Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:20, курс лекций
ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
ТЕМА 2. КОНТРОЛЬ ЗА ПЛАНИРОВАНИЕМ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ТЕМА 3. РЕВИЗИЯ КАССОВЫХ, БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И РАСЧЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
ТЕМА 4. РЕВИЗИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОПЕРАЦИЙ ПО ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОХРАНЕНИЕМ
ТЕМА 5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВЫХ, КАЗНАЧЕЙСКИХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- состояние работы финансовых органов по вопросам формирования и реализации инвестиционных программ в городах и районах, приватизаций объектов государственной и коммунальной собственности, созданию рынка ценных бумаг, выпуска в обращение местных денежных, денежно-вещевых и вещевых лотерей;
- какая методологическая, организационная и контрольная работа проводилась финансовыми органами региона по вопросу постановки бухгалтерского учета в учреждениях, организациях и на предприятиях отраслей народного хозяйства;
- насколько своевременно и в необходимых размерах финансовые управления финансировали подчиненные им финансовые организации и осуществляли контроль за правильностью использования ими государственных средств. Аналогичные вопросы проверяются в органах государственного казначейства;
- как финансовые органы региона осуществляют контроль за состоянием финансовой работы в сельских и поселковых советах, сохранностью в них бюджетных средств, проводили ревизии исполнения их бюджетов, координировали эту работу с прочими контролирующими органами (государственной контрольно-ревизионной службой, органами государственной налоговой администрации, государственного казначейства);
- как органы государственного казначейства осуществляли контроль за правильным и эффективным использованием по целевому назначению средств фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
- состояние рассмотрения органами местного самоуправления и государственной исполнительной власти материалов проверок ГКРС, финансовых органов и органов государственного казначейства, а также органов ведомственного контроля. Устранение нарушений и недостатков, установленных этими органами;
- правильность
и обоснованность проведения безбанковских
взаимозачетов и вексельных взаиморасчетов.
Состояние расчетов в регионе за энергоносители.
ТЕМА 6.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА
СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
При проведении ревизии использования бюджетных средств на содержание местных органов исполнительной власти и самоуправления необходимо сосредоточить внимание на следующих особенностях проверки:
- соблюдение порядка установления лимитов затрат из бюджета, утверждения смет доходов и расходов местных органов исполнительной власти, а также их штатного расписания, предусмотренного указом президента Украины от 28.02.97 г. № 127/97 и Постановлением КМУ от 09.01.00 г. № 17, от 16.02.98 г. № 164 и от 20.05.97 г. № 471.
- соответствие штатной численности штатному расписанию и установленным нормативам.
- обеспечивается ли в органах исполнительной власти и местного самоуправления соблюдение действующего законодательства. Правильность установления должностных окладов, надбавок, доплат и их применение. Наличие положений о премировании в этих органах, регулярность выплат премий, не допускаются ли в этом вопросе факты необоснованных и чрезмерных выплат. Размер надбавки, установленный руководителю, заместителям руководителя, кем и когда принято об этом решение. Сумма премии, которая выплачена руководителю в текущем году, кем и когда принято об этом решение.
- наличие расчетов, правильность и обоснованность объемов расходов, предусмотренных в смете по отдельным статьям расходов.
- правильность использования бюджетных средств на содержание местных органов исполнительной власти и самоуправления за предыдущий год и прошлый период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года. Проверить, не было ли фактов перечисления бюджетных средств на специальные и внебюджетные счета органов исполнительной власти.
- обеспечивается
ли в проверяемом органе власти выполнение
постановлений КМУ от 31.08.96 г. № 1033 и от
04.04.01 г. № 332, касающихся расходования
бюджетных средств на содержание мобильных
телефонов, приобретение легковых автомобилей,
офисной мебели, компьютеров.
ТЕМА 7.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
При проведении ревизии финансирования и использования средств на социально-культурные мероприятия необходимо сосредоточить внимание на следующих специфических вопросах:
■ Состояние работы финансовых органов в отношении правильности определения размеров расходов на финансирование социально - культурных учреждений, организаций и мероприятий, а также социальную защиту населения.
■ Наличие единых смет доходов и расходов, расчетов и обоснований затрат на охрану здоровья, образование, культуру, молодежные программы, спорт, социальную защиту и прочие, предусмотренные бюджетом, социально-культурные мероприятия. Правильность определения фондов оплаты труда по соответствующим отраслям народного хозяйства (охрана здоровья, образование и т.д.), исходя из утвержденных штатных единиц, должностных окладов и прочих действующих нормативов и коэффициентов, а также расходов на питание, медикаменты, неотложные хозяйственные мероприятия. Какая проводилась работа в отношении анализа сети и штатов учреждений охраны здоровья, образования, культуры, спорта, их упорядочение и приведение в соответствие с утвержденными ассигнованиями;
■ Как финансовые органы и органы Государственного казначейства обеспечивают выполнение требований Кабинета министров Украины в отношении экспертизы единых смет доходов и расходов и штатных расписаний бюджетных учреждений и организаций (постановление Кабинета Министров Украины от 09 января 2000 года №17; от 16 февраля 1998 года №164), а также соответствующих Указов Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины в отношении приоритетности финансирования затрат на зарплату, прочие социальные выплаты и на первоочередные расходы (приобретение продуктов питания, медикаментов, оплату коммунальных услуг);
■ Ведется ли учет открытых кредитов в разрезе распорядителей кредитов? Состояния аналитической работы по вопросу финансирования распорядителей кредитов, учреждений и организаций (в отношении изменений в сети и штатах, объема затрат, состояния задолженности в целом, в разрезе учреждений и основным статьям, таким как зарплата, медикаменты, питание), как аналитические данные используются в практической работе финансовых органов и органов Государственного казначейства;
■ Состояние
работы финансовых органов и органов Государственного
казначейства по осуществлению контроля
за правильностью планирования и использования
бюджетных ассигнований на охрану здоровья,
образования, культуру, спорт, молодежные
программы, социальную защиту населения.
Предусматривалось ли в планах работы
проведение проверок правильности и эффективности
использования бюджетных средств, выделенных
на охрану здоровья, образования, культуру,
социальное обеспечение, физкультуру
и спорт, молодежные программы. Исполнение
планов проведения проверок, их направленность
и качество. Результаты проверок, какие
принимались меры по их результатам, эффективность
принятых мер, контроль за устранением
выявленных проверками недостатков и
нарушений.
ТЕМА
8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИИ В ГОРОДСКИХ,
РАЙОННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
И УПРАВЛЕНИЯХ
При проведении ревизии в городских и районных отделах и управлениях, прочих распорядителей кредитов необходимо сосредоточить внимание, например, на следующих вопросах:
■ Правильность планирования затрат на содержание учреждения, организации (как в целом, так и по отдельным статьям). Наличие расчетов, соблюдения действующих норм и нормативов, цен и тарифов, полностью ли учитываются в расчетах доведенные вышестоящей организацией лимиты затрат, ограниченность и напряженность с финансовыми ресурсами (ассигнованиями) бюджета;
■ Обеспечивается ли в организациях, учреждениях, которые проверяются, выполнение требований постановления Кабинета Министров Украины от 09.01.2000 г. №17 «Об утверждении Положения о порядке составления единых смет доходов и расходов бюджетного учреждения, организации»; от 16.02.98 г. №164 «Об утверждении положения о порядке составления единой сметы доходов и расходов бюджетных учреждений и организаций»; от 12.01.2000 № 31 «О повышении эффективности использования бюджетных средств»; от 13.08.97 г. №879 «О ходе выполнения Указов Президента Украины от 12.05.96 г. №333 «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и прочих социальных выплат» и от 28.02.97 г. №187 «О мерах по обеспечению наполнения Государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины и соответствующих решений КМУ»; указов Президента Украины от 12.05.96 г. №333 «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и прочих социальных выплат», от 28.02.97 г. №187 «О мерах по обеспечению наполнения Государственного бюджета и усилению финансово-бюджетной дисциплины», от 21.01.98 г. №41 «Об установлении режима жесткого ограничения бюджетных расходов и других государственных затрат, мероприятия по обеспечению поступления доходов в бюджет и предотвращению финансового кризиса», в частности:
- обеспечивается ли своевременное составление и утверждение единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и штатного расписания;
- допускались ли распорядители кредитов финансирования учреждений без утвержденных в установленном порядке смет;
- были ли открыты для проверяемых учреждений и организаций специальные счета в учреждениях банков для выплаты заработной платы;
■ Выполнение основных производственных показателей, их достоверность. Правильность и эффективность расходования денежных средств на выплату заработной платы, стипендий, пенсий и помощи.
При проверке расходования средств на выплату заработной платы необходимо убедиться, что должностные оклады, надбавки и доплаты установлены и выплачиваются в соответствии с действующими нормативными актами; фактическая численность работников не превышает предусмотренную штатным расписанием, утвержденным вышестоящей организацией в пределах фонда оплаты труда: не допускались ли факты выплаты зарплаты за неотработанное время на подставных и вымышленных лиц, по фиктивным документам (платежным ведомостям, кассовым расходным ордерам) и документам прошлых лет; не присваивались ли средства путем подчисток, исправлений и подделок цифр, в платежных документах, умышленного завышения в них итогов и иными противозаконными путями.
Проверяя правильность назначения и выплаты пенсий, следует обратить особое внимание на достоверность документов для их назначения и выплаты, провести встречные проверки и убедиться в достоверности выплаты пенсий (что они начисляются и не списываются на умерших граждан, таких, которые выбыли за пределы района и т.д.) проверить в учреждениях связи, не использовались ли средства пенсионного фонда на собственные нужды этих организаций и т.д.
При
проверке расходования средств на выплату
заработной платы, стипендий, пенсий, помощи
необходимо изучить причины
■ Правильность расходов на хозяйственные нужды. Обоснованность цен и тарифов при оплате электро - и тепловой энергии, водоснабжения, других коммунальных услуг, правильно ли указаны в счетах на оплату объемы оказанных услуг. Обоснованность расходования средств на ремонт и техническое обслуживание медицинской техники, не включается ли в договора на его осуществление, списанное и непригодное к эксплуатации оборудование. Обеспечивается ли возмещение арендаторов расходов за пользование ими коммунальными услугами (тепловую, электрическую энергию и т.д.). Правильность определения размера и своевременности получения арендной платы, ее использования;
■ Правильность и обоснованность затрат на питание. В учреждениях охраны здоровья, детских дошкольных учреждениях, домах для инвалидов и престарелых и других организациях, которые получают ассигнования на питание, необходимо внимательно проверить обеспечивается ли полнота оприходования приобретенных продуктов и правильность списания их на затраты. Полнота закладки продуктов в котел для приготовления пищи. При необходимости привлекать специалистов санитарно-эпидемной станции и других служб для определения качества и анализов калорийности приготовленной пищи. Не допускаются ли факты злоупотреблений при расходовании средств на приобретение продуктов питания, списаний продуктов на расходы путем фальсификации приходных, расходных и других документов, сговора с поставщиками продуктов питания и прочее;
■ Обоснованность расходования средств на приобретение оборудования, транспорта, твердого, мягкого инвентаря и обмундирования. Не расходовались ли средства на приобретение лишнего или вообще ненужного инвентаря, кабинетной мебели и предметов культурно-бытового назначения. Не имели ли место факты замены только что приобретенного инвентаря и обмундирования изношенным (бывшим в употреблении). Правильность списания инвентаря основных средств (в т.ч. автотранспорта), а так же их реализации. Встречными проверками проверить достоверность документов на приобретение и реализацию материальных ценностей;