Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций
По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.
Справедливая стоимость – это сумма, на которую актив может быть обменен между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающих совершить такую операцию.
Ликвидационная стоимость – это чистая сумма, которую организация ожидает получить за актив в конце срока его полезного использования после вычета ожидаемых затрат на его выбытие.
Учет основных средств ведут согласно IAS№16 «Недвижимость, здания и оборудование».
8.2 Учет движения основных средств
Движение
основных средств- это их поступление,
выбытие и внутренне
Основные средства поступают в результате:
· строительства (изготовлении) новых зданий, сооружений и передаточных устройств;
· приобретения за плату основных средств у других юридических и физических лиц;
· безвозмездного получения основных средств от других юридических и физических лиц или в порядке субсидий исполнительных органов;
· получения объектов основных средств от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал;
· поступления объектов основных средств на условиях долгосрочной финансируемой аренды;
· оприходования неучтенных (излишних) основных средств, выявленных при инвентаризации.
Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.
Поступление основных средств
оформляется “Актом приемки–передачи
основных средств” (форма № ОС–1),
которая составляется созданной
комиссией. Акт заполняется на каждый
инвентарный объект, к нему прилагается
техническая документация на данный
объект. Акт приемки-передачи составляется
двумя сторонами – принимающей
объект и передающей, с указанием
полной характеристики объекта, его
первоначальной стоимости и суммы
накопленного износа (если объект ранее
находился в эксплуатации). В акте
дается заключение комиссии о техническом
состоянии объекта и
Акт приемки-передачи основных средств заполняется:
· при оформлении ввода в эксплуатацию принятых основных средств в одном экземпляре;
· при безвозмездном получении и получении от учредителей в двух экземплярах (для субъектов сдающего и принимающего объект);
· при приобретении основных средств с последующей оплатой в трех экземплярах: первые два экземпляра для субъекта сдающего объект (где первый экземпляр служит для снятия с учета основных средств, а второй для предъявления счета к оплате), третий экземпляр организации принимающей объект.
Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подраздел 2400 «Основные средства» предназначен для учета основных средств и включает следующие группы счетов:
2410 – «Основные средства»,
2420 – «Амортизация основных средств»,
2430 – «Убыток от обесценения основных средств».
В зависимости от причины поступления в бухгалтерском учете составляется следующая корреспонденция счетов, представленная в таблице 1.
Таблица 1 -Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1.
Оприходование основных |
2410 |
1250 |
2 поступление основных средств за счет ранее выданных поставщикам авансов |
2410 |
1610 |
3 поступление основных средств от дочерних, ассоциированных и совместных организаций |
2410 |
3320, 3330 |
4 приобретение основных средств у физических лиц и организаций |
2410 |
3390 |
Принятие в аренду объектов основных средств по балансовой стоимости арендодателя учитывается на дебете забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» арендатора.
Капитальные затраты в арендованные объекты, произведенные арендатором в соответствии с условиями договора за счет своих средств по завершению, зачисляются в состав основных средств и отражаются в учете арендатора по дебету счетов 2411-2417 «Основные средства».
По окончании срока аренды у арендодателя в учете сумма капитальных затрат, произведенных арендатором, увеличивая первоначальную стоимость объектов основных средств, отражается следующим образом:
а) на сумму капитальных затрат арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» кредит разных счетов в зависимости от условий договора аренды,
б) на сумму износа с капитальных затрат в арендованные объекты согласно данным арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств».
Поступление основных средств на условиях финансируемой аренды, лизинга: дебет счетов 2411-2417 кредит счета 3360.
Выявленные при инвентаризации и других проверках излишние основные средства, подлежат зачислению в состав основных средств. Они отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов 2411-2417 и кредиту счета 7470 по балансовой стоимости согласно учетным данным о затратах на их приобретение или возведение (изготовление), а при отсутствии этих данных - по оценке соответствующих прейскурантов оптовых цен или сметной стоимости. На сумму износа, начисленную с момента эксплуатации объекта, производится запись: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» и кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств»
Перевод инвестиций в недвижимость в категорию здания и сооружения: дебет счетов 2411-2417 кредит счета 2310.
Организация имеет право передавать другим организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели.
Основные средства списываются по следующим причинам:
· Вследствие физического или морального износа;
· Реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности;
· Передачи другим предприятием основных средств в виде вклада уставный капитал;
· Передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
· Ликвидации в результате аварии, стихийных бедствий;
· Безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам;
· Обменных операций;
· Сдачи объектов основных средств в долгосрочную (финансируемую) аренду.
Под перемещением основных средств (оборудования, машин ) внутри организации следует понимать такие перемещения, вызываемые производственной необходимостью, которые не связаны с выполнением капитальных работ. Перемещение основных средств, как правило, оформляется накладными, выписываемыми в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, где производят соответствующие записи в инвентарные карточки (книги), которые затем перемещают в картотеке аналитического учета по новому местонахождению объекта. Второй экземпляр накладной остается в цехе-сдатчике. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса.
Если же в ходе перемещения
основных средств производится разборка
его фундамента или какой-либо части
объекта или демонтаж всего объекта,
то оно оформляется актом приемки-
Расходы в этом случае производятся за счет средств финансирования капитальных вложений и прибавляются к балансовой стоимости.
При безвозмездной передаче основных средств другой организации, продаже сторонним организациям и сдаче их в аренду на каждый в отдельности инвентарный объект составляется «Акт приемки-передачи основных средств».
При полном или частичном списании инвентарного объекта всех видов основных средств, кроме автомобильного транспорта, составляется «Акт о ликвидации основных средств», а при списании грузового и легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — «Акт о ликвидации автотранспортных средств».
Безвозмездная передача объектов основных средств, бывших в эксплуатации осуществляется по балансовой стоимости, при этом учитываются суммы начисленного износа. Эта операция отражается в учете следующим образом: дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на остаточную стоимость передаваемого объекта; дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на сумму износа передаваемого объекта.
При реализации основных средств сторонним организациям за плату их первоначальную стоимость и износ списывают в обычном порядке.
При реализации основных средств, бывших в эксплуатации, первоначальная их стоимость списывается с кредита счетов 2411-2417 «Основные средства» в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» (на остаточную стоимость) реализуемого объекта. Одновременно на причитающуюся с организаций сумму за проданные им основные средства дебетуется счет 1210 «Счета к получению», субсчет 9 «Счета к получению за реализованные основные средства», и кредитуется счет 6210 «Доход от реализации основных средств».
Как уже отмечалось, организация имеет право списывать основные средства с баланса, если они изношены или морально устарели.
Для решения вопроса о непригодности основных средств к дальнейшему использованию приказом руководителя организации создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых входят: исполнительный директор или его заместитель, начальники соответствующих структурных подразделений (служб), главный бухгалтер или его заместитель, лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств. В необходимых случаях к участию в работе комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителя).
Основные средства изношенные и морально устаревшие списываются на основании актов. В актах приводятся данные осмотра объекта, подлежащего списанию, причины, повлекшие непригодность объекта для дальнейшей эксплуатации, состояние основных частей, деталей, узлов и их оценка.
В актах указывается
первоначальная стоимость
При составлении акта на списание объекта основных средств необходимо использовать данные имеющейся в организации технической документации (технические паспорта, дефектные ведомости и т. п.), которая прикладывается к акту.
При списании автотранспортных средств, кроме того, в актах указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту прилагают копию акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.
Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.
В тех случаях, когда организации не используют для своих нужд материальные ценности, полученные от списания машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, они должны быть реализованы. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования в данной организации, подлежит обязательной сдаче на центральный склад для последующей продажи организациям, на которые возложен сбор такого сырья.
Организация должна осуществлять меры к использованию полученных материальных ценностей в результате ликвидации основных средств и не допускать бесхозяйственного к ним отношения (уничтожения, сжигания и т. п.).
Списание с баланса основных средств производится только на основании актов, утвержденных руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает выбытие объекта в инвентарных карточках и описях. Кроме того, вносятся изменения в инвентарные списки основных средств по месту их нахождения. При этом в бухгалтерском учете производится запись: дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» (остаточная стоимость списываемого объекта).
Сумма износа, начисленного за все время службы объекта, отражается бухгалтерской записью: дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства».
Расходы, связанные со списанием (в связи с разборкой здания и сооружений, демонтажем оборудования и т. п.), относятся в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» с кредита различных счетов 2930, 4230 и др..
8.3 Учет ремонта основных средств
В бухгалтерском учете затраты по ремонту отражаются в зависимости от того, каким способом будет выполняться ремонт.
Оформление приема – сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонний организаций, то акт составляют в двух экземплярах. В целях контроля за своевременным получением из ремонта объектов основных средств инвентарные карточки учета ОС на период ремонта помещают в разделе картотеки “ В ремонте”.