Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является получение целостного представления о финансовом состоянии анализируемого предприятия, определение места ОАО «Корона» среди конкурентов. Данная работа выполняется с точки зрения руководства предприятия, желающего выяснить имеющие недостатки в работе и получить конкретные рекомендации по повышению его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА 6
1.1 Анализ источников формирования капитала 6
1.2 Анализ размещения капитала в активах предприятия 9
2 РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия 13
2.2 Оценка платежеспособности организации на основе ликвидности баланса 17
3 АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
3.1 Деловая активность 22
3.2 Анализ финансовых результатов 24
3.3 Оценка эффективности деятельности 26
4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 30
4.1 Комплексная оценка методом бальных оценок
4.2 Оценка деятельности предприятия на основе рейтингового числа 40
4.3 Диагностика банкротства предприятия
4.4 Оценка с использованием модели Р. Таффлера и Г.Тишоу
4.5 Диагностика несостоятельности предприятия
4.6 Оценка с помощью модели R-счета
4.7 Оценка с помощью модели Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова
4.8 Оценка методом Z-счета по модели Альтмана
4.9 Оценка с помощью ранжирования системы показателей
4.10 Интегральная оценка финансовой устойчивости
4.11 Определение рейтинга предприятия среди конкурентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Сравнивая данные таблицы по показателям, рассмотрим динамику их изменения в течение двух лет.
Коэффициент оборачиваемости
активов характеризует
Период оборота текущих активов активов характеризует эффективность использования предприятием оборотных ресурсов. Данные таблицы 11 свидетельствуют о том, что оборачиваемость текущих активов в отчетном году немного увеличилась по отношению к прошлому году (на 9 дней) и составила 178 дней. Т.е. средства, вложенные в текущие активы, прошли полный цикл и приняли денежную форму на несколько дней медленнее, чем в прошлом году, что говорит об ухудшении финансового состояния ОАО «Корона».
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует скорость оборота дебиторской задолженности и показывает, сколько раз в течение года в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства.
Данные таблицы 11 свидетельствуют, что состояние дебиторской задолженности в отчетном году по сравнению с прошлым годом несущественно улучшилось. Чуть сократился срок погашения задолженности. В отчетном году он был равен 52 дням по сравнению с 53 днями в прошлом году, т.е. сократился срок оплаты покупателями своих обязательств на 1 день, хотя значение 52 дня все же является достаточно большим. Сокращение периода оборота дебиторской задолженности говорит о повышении эффективности кредитной политики ОАО «Корона», скорость оплаты продукции покупателями увеличилась, отвлечение из оборота ресурсов сократилось.
Финансовая устойчивость предприятия будет зависеть от того, каким образом оно строило в текущем периоде взаиморасчеты со своими должниками (дебиторами). Полезно сравнить оборачиваемость дебиторской задолженности с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Это позволит сопоставить условия кредитования, которые предоставляет и которыми пользуется предприятие. Необходимым условием стабильности деятельности является получение кредита на тех же условиях или лучших, на которых само предприятие его оказывает.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставленных ему счетов.
Длительность оборота кредиторской задолженности в отчетном году составила 196 дней, а в прошлом году составила 236 дней, т.е. сократилась на 40 дней. То есть в отчетном году предприятие стало быстрее расплачиваться со своими поставщикам, что крайне важно для его потенциальных кредиторов, хотя уровень задержки в почти в 7 месяцев является очень большим.
Коэффициент
оборачиваемости запасов
Сопоставляя
все данные, полученные при анализе
оборачиваемости средств
В данном разделе на основе отчета о прибылях и убытка проведем анализ финансовых результатов, который поможет выяснить, как изменилась выручка, прибыль за отчетный период, сопоставить темпы динамики доходов и расходов, определить, какой фактор оказался ключевым при изменении выручки от продажи продукции. Проанализируем доходы и расходы по обычным видам деятельности на основе отчета о прибылях и убытках.
Данные приведены в таблице 12.
Таблица 12 – Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Темп динамики, % | ||
Млн. руб. |
% к выручке |
Млн. руб. |
% к выручке | ||
Выручка |
4584 |
100,0 |
4213 |
100,0 |
108,8 |
Себестоимость продаж |
2753 |
60,1 |
2159 |
51,2 |
127,5 |
Коммерческие расходы |
74 |
1,6 |
63 |
1,5 |
117,5 |
Управленческие расходы |
321 |
7,0 |
267 |
6,3 |
120,2 |
Прибыль от продаж |
1436 |
31,3 |
1724 |
40,9 |
83,3 |
В отчетном году выручка от продажи продукции составила 4 584 млн. руб., что на 8,8% больше по сравнению с прошлым годом. Отметим, что ранее сделанное предположение о рациональности использования стоимости основных средств подтверждается, так как темп роста выручки опережает темп роста основных средств.
Прибыль от продаж в отчетном году составила 1436 млн. руб. По сравнению с прошлым годом она сократилась на 16,7%.
Темп динамики выручки значительно превышает темп динамики прибыли, что свидетельствует об относительном увеличении расходов по обычным видам деятельности, а значит о снижении размера прибыли в каждом рубле выручки от продаж по сравнению с предыдущим годом. Если в прошлом году в каждом рубле выручки от продаж прибыль составляла 41 коп., то в отчетном году на 10 коп. меньше. Это объясняется увеличением как себестоимости, так и коммерческих и управленческих расходов на 1 руб. выручки от продаж.
Факторный анализ выручки от продаж приведен в таблице 13.
Таблица 13 – Расчет влияния факторов на выручку
Показатель |
Условное обозначение |
Значение показателя |
1 Выручка за отчетный год в действующих ценах, млн руб. |
В1 |
4584 |
2 Индекс цен на продукцию предприятия |
Иц |
1,094 |
3 Выручка от продажи за отчетный год в ценах предыдущего года (расчетный показатель), млн руб. (стр.1/стр.2) |
Вр |
4190 |
4 Выручка
от продажи товаров за |
В0 |
4213 |
5 Изменение выручки, млн руб. |
||
- всего (стр.1-стр.4) |
В1-В0 |
+371 |
в том числе за счет: |
||
изменения объема продаж (стр.3-стр.4) |
Вр-В0 |
-23 |
роста цен (стр.1-стр.3) |
В1-Вр |
+394 |
В отчетном году выручка от продажи продукции составила 4584 млн. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 371 млн. руб. Выручка выросла исключительно за счет повышения цен. Определяющим фактором роста выручки являются цены на продукцию - за счет повышения цен на 9,4% выручка выросла на 394 млн. руб. За счет сокращения объема продаж выручка сократилась на 23 млн. руб.
Далее проведем факторный анализ прибыли от продаж (таблица 14).
Таблица 14 – Влияние факторов на изменение прибыли от продаж
Фактор |
Расчет |
Размер влияния, млн руб. | |
методика |
по фактическим данным | ||
Объем продаж |
-23×1724/4213 |
-9 | |
Продажные цены |
+394×1724/4213 |
+161 | |
Себестоимость продукции |
-4584×(2753/4584-2159/4213) |
-404 | |
Коммерческие расходы |
-4584×(74/4584-63/4213) |
-5 | |
Управленческие расходы |
-4584×(321/4584-267/4213) |
-30 | |
Всего |
1436-1724 |
-288 |
В отчетном году, несмотря на рост цен, ОАО «Корона» получило на 288 млн. руб. прибыли меньше, чем в прошлом году. Это связано со значительным ростом доли себестоимости в выручке. За счет данного фактора прибыль предприятия снизилась на 404 млн. руб.
Качество прибыли предприятия достаточно низкое, экономический потенциал полностью не раскрыт. Предприятию необходимо искать пути снижения себестоимости продукции.
Оптимизация управленческих и коммерческих расходов также поможет улучшить финансовый результат предприятия в последующих отчетных периодах.
Для того, чтобы определить, насколько была эффективна деятельность анализируемого предприятия в отчетном году, насколько интенсивно использовались его ресурсы, необходимо рассчитать и проанализировать показатели рентабельности (таблица 15).
Таблица 15 – Показатели эффективности работы организации
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение |
1 Выручка от продажи, млн. руб. |
4213 |
4584 |
+371 |
2 Прибыль от продажи, млн. руб. |
1724 |
1436 |
-288 |
3 Чистая прибыль, млн. руб. |
982 |
749 |
-233 |
4 Активы, млн. руб. |
3658 |
3770 |
+113 |
5 Собственный капитал, млн. руб. |
2053 |
2126 |
+73 |
6 Рентабельность продаж, % (стр.2/стр.1∙100) |
40,9 |
31,3 |
-9,6 |
7 Чистая рентабельность продаж, % (стр.3/стр.1∙100) |
23,3 |
16,3 |
-7,0 |
8 Рентабельность активов, % (стр.3/стр.4∙100) |
26,8 |
19,9 |
-7,0 |
9 Рентабельность собственного капитала, % (стр.3/стр.5∙100) |
47,8 |
35,2 |
-12,6 |
В отчетном году в каждом рубле выручки от продажи прибыль составляет 31 коп. По сравнению с прошлым годом рентабельность продаж сократилась на 10 пунктов, что говорит о снижении эффективности бизнеса. Сокращение рентабельности продаж связано с ростом уровня издержек производства.
На один рубль выручки от продаж в отчетном году приходится 16 коп. чистой прибыли. По сравнению с прошлым годом чистая рентабельность продаж снизилась на 7 пунктов, что также подтверждает ухудшение финансового положения анализируемого предприятия.
В отчетном году на каждые 100 руб. активов предприятия приходится 19,9 руб. чистой прибыли, что на 7,0 руб. меньше, чем в прошлом году. Таким образом, в отчетном году эффективность использования имущества предприятия снизилась. Это может быть связано с некачественной работой менеджеров компании, что и привело к снижению способности активов приносить прибыль.
На каждые 100 руб., вложенных владельцами капитала в бизнес, в отчетном году приходится 35,2 руб. чистой прибыли. По сравнению с прошлым годом рентабельность собственного капитала снизилась на 12,6 пунктов, то есть отдача на инвестиции акционеров сократилась.
Таким образом, в отчетном году все показатели рентабельности снизились, эффективность бизнеса ухудшилась. ОАО «Корона» необходимо более эффективно управлять хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом.
В таблице 16 проведем факторный анализ рентабельности активов.
Таблица 16 – Факторный анализ рентабельности активов
Показатель |
Влияющие факторы |
Рентабельность активов, % |
Изменение рентабельности активов, пунктов | |
Чистая рентабельность продаж, % |
Коэффициент оборачиваемости активов | |||
Предыдущий год |
23,3 |
1,15 |
26,8 |
-7,0 |
Отчетный год |
16,3 |
1,22 |
19,9 | |
Подстановка | ||||
Чистая рентабельность продаж |
16,3 |
1,15 |
18,8 |
-8,0 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
16,3 |
1,22 |
19,9 |
+1,0 |