер счета |
Отношение к балансу |
Номер и наименование субсчета |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел I. Внеоборотные активы | |||
Основные средства |
01 |
А |
По видам основных средств |
Амортизация основных средств |
02 |
П |
|
Доходные вложения в материальные ценности |
03 |
А |
По видам материальных ценностей |
Нематериальные активы |
04 |
А |
По видам нематериальных ценностей |
Амортизация нематериальных активов |
05 |
П |
|
06 |
|||
Оборудование к установке |
07 |
А |
|
Вложения во внеоборотные активы |
08 |
А |
1. Приобретение земельных участков |
2. Приобретение объектов природопользования | |||
3. Строительство объектов основных средств | |||
4. Приобретение объектов основных средств | |||
5.Приобретение нематериальных активов | |||
6. Перевод молодняка животных в основное стадо | |||
7. Приобретение взрослых животных | |||
Раздел II. Производственные запасы | |||
Материалы |
10 |
А |
1. Сырье и материалы |
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали | |||
3. Топливо | |||
4. Тара и тарные материалы | |||
5. Запасные части | |||
6. Прочие материалы | |||
7. Материалы, переданные в переработку на сторону | |||
8. Строительные материалы | |||
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности | |||
Животные на выращивании и откорме |
11 |
А |
|
12 |
|||
13 |
|||
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
14 |
П |
|
Заготовление и приобретение материальных ценностей |
15 |
А |
|
Отклонение в стоимости материа |
16 |
А-П |
|
17 |
|||
18 |
|||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
19 |
А-П |
1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств |
2.Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам | |||
3. Налог на добавленную | |||
Раздел Ш. Затраты на производство |
|||
Основное производство |
20 |
А |
|
Полуфабрикаты собственного производства |
21 |
А |
|
22 |
|||
Вспомогательные производства |
23 |
А |
|
24 |
|||
Общепроизводственные расходы |
25 |
А |
|
Общехозяйственные расходы |
26 |
А |
|
27 |
|||
Брак в производстве |
28 |
А |
|
Обслуживающие производства и хозяйства |
29 |
А |
|
30 |
|||
31 |
|||
32 |
|||
33 |
|||
34 |
|||
35 |
|||
36 |
|||
37 |
|||
38 |
|||
39 |
|||
Раздел IV. Готовая продукция и товары | |||
Выпуск продукции (работ, услуг) |
40 |
А |
|
Товары |
41 |
А |
1. Товары на складах |
2. Товары в розничной торговле | |||
3. Тара под товаром и порожняя | |||
4. Покупные изделия | |||
Торговая наценка |
42 |
А |
|
Готовая продукция |
43 |
А |
|
Расходы на продажу |
44 |
А |
|
Товары отгруженные |
45 |
А |
|
Выполненные этапы по незавершенным работам |
46 |
А |
|
47 |
|||
48 |
|||
49 |
|||
Раздел V. Денежные средства | |||
Касса |
50 |
А |
1. Касса организации |
2. Операционная касса | |||
3. Денежные документы | |||
Расчетные счета |
51 |
А |
|
Валютные счета |
52 |
А |
|
53 |
|||
54 |
|||
Специальные счета в банках |
55 |
А |
1. Аккредитивы |
2. Чековые книжки | |||
3. Депозитные счета | |||
56 |
|||
Переводы в пути |
57 |
А |
|
Финансовые вложения |
58 |
А |
1. Паи и акции |
2. Долговые ценные бумаги | |||
3.Предоставленные займы | |||
4. Вклады по договору простого товарищества | |||
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги |
59 |
П |
|
Раздел VI. Расчеты | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
П |
|
61 |
|||
Расчеты с покупателями и заказчиками |
62 |
А |
|
Резервы по сомнительным долгам |
63 |
П |
|
64 |
|||
65 |
|||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
66 |
П |
По видам кредитов и займов |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
67 |
П |
По видан кредитов и займов |
Расчеты по налогам и сборам |
68 |
П |
По видам налогов и сборов |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
69 |
П |
1. Расчеты по социальному страхованию |
2. Расчеты по пенсионному обеспечению | |||
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию | |||
Расчеты с персоналом по оплате труда |
70 |
П |
|
Расчеты с подотчетными лицами |
71 |
А |
|
72 |
|||
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
73 |
А-П |
1. Расчеты по предоставленным займам |
2. Расчеты по возмещению материального ущерба | |||
74 |
|||
Расчеты с учредителями |
75 |
А-П |
1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал |
2. Расчеты по выплате доходов | |||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
А-П |
1. Расчеты по имущественному и личному страхованию |
2. Расчеты по претензиям | |||
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам | |||
4. Расчеты по депонированным суммам | |||
77 |
|||
78 |
|||
Внутрихозяйственные расчеты |
79 |
А-П |
1. Расчеты по выделенному имуществу |
2. Расчеты по текущим операциям | |||
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом | |||
Раздел VII. Капитал | |||
Уставный капитал |
80 |
П |
|
Собственные акции (доли) |
81 |
П |
|
Резервный капитал |
82 |
П |
|
Добавочный капитал |
83 |
П |
|
Нераспределенная прибыль ( |
84 |
А-П |
|
85 |
|||
Целевое финансирование |
86 |
П |
|
87 |
|||
88 |
|||
89 |
|||
Раздел VIII. Финансовые результаты | |||
Продажи |
90 |
А-П |
1. Выручка |
2. Себестоимость продаж | |||
3. Налог на добавленную стоимость | |||
4. Акцизы | |||
9. Прибыль / убыток от продаж | |||
Прочие доходы и расходы |
91 |
А-П |
1. Прочие доходы |
2. Прочие расходы | |||
9. Сальдо прочих доходов и расходов | |||
92 |
|||
93 |
|||
Недостачи и потери от порчи ценностей |
94 |
А |
|
95 |
|||
Резервы предстоящих расходов |
96 |
П |
По видам резервов |
Расходы будущих периодов |
91 |
А |
По видам расходов |
Доходы будущих периодов |
98 |
П |
1. Доходы, полученные в счет будущих периодов |
2. Безвозмездные поступления | |||
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы | |||
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей | |||
Прибыли и убытки |
99 |
А-П |
|
Забалансовые счета | |||
Арендованные основные средства |
001 |
||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
002 |
||
Материалы, принятые в переработку |
003 |
||
Товары, принятые на комиссию |
004 |
||
Оборудование, принятое для монтажа |
005 |
||
Бланки строгой отчетности |
006 |
||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
007 |
||
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
008 |
||
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
009 |
||
Износ основных средств |
010 |
||
Основные средства, сданные в аренду |
011 |
4. Организация первичного
учета, документация и
4.1.
Первичный учет и
Один из важнейших методических приемов бухгалтерского учета - документальное оформление всех производимых в организации хозяйственных операций. Оформление первичных документов осуществляется в ходе первичного учета, являющегося начальной стадией формирования всей системы бухгалтерского учета.
Первичный учет - это процесс сбора, измерения, регистрации, первоначальной обработки и хранения информации (документации). Он занимает ведущее место в единой системе хозяйственного учета и является основным источником информации для оперативного, бухгалтерского и статистического учета. Именно на стадии первичного учета находится исток информационных потоков, на основе которых осуществляется управление организацией и выполняются важнейшие его функции: планирование, учет, контроль, анализ и регулирование.
Построение системы первичного учета должно определяться спецификой предприятия, особенностями организации снабжения, производства, труда, сбыта и управления. Отражая характер системы управления, первичный учет обеспечивает эффективность обратной связи с этой системой, то есть эффективность всей системы управления.
Недостатки первичного учета, его неточность оказывают влияние на реальность всей системы учета и отчетности организации.
Автоматизация измерения, сбора, регистрации, передачи и первоначальной обработки информации, создание автоматизированных рабочих мест бухгалтера и экономиста способствуют повышению объективности первичного учета.
Как уже было отмечено, документальное оформление совершаемых хозяйственных операций - обязательное условие формирования всей системы бухгалтерского учета. На основании первичных документов делаются записи в учетных регистрах (счетах, журналах) и осуществляется обобщение, в том числе составление отчетности.
Первичный учетный документ - это письменное подтверждение права на совершение какой-либо хозяйственной операции или факта ее совершения. Он придает хозяйственной операции юридическую силу и устанавливает ответственность ее исполнителей.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, или, если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составляющие и подписывающие эти документы.