Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 01:28, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей формирования и калькулирования себестоимости производимой продукции, а также услуг.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены такие задачи, как детальное ознакомление с понятием себестоимости продукции, задачами учета затрат и видами калькуляций; рассмотрение различных классификаций, методов учета затрат в системе финансового учета, а также изучение особенностей учета затрат в конкретной организации, а именно ЗАО «Золотое Руно», которая является объектом данной работы.
Введение 3
1. Сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование. 5
1.1. Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта. 6
1.2. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика. 15
2. Теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 18
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг). 18
2.2. Организация бухгалтерского учета затрат. 29
2.3. Цели, задачи и принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). 37
2.4. Особенности калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 40
3. Организация бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации) 47
3.1. Краткая организационная и экономическая характеристика предприятия 47
3.2. Учетная политика предприятия. Особенности бухгалтерского учета затрат 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение
В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции в управленческом учете затраты группируются на текущие и единовременные.
К единовременным относятся затраты, не зависящие от продолжительности эксплуатации оборудования и объема работ. Например, затраты на монтаж оборудования, затраты по эксплуатации инвентарных сборно-разборных зданий и сооружений (амортизационные отчисления, заработная плата рабочих, занятых на сборке и разборке, стоимость дополнительных материалов и т. п.).
К текущим затратам относят затраты по производству и реализации продукции данного периода: стоимость электроэнергии и топлива, вспомогательных материалов, амортизация, арендная плата, затраты на технический ремонт машин и механизмов и другие затраты, относимые на себестоимость.
По степени регулируемости затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых находится в прямой зависимости от воздействия на них менеджера. В данном случае ответственными за эти затраты являются заведующие складами, менеджеры групп закупки материалов, групп подготовки производства и контроля за издержками производства и т. д. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе.
В
целом на предприятии все затраты
регулируемые, но не все затраты
могут регулироваться на низших уровнях
управления. Например, администрация
предприятия имеет право
Деление
затрат на регулируемые и нерегулируемые
предусмотрено в отчетах об использовании
сметы по центрам ответственности.
Такое решение позволяет
По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые инеконтролируемые.
Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.
Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности управленческого персонала и не поддаются контролю со стороны работников организации. Например, повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок налогов, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение амортизационных отчислений и т. д.
Организация эффективной системы управления предприятием и принятие адекватных рыночной среде управленческих решений невозможны без действенной системы экономического анализа. Анализ затрат помогает оценить достигнутые результаты деятельности, определить эффективность произведенных расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, каким образом применять сведения о затратах на краткосрочную и долгосрочную перспективу, как регулировать и контролировать расходы, а также как спланировать реальный уровень прибыли. В связи с этим, для проведения анализа затраты классифицируются на: фактические, плановые, сметные, стандартные, общие и структурные, полные и частичные.
Фактические затраты характеризуют размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию. Они определяются на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляют достоверную информацию о фактически понесенных расходах на производство продукции, работ, услуг. Фактические затраты служат основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене отдельных видов продукции.
Плановые затраты - это максимально допустимые затраты данной организации на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. То есть это прогнозное значение предельной величины затрат на производство соответствующих видов продукции. В основе расчета плановых затрат лежат прогрессивные среднегодовые нормы расхода всех видов затрат.
Сметные затраты разновидность плановых затрат, которая разрабатывается на разовые работы и изделия, выполняемые по заказам. Они лежат в основе договорной цены при расчетах с заказчиком.
Общие затраты - сумма постоянных и переменных издержек, необходимых для определенного объема выпуска продукции. Обычно общие издержки возрастают по мере увеличения объема выпуска. В экономической теории разделение общих издержек на постоянные и переменные зависит от ситуации и временного интервала. Так, отчисления в пенсионные и страховые фонды, осуществляемые предприятием согласно коллективному договору, могут относиться к постоянным издержкам, поскольку эти платежи осуществляются даже в том случае, если предприятие не выпускает продукцию. В долгосрочном периоде для увеличения объема выпуска требуется замена оборудования, и постоянные издержки принимают форму переменных.
Полные затраты - суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Полные затраты включают: все производственные затраты, расходы на маркетинг, содержание администрации, выплату процентов и другие централизованные корпоративные расходы. Полные затраты могут рассчитываться на единицу продукции.
Наконец,
учитывая специфику технологического
процесса конкретного предприятия,
целесообразно нормировать
По
степени охвата планом
(или по отражению в бизнес-плане) затраты
бывают планируемыми и непланируемыми.
К планируемым относятся производственные затраты организации, обусловленные ее хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые затраты - это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий функционирования предприятия (потери от брака, простоев). Эти расходы считаются прямыми потерями и отражаются в фактической себестоимости произведенной продукции.
Для оценки управленческой деятельности используется классификация затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные затраты - в результате. этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты.
Неэффективные затраты - расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Другими словами, неэффективные расходы это потери на производстве. К ним можно отнести потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на складах, порчи материалов и т. д.
К затратам, принимаемым в расчет и не принимаемым, относят затраты релевантные, т. е. существенные (имеющие отношение к принимаемому решению), и нерелевантные (не имеющие отношения к принимаемому решению).
Релевантные затраты - это будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения. Т. е. релевантные затраты - это будущие издержки, которые изменяются в зависимости от выбранного варианта решения. Это затраты, связанные с хранением запасов и выполнением заказа. В стоимость хранения обычно входят дополнительные затраты по страхованию; дополнительные затраты на складское хранение и стоимость хранения запасов; дополнительные расходы на обработку материала; затраты вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.
По отношению к процессу принятия управленческих решений затраты можно разделить на явные и альтернативные (вмененные), безвозвратные, инкрементные и маргинальные.
К явным затратам организации относят предполагаемые затраты, которые необходимо произвести при выполнении производственной и сбытовой деятельности.
Альтернативные затраты - величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченности ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. Альтернативные затраты не отражаются в финансовых документах, представляя собой упущенную выгоду предприятия, то есть это возможность, которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) - это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже ничто не может повлиять. К таким затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества; стоимость закупленных материальных ресурсов и т. д.
При принятии решения об увеличении объема производства затраты делят на инкрементные (приростные) и предельные (маргинальные).
Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают в результате производства дополнительной продукции или продажи дополнительных товаров.
Маржинальные (предельные) затраты - это дополнительные затраты на единицу продукции (а не на весь выпуск). Они обычно различны при неодинаковьrx объемах производства, так как изменяется эффективность производственного процесса. При этом, на единицу продукции эти затраты уменьшаются с увеличением выпуска.
Таким образом, обе категории затрат появляются в результате изготовления дополнительных единиц продукции. Отличие же инкрементных затрат от маргинальных состоит в том, что последние представляют собой дополнительные затраты на единицу продукции. А инкрементные также являются по сути дополнительными затратами, но в результате увеличения объема производства целой дополнительной партии продукции.
Наконец, особый интерес представляет классификация затрат по их поведению для принятия решений и планирования - на постоянные и переменные.
К
первой категории могут быть отнесены
прямые материальные затраты, топливо
и энергия на технологические
цели, другие затраты, непосредственно
связанные с производством
К постоянным затратам, как правило, относят административные и управленческие расходы, амортизацию основных средств, расходы на рекламу и т.д. Отдельно выделяют статьи постоянных расходов, не имеющие непосредственного отношения к объему производства (про граммы развития управления, социального развития и т. д.), которые классифицируют как дискреционные издержки.
Зависимость
между постоянными и