Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций

Краткое описание

По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.

Файлы: 1 файл

бух лекции.docx

— 500.80 Кб (Скачать)

 Справедливая  стоимость – это сумма, на которую актив может быть обменен между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающих совершить такую операцию. 

  Ликвидационная  стоимость – это чистая сумма, которую организация ожидает получить за актив в конце срока его полезного использования после вычета ожидаемых затрат на его выбытие.

Учет  основных средств ведут согласно IAS№16 «Недвижимость, здания и оборудование».  

 

 

 

8.2 Учет движения  основных средств

Движение  основных средств- это их поступление, выбытие и внутренне перемещение.

Основные  средства поступают в результате:

·   строительства (изготовлении) новых зданий, сооружений и передаточных устройств;

·   приобретения за плату основных средств у других юридических и физических лиц;

·   безвозмездного получения основных средств от других юридических и физических лиц или в порядке субсидий исполнительных органов;

·   получения объектов основных средств от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал;

·   поступления объектов основных средств на условиях долгосрочной финансируемой аренды;

·   оприходования неучтенных (излишних) основных средств, выявленных при инвентаризации.

Поступившие в организацию  объекты основных средств принимаются  специальной комиссией, которая  создается по распоряжению руководителя.

Поступление основных средств  оформляется “Актом приемки–передачи основных средств” (форма № ОС–1), которая составляется созданной  комиссией. Акт заполняется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается  техническая документация на данный объект. Акт приемки-передачи составляется двумя сторонами – принимающей  объект и передающей, с указанием  полной характеристики объекта, его  первоначальной стоимости и суммы  накопленного износа (если объект ранее  находился в эксплуатации). В акте дается заключение комиссии о техническом  состоянии объекта и результатах  испытания.

Акт приемки-передачи основных средств заполняется:

·   при оформлении ввода в эксплуатацию принятых основных средств в одном экземпляре;

·   при безвозмездном получении и получении от учредителей в двух экземплярах (для субъектов сдающего и принимающего объект);

·   при приобретении основных средств с последующей оплатой в трех экземплярах: первые два экземпляра для субъекта сдающего объект (где первый экземпляр служит для снятия с учета основных средств, а второй для предъявления счета к оплате), третий экземпляр организации принимающей объект.

Согласно Типового плана  счетов бухгалтерского учета для  организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подраздел 2400 «Основные средства»  предназначен для учета основных средств и включает следующие  группы счетов:

2410 – «Основные средства»,

2420 – «Амортизация основных  средств»,

2430 – «Убыток от обесценения  основных средств».

В зависимости от причины  поступления в бухгалтерском  учете составляется следующая корреспонденция счетов, представленная в таблице 1. 

 

Таблица 1 -Корреспонденция счетов по учету  поступления основных средств

Содержание  операции

Дебет

Кредит

1. Оприходование основных средств  за счет выданных подотчетных сумм

2410

1250

2 поступление  основных средств  за счет ранее выданных  поставщикам авансов

2410

1610

3 поступление  основных средств от дочерних, ассоциированных и совместных  организаций

2410

3320,

3330

4 приобретение  основных средств у физических  лиц и организаций 

2410

3390


 

 

Принятие в аренду объектов основных средств по балансовой стоимости  арендодателя учитывается на дебете забалансового счета 001 «Арендованные  основные средства» арендатора.

Капитальные затраты в  арендованные объекты, произведенные  арендатором в соответствии с  условиями договора за счет своих  средств по завершению, зачисляются  в состав основных средств и отражаются в учете арендатора по дебету счетов 2411-2417  «Основные средства».

По окончании срока  аренды у арендодателя в учете  сумма капитальных затрат, произведенных  арендатором, увеличивая первоначальную стоимость объектов основных средств, отражается следующим образом:

а) на сумму капитальных  затрат арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства»  кредит разных счетов в зависимости от условий договора аренды,

б) на сумму износа с капитальных  затрат в арендованные объекты согласно данным арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств».

Поступление основных средств  на условиях финансируемой аренды, лизинга: дебет счетов 2411-2417  кредит счета 3360.

Выявленные при инвентаризации и других проверках  излишние основные средства, подлежат зачислению в состав основных средств. Они отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов 2411-2417 и кредиту счета 7470 по балансовой стоимости согласно учетным данным о затратах на их приобретение или возведение (изготовление), а при отсутствии этих данных - по оценке соответствующих прейскурантов оптовых цен или сметной стоимости. На сумму износа, начисленную с момента эксплуатации объекта, производится запись: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства»  и кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств»

Перевод инвестиций в недвижимость в категорию здания и сооружения: дебет счетов 2411-2417 кредит счета 2310.

Организация имеет право  передавать другим организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять  бесплатно во временное пользование  либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, а  также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели.            

 Основные средства списываются по следующим причинам:

·         Вследствие физического или морального износа;

·         Реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности;

·         Передачи другим предприятием основных средств в виде вклада уставный капитал;

·         Передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

·         Ликвидации в результате аварии, стихийных бедствий;

·         Безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам;

·         Обменных операций;

·         Сдачи объектов основных средств в долгосрочную (финансируемую) аренду.

Под перемещением основных средств (оборудования, машин ) внутри организации следует понимать такие перемещения, вызываемые производственной необходимостью, которые не связаны с выполнением капитальных работ. Перемещение основных средств, как правило, оформляется накладными, выписываемыми в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, где производят соответствующие записи в инвентарные карточки (книги), которые затем перемещают в картотеке аналитического учета по новому местонахождению объекта. Второй экземпляр накладной остается в цехе-сдатчике. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса.

Если же в ходе перемещения  основных средств производится разборка его фундамента или какой-либо части  объекта или демонтаж всего объекта, то оно оформляется актом приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Расходы в этом случае производятся за счет средств финансирования капитальных  вложений и прибавляются к балансовой стоимости.

При безвозмездной передаче основных средств другой организации, продаже сторонним организациям и сдаче их в аренду на каждый в отдельности инвентарный объект составляется «Акт приемки-передачи основных средств».

При полном или частичном  списании инвентарного объекта всех видов основных средств, кроме автомобильного транспорта, составляется «Акт о ликвидации основных средств», а при списании грузового и легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — «Акт о ликвидации автотранспортных средств».

Безвозмездная передача объектов основных средств, бывших в эксплуатации осуществляется по балансовой стоимости, при этом учитываются суммы начисленного износа. Эта операция отражается в  учете следующим образом: дебет  счета 7410 «Расходы по реализации основных средств»  кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на остаточную стоимость передаваемого объекта; дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств»  кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на сумму износа передаваемого объекта.

При реализации основных средств  сторонним организациям за плату их первоначальную стоимость и износ списывают в обычном порядке.

При реализации основных средств, бывших в эксплуатации, первоначальная их стоимость списывается с кредита счетов 2411-2417 «Основные средства» в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» (на остаточную стоимость) реализуемого объекта. Одновременно на причитающуюся с организаций сумму за проданные им основные средства дебетуется счет 1210 «Счета к получению», субсчет 9 «Счета к получению за реализованные основные средства», и кредитуется счет 6210 «Доход от реализации основных средств».

Как уже отмечалось, организация  имеет право списывать основные средства с баланса, если они изношены или морально устарели.

Для решения вопроса  о непригодности основных средств  к дальнейшему использованию  приказом руководителя организации создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых входят: исполнительный директор или его заместитель, начальники соответствующих структурных подразделений (служб), главный бухгалтер или его заместитель, лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств. В необходимых случаях к участию в работе комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителя).

Основные средства изношенные и морально устаревшие списываются  на основании актов. В актах приводятся данные осмотра объекта, подлежащего  списанию, причины, повлекшие непригодность  объекта для дальнейшей эксплуатации, состояние основных частей, деталей, узлов и их оценка.  

 В актах указывается  первоначальная стоимость объекта  (для переоцененных — восстановительная), а также сумма начисленного  износа.

При составлении акта на списание объекта основных средств  необходимо использовать данные имеющейся в организации технической документации (технические паспорта, дефектные ведомости и т. п.), которая прикладывается к акту.

При списании автотранспортных средств, кроме того, в актах указывается  пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту прилагают копию  акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются  меры, принятые в отношении виновных лиц.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.

В тех случаях, когда  организации не используют для своих  нужд материальные ценности, полученные от списания машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, они должны быть реализованы. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования в данной организации, подлежит обязательной сдаче на центральный склад для последующей продажи организациям, на которые возложен сбор такого сырья.

Организация должна осуществлять меры к использованию полученных материальных ценностей в результате ликвидации основных средств и не допускать бесхозяйственного к ним отношения (уничтожения, сжигания и т. п.).

Списание с баланса  основных средств производится только на основании актов, утвержденных руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает выбытие объекта в инвентарных карточках и описях. Кроме того, вносятся изменения в инвентарные списки основных средств по месту их нахождения. При этом в бухгалтерском учете производится запись: дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» (остаточная стоимость списываемого объекта).

Сумма износа, начисленного за все время службы объекта, отражается бухгалтерской записью: дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств»  кредит счетов 2411-2417  «Основные средства».

Расходы, связанные со списанием (в связи с разборкой здания и сооружений, демонтажем оборудования и т. п.), относятся в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» с кредита различных счетов 2930, 4230 и др.. 

 

 

            

8.3 Учет ремонта  основных средств  

В бухгалтерском учете затраты  по ремонту отражаются в зависимости  от того, каким способом будет выполняться  ремонт. 

Оформление приема –  сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации основных средств. Если ремонт, реконструкцию  и модернизацию выполняет сторонний  организаций, то акт составляют в  двух экземплярах. В целях контроля за своевременным получением из ремонта  объектов основных средств инвентарные карточки учета ОС на период ремонта помещают в разделе картотеки “ В ремонте”. 

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"