Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 22:03, курсовая работа
Глава 1. ФОРМЫ ОрганизациИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ на рынке США
1.1. Методология анализа организации предпринимательской деятельности компании на рынке США
Системный подход к предпринимательской деятельности
Сегодня успешность бизнеса во многом зависит от степени свободы выбора стратегии, возможности диверсификации деятельности предприятия по диапазону отраслевой направленности, открытия новых направлений и филиалов, приобретения других компаний или создания совместных предприятий. Таким образом, важнейшими аспектами процесса стратегического управления предприятием в условиях глобализации рынка становятся определение различных видов и способов взаимодействия с другими (в том числе, иностранными) предприятиями, а также формирование стратегических объединений и альянсов для проникновения на мировой рынок.
Предпринимательская деятельность компании на внешних рынках может осуществляться в различных видах [38, 78, 90, 91] (рис.2). Так по масштабам деятельности (степени охвата рыночной территории) выделяются: 1) экспорт – импорт; 2) внешнеторговая деятельность; 3) внешнеэкономическая деятельность (помимо экспорта-импорта товаров и услуг сюда также включается вывоз-ввоз капитала, научно-техническое сотрудничество, инжиниринговые и консалтинговые услуги, торги, аукционы и т.п.); 4) участие в стратегических альянсах, 5) собственно международная предпринимательская деятельность (организация бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий и пр.). В настоящей диссертации особое внимание уделено последнему виду деятельности.
Рис.2. Виды предпринимательской
деятельности компании на внешних рынках
Внешнеэкономические связи различаются также по видам внешнеторговых операций (сделок): а) несвязанные операции; б) встречные сделки (например, бартерные сделки или сделки на компенсационной основе).
Системный подход к управлению внешнеэкономической деятельностью фирмы на международных рынках предполагает предварительное выполнение таких работ как:
Основными причинами выхода на внешний рынок служат [11, 34, 78] такие побуждения как: 1) поиск более высоких доходов в бизнесе; 2) снижение рисков за счет их распыления и географической диверсификации операций; 3) продление жизненного цикла товара; 4) снижение спроса на внутреннем рынке; 5) сглаживание резких колебаний спроса; 6) требования клиентов; 7) улучшение ликвидности активов; 8) получение дополнительного коммерческого эффекта благодаря использованию зарубежных источников наличной валюты, и т.д.
Когда речь идет об изучении предпринимательской среды, подразумевается рассмотрение фирмы как открытой системы, взаимодействующей с динамической, неоднородной рыночной средой. Здесь под рыночной средой понимается весь комплекс внешних условий, в которых работают современные компании в США, в частности, социально-экономические, политико-правовые, научно-технические, культурные и прочие факторы. В свою очередь, эти факторы являются многокомпонентными. Например,
социально-экономическая среда включает по крайней мере три компонента. Во-первых, это мировой (американский) рынок конкретных товаров (в настоящей диссертации, рынок органических красителей и текстильных волокон), определяющий актуальную потребность их импорта из России или создания совместных предприятий для более дешевого производства.
Во-вторых, это государственная политика США в области экспорта-импорта, определяющая «правила игры» на рынке и предпринимательский климат в целом, в частности, уровень налогообложения и таможенные барьеры, отношение к иностранным инвестициям в те или иные отрасли экономики, возможности организации совместных предприятий или филиалов иностранных предприятий, наконец, защищенность бизнеса, и т.п.,
И в-третьих, это современное американское общество в целом как «совокупный потребитель» с его культурно-историческими и морально-этическими традициями: в частности, стимулирующее широкие массы населения на непрерывный подъем уровня потребления и направленное на максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей.
Основными параметрами рынка являются емкость и динамика, число конкурентов и спрос на конкретные позиции номенклатуры товаров, текущая платежеспособность потребителей на рынке и их требования к качеству товара, и т.п. Описание товара (органических красителей) и результаты проведенных маркетинговых исследований в области производства и потребления некоторых классов красителей в мире и в США даны в главе 3 диссертации.
Конкуренция на международных рынках, в частности, на американском рынке, выдвигает более жесткие требования к разработке стратегии компании. При разработке стратегии внешнеэкономической деятельности первоначально следует проанализировать, насколько запросы и предпочтения потребителей, каналы сбыта, движущие силы конкуренции и давление конкурентов на иностранном рынке отличаются от условий отечественного рынка. Среди основных различий между рынками разных стран можно указать разный уровень производственных издержек, колебания валютных курсов, особенности торговой политики национальных правительств, характер конкуренции.
Существуют
различные стратегии
В диссертации в качестве наиболее реальных и эффективных форм организации бизнеса в США рассматриваются небольшие предприятия, находящиеся на вторых ролях. Для них наиболее перспективными являются конкурентные стратегии, используемые для небольшого увеличения доли рынка: а) стратегия снижения издержек и использование низких цен для привлечения потребителей продукции слабых фирм-конкурентов, имеющих более высокие издержки; б) стратегия дифференциации, предполагающая придание продукту отличительных свойств, которые важны для покупателя; в) стратегия фокусирования (фирмы-специалиста), которая направляет свои рыночные усилия на один рыночный сегмент, определенный продукт, определенный способ конечного использования; г) стратегия вакантной ниши, находящейся за пределами интересов мировых лидеров. Эти стратегии связаны с концентрацией на особых группах потребителей.
В
свою очередь, необходимым предварительным
условием организации эффективного
управления внешнеэкономической
На основе проведенного анализа в диссертации предлагается общая методология формирования механизмов управления предпринимательской деятельностью компании, которая включает следующие этапы:
В
первой главе диссертации основное
внимание уделяется обсуждению экономических,
юридических и социально-
В русле реализации системного подхода к предпринимательству проведем анализ основных групп факторов, как благоприятствующих, так и препятствующих деятельности иностранных предпринимателей в США.
К настоящему времени между Россией и США создана договорно-правовая база, служащая хорошей основой для расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества, роста взаимной торговли, улучшения доступа на рынки друг друга, активизации инвестиционной деятельности.
К 2001г. оборот взаимной торговли существенно возрос, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 1992г. При этом объем российского экспорта вырос более чем в 5,4 раза. С 1994г. Россия впервые за несколько десятков лет стала иметь положительное сальдо в торговле с США. В 2001 году товарооборот составил 7,3 млрд. долл. [121].
По
размеру товарооборота США
После кризиса 1998г. имело место снижение оборота взаимной торговли, тем не менее, в последнее время наблюдается устойчивый рост экономических показателей.
Основу российского экспорта в США составляют сырьевые продукты – на них приходится более 90% российских поставок, в которых в настоящее время преобладают черные металлы (более 40%), алюминий (23%), химические продукты и удобрения (около 10%), драгоценные металлы и камни (около 5%), нефть и нефтепродукты (4%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют менее 3% объема российских поставок в США. В импорте основное место принадлежит продукции машиностроения (37%), продуктам питания, а также сырью сельскохозяйственного происхождения (около 35%) [121].
Особое значение с этой точки зрения имеет введение в действие в отношении России в ходе встречи на высшем уровне (июнь 1992г.) в Вашингтоне Соглашения о торговых отношениях между США и бывшим СССР, подписанного в 1990г. Содержащиеся в нем пункты позволяют улучшить доступ к рынку для товаров обеих сторон, предусматривают принятие мер для поощрения коммерческих контактов и увеличения взаимных поставок товаров и услуг, создание благоприятных условий для деятельности коммерческих представительств фирм и организаций.
Важной предпосылкой расширения делового сотрудничества между двумя странами стал пересмотр в начале 90-х годов многих положений американского законодательства, регулирующих торговые отношения с Россией. C 1993 года в США были пересмотрены свыше 70 законодательных актов дискриминационного характера. Россия получила возможность пользоваться Генеральной системой преференций США.
В апреле 1993г. на встрече на высшем уровне в Ванкувере было принято решение создать Российско-Американскую комиссию по экономическому и технологическому сотрудничеству. В состав Комиссии входит Межправительственный российско-американский комитет по развитию делового сотрудничества, который призван содействовать развитию отношений между двумя странами в торговле и связанных с нею областях.
Подписанное президентами России и США в ходе встречи на высшем уровне в сентябре 1994г. Совместное заявление «Партнерство для экономического прогресса» носит концептуальный характер и затрагивает практически все сферы двусторонних торгово-экономических отношений. Этот документ определяет главные направления двустороннего экономического сотрудничества с учетом реалий перехода России к рыночной экономике.