Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:20, курс лекций
ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
ТЕМА 2. КОНТРОЛЬ ЗА ПЛАНИРОВАНИЕМ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ТЕМА 3. РЕВИЗИЯ КАССОВЫХ, БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И РАСЧЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
ТЕМА 4. РЕВИЗИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОПЕРАЦИЙ ПО ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОХРАНЕНИЕМ
ТЕМА 5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВЫХ, КАЗНАЧЕЙСКИХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Главные распорядители кредитов рассматривают бухгалтерские отчеты подведомственных им учреждений и организаций с точки зрения как правильности их составления, так и использования средств в соответствии с утвержденной сметой и принимают необходимые меры по улучшению деятельности учреждении и организаций. Сводные отчеты и балансы представляются главными распорядителями кредитов по принадлежности министерству финансов автономной республики, краевому, областному, окружному, городскому и районному финансовому отделу исполкома Советов народных депутатов. Сроки представления сводных отчетов устанавливаются соответствующими финансовыми органами. Сводные отчеты и балансы подписываются главным распорядителем кредитов и главным (старшим) бухгалтером. Прежде чем приступить к проверке правильности планирования. Ревизующие должны тщательно изучить действующие по этому вопросу инструктивные материалы.
Основным
плановым документом, определяющим объем,
целевое направление и
ТЕМА 3.
РЕВИЗИЯ КАССОВЫХ,
БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
И РАСЧЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ
СФЕРЕ
1. Порядок проведения ревизии кассовых и расчетных операций в учреждениях бюджетной сферы
2. Проверка правильности тарификации заработной платы
3. Основные
факты нарушений, выявляемые ревизией
кассовых и банковских операций
1. Порядок
проведения ревизии
кассовых и расчетных
операций в учреждениях
бюджетной сферы
Работники финансовых органов, включая контрольно-ревизионный аппарат, проводят большую работу по проверке правильности расходования и сохранности государственных средств, отпускаемых на содержание бюджетных учреждений. Ревизиями и проверками в бюджетных учреждениях еще нередко выявляются случаи неэкономного, незаконного расходования отпускаемых средств, а также не обеспечения их сохранности. Это вызывает необходимость усиления борьбы с нарушениями финансовой дисциплины и бесхозяйственностью, а также улучшения качества проводимых ревизий и проверок в бюджетных учреждениях.
Для ревизий и проверок бюджетных учреждений рекомендуется следующий порядок их проведения. По прибытии на место ревизующие после предъявления своих документов приступают к ревизии кассы и организуют проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей. Проверка проводится в присутствии кассира, счетного работника учреждения и желательно представителя общественности. От кассира необходимо получить письменное подтверждение о том, что он предъявил все имеющиеся в кассе ценности. Все деньги и другие ценности тщательно подсчитываются и об этом немедленно, не дожидаясь конца ревизии, составляется акт в трех экземплярах, в котором указывается сумма предъявленных наличных денег и других ценностей. В этом же акте указывается номер последнего чека, по которому получены деньги из банка, а также номер и содержание последней записи, проведенной по приходу и расходу кассовой книги. Если в кассе установлена недостача, необходимо предложить кассиру внести недостающую сумму, а излишки оприходовать. Имеющиеся в кассе частные записки не могут служить основанием для оправдания расходов, так как кассир без оформления в бухгалтерии документа не имеет права выдавать деньги из кассы кому бы то ни было.
В каждом бюджетном учреждении обычно отдельные должностные лица получают под отчет деньги для выплаты заработной платы, для производства хозяйственных и других расходов. Ревизующий должен получить список лиц, которые в процессе ревизии должны отчитаться в числящейся за каждым из них сумме. Ревизующий тщательно проверяет полноту оприходования денежных сумм, полученных по каждому чеку из банка. В этих целях в банке получают выписку из текущего счета и по ней сверяют записи в бухгалтерии ревизуемого учреждения с копиями выписок из банка, имеющихся в делах бухгалтерии, так как бывают случаи, когда после получения выписки из банка в нее вносятся исправления, что искажает фактическое положение дел. Следует тщательно проверить перечисление в конце года сумм с текущего счета бюджетного учреждения на счета торговых, заготовительных, снабженческих организаций, колхозов и других хозорганов. Нередко бюджетные учреждения перечисляют хозорганам средства и списывают эти суммы прямо на расходы, вместо того, чтобы отразить их как дебиторскую задолженность. В начале будущего года за счет этих сумм они получают материальные ценности сверх предусмотренных ассигнований по утвержденным сметам. В таких случаях необходимо проводить встречные проверки в соответствующих организациях. Ревизующий должен проверить правильность оприходования сумм, получаемых не по чекам из банка. Это главным образом касается сумм по так называемым специальным средствам: плата родителей за содержание детей в детских учреждениях, доходы от подсобных производств и др. Необходимо, в частности, проверить, полностью ли оприходованы суммы, указанные в корешках (копиях) квитанций, приходных ордеров и других документов, составляемых при поступлении в кассу денежных сумм. Ревизиями выявлялись случаи, когда в корешках квитанций о приеме денег от родителей за содержание детей в детских учреждениях записывались суммы в меньшем размере, чем фактически получено. По этим корешкам приходовались деньги по кассе. В квитанции, выдаваемой на руки, а также в лицевом счете получаемая сумма указывалась полностью. Кроме того, следует установить, какие доходы поступают в бюджетные учреждения, правильность исчисления и полноту оприходования сумм по каждому доходному источнику.
Кассовые
операция проверяются по оправдательным
документам за период с момента предыдущей
ревизии. Каждый документ необходимо проверить
с точки зрения законности операции, соответствия
расходов по смете и выделенным ассигнованиям,
экономного и целесообразного использования
средств, правильности оформления документов
и отражения операции по бухгалтерскому
учету, обеспечения сохранности денежных
средств и материальных ценностей.
2. Проверка
правильности тарификации
заработной платы
При проверке правильности тарификации заработной платы учителей и других работников просвещения необходимо иметь в виду следующее. Директора школ и руководители других учреждений просвещения проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, составляют на них тарификационные списки и вместе с заверенными ими копиями этих документов представляют списки в вышестоящие организации. Отделы народного образования ежегодно по состоянию на 1 сентября составляют сводные ведомости тарификации учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников на основании утвержденных тарификационных списков. Сводные ведомости представляются ежегодно вышестоящему отделу народного образования или министерству просвещения: районными, городскими отделами народного образования — не позднее 15 сентября, а областными, краевыми отделами народного образования и министерством просвещения автономной республики — не позднее 1 октября. Копии сводных ведомостей направляются соответствующим финансовым органам. Определение и утверждение размеров ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям и другим работникам просвещения производятся: по учреждениям, состоящим на сельском, поселковом, районном или городском (городов, не имеющих районного деления) бюджете,—соответственно заведующим районным, городским отделом народного образования; по учреждениям, состоящим на краевом, областном, городском бюджетах или республиканском бюджете автономных республик, - соответственно заведующим краевым, областным, городским отделом народного образования, министром просвещения автономной республики.
При проверке правильности установления заработной платы работникам здравоохранения следует иметь в виду, что:
- должностные оклады (ставки), размеры их повышения, а также размеры надбавок, доплат, коэффициентов к должностным окладам (ставкам) работников определяются руководителями учреждений здравоохранения, а руководителей учреждения - вышестоящими органами здравоохранения;
- руководители учреждений должны лично проверять представленные работниками документы об образовании, стаже работы по специальности, присвоении квалификационной категории, разряда, наличии ученой степени, присвоении почетного звания “заслуженный врач республики”;
- учреждения здравоохранения ежегодно должны составлять тарификационные списки по форме, приложенной к смете расходов учреждения.
При ревизии правильности начисления заработной платы учителям контролер ревизор должен проверить по платежным ведомостям, соответствуют ли ставки заработной платы ставкам, установленным по тарификации с учетом последующих изменений, число оплаченных уроков - установленному учебному плану, правильно ли начислены суммы за кружковую работу, классное руководство, проверку письменных работ учащихся и др. При ревизии правильности начисления заработной платы работникам здравоохранения ревизующий обязан проверить по платежным ведомостям, соответствуют ли ставки заработной платы тарификационным спискам с учетом изменений, штатным расписаниям, графикам и табелям учета фактически отработанного времени.
При проверке правильности выплаты заработной платы следует проверить правильность составления платежных ведомостей, наличие подписей, а также правильность итогов па каждой странице ведомости. В ревизионной практике имеются случаи, когда частные суммы не соответствуют общим итогам по ведомости, а полученные в связи с этим из банка излишние суммы присваивались.
Необходимо
проверить правильность удержания
подоходного налога с каждого
работающего и своевременность
перечисления этих сумм в бюджет, а
также сумм по социальному страхованию.
Распоряжения о перечислении этих сумм
должны даваться одновременно с получением
по чеку средств на выплату заработной
платы.
3. Основные
факты нарушений, выявляемые
ревизией кассовых и
банковских операций
При ревизии бюджетных учреждений необходимо также тщательно проверить:
1)
не включены ли в платежные
ведомости лица, фактически не
работающие в организации, с.
целью присвоения денежных
2) состояние расчетов с рабочими и служащими по не выплаченным по каким-либо причинам заработной плате, пенсиям, пособиям по временной нетрудоспособности, т. е. по депонентским счетам.
Ревизиями
выявлялись факты, когда кассир бюджетного
учреждения выписывал на имя депонента
подложный расходный кассовый ордер,
в котором подделывал подпись депонента,
а полученные по чеку в банке деньги присваивал.
Следует обратить особое внимание на своевременность
выплаты заработной платы. Каждый случаи
задержки выплаты заработной платы работникам
бюджетного учреждения должен быть зафиксирован
в акте с указанием причин и виновных должностных
лиц. Одновременно в ходе ревизии необходимо
принять меры, чтобы имеющаяся задолженность
была погашена.
ТЕМА 4.
РЕВИЗИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
И ОПЕРАЦИЙ ПО ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМ
ЦЕННОСТЯМ И КОНТРОЛЬ
ЗА ИХ СОХРАНЕНИЕМ
1. Организация проверки фактического наличия ценностей
2. Проверка
состояния учета и отчетности, правильности
составления и оформления документов
1. Организация
проверки фактического
наличия ценностей
Ревизуя хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, необходимо тщательно проверить сохранность и правильность использования не только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования, производственных и строительных материалов, продуктов питания и др. Для этого необходимо выяснить, проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица, ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход, обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность материальных ценностей.
С целью организации проверки фактического наличия ценностей, имеющихся в бюджетном учреждении, ревизор договаривается с руководителем учреждения о назначении комиссии, в состав которой должны быть включены наряду с материально ответственными лицами счетный работник и желательно представитель общественности. Ревизору лично не рекомендуется подсчитывать, взвешивать ценности, но он должен внимательно следить за правильностью и полнотой проведения этой работы и фиксировать результаты. Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в инвентаризационную ведомость с указанием количества, веса или объема каждого вида ценностей. Инвентаризационные ведомости подписываются всеми членами комиссии, проводившими инвентаризацию. Одни экземпляр ведомости передается в бухгалтерию.