Калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей формирования и калькулирования себестоимости производимой продукции, а также услуг.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены такие задачи, как детальное ознакомление с понятием себестоимости продукции, задачами учета затрат и видами калькуляций; рассмотрение различных классификаций, методов учета затрат в системе финансового учета, а также изучение особенностей учета затрат в конкретной организации, а именно ЗАО «Золотое Руно», которая является объектом данной работы.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование. 5

1.1. Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта. 6

1.2. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика. 15

2. Теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 18

2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг). 18

2.2. Организация бухгалтерского учета затрат. 29

2.3. Цели, задачи и принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). 37

2.4. Особенности калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 40

3. Организация бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации) 47

3.1. Краткая организационная и экономическая характеристика предприятия 47

3.2. Учетная политика предприятия. Особенности бухгалтерского учета затрат 49

Заключение 51

Список литературы 53

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа БУУ исправленная 3.docx

— 128.04 Кб (Скачать)

3 математические  методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и  т.д.)

     Цели  управленческого учета:

1 оказание  информационной помощи управляющим  в принятии оперативных управленческих решений;

2 контроль, планирование и прогнозирование  экономической деятельности предприятия  и центров ответственности; 

3 обеспечение  базы для ценообразования; 

4 выбор  наиболее эффективных путей развития  предприятия. 

1.2. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учётом и функции бухгалтера-аналитика.

     Информация  - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.

     Цель  управленческого учета - обеспечить менеджеров информацией.  
К информации такого рода предъявляются иные требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей:

  1. Адресность (конкретным адресатам в соответствии с их уровнем подготовленности и иерархии);
  2. Оперативность (должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение);
  3. Достаточность (в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения; не должно быть избыточной информации и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения);
  4. Аналитичность (должна содержать данные текущего экспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами);
  5. Гибкость и инициативность (должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций);
  6. Полезность (привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия);
  7. Достаточная экономичность (затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования).

     В управленческом учете может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и неучетной, т.е. документально обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.

     В управленческом учете учетная информация занимает 20% - 30%; остальные - экономический анализ (в финансовом учете соотношение 40% - 60%).

     Информация  управленческого учета носит  конфиденциальный характер. Бухгалтеры, наделённые управленческими функциями, называются бухгалтерами -аналитиками (бухгалтерами-менеджерами).

     В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Нелинейные производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам.

     Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

     Планирование.

Этому предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и  анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных  бюджетов предприятия, которые затем  сводятся в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение р:уководству. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

     Контроль.

По окончании  отчетного периода бухгалтер-аналитик составляет отчеты об исполнении бюджета  каждым центром ответственности, в  которых приводится сравнительный  анализ запланированных и достигнутых  результатов. При этом выявляются нежелательные  расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшем исключить их влияние.

     Стимулирование.

Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют  деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Своей  деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения  эффективности управления предприятием.

     Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед  руководством за реальность бухгалтерских  отчетов подразделений, во-вторых, оказывает  помощь управляющим центрами ответственности  в планировании и подведении итогов их работы.

    2. Теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг).

     Важное  место в системе управленческого  учета занимает понятие затрат и  их классификация, так как затраты, возникающие в ходе текущей деятельности предприятия, являются одним из основных объектов управленческого учета. Информация о затратах, формируемая в управленческом учете, важна для организации  эффективного управления ими.

     Для понимания процедур учета затрат в рамках единой системы бухгалтерского учета, объединяющей такие подсистемы, как финансовый, управленческий и  налоговый учет, необходимо конкретизировать используемый при этом понятийный аппарат, регламентирующий отдельные экономические  понятия и определенные правила  их применения. В экономической литературе и нормативных документах при описании процесса учета затрат применяют такие термины, как «издержки», «затраты» и «расходы». Неправильное определение этих экономических понятий может исказить их экономический смысл.

     Затраты на производство - это стоимость части затрат (ресурсов) организации, которые израсходованы на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг за отчетный период.

     Перечень  статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции  определяются в соответствии с отраслевыми  методическими рекомендациями, исходя из особенностей технологии и организации  производства самим предприятием. Однако существует примерная типовая номенклатура статей затрат для различных производств:

                           16

  1.  Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов).
  2.  Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций

      (также  за вычетом возвратных отходов).

  1.  Топливо и энергия на технологические цели.
  2.  Расходы на оплату труда основных производственных рабочих.
  3.  Отчисления во внебюджетные фонды.
  4.  Расходы на подготовку и освоение производства.
  5.  Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.
  6.  Общепроизводственные расходы.
  7.  Общехозяйственные расходы.
  8.  Потери от брака.
  9.  Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

     Затраты по первым восьми установленным статьям  образуют цеховую себестоимость. Последняя, в совокупности с общехозяйственными расходами и потерями от брака, составляет производственную себестоимость. Наконец, прибавив к производственной себестоимости расходы, связанные с реализацией продукции, получают полную себестоимость продукции.

     Следует отметить, что затраты по статьям  калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа. Группировка затрат по статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать эффективный контроль над ними и выявлять направления, по которым необходимо вести поиск путей снижения затрат на производство. По статьям осуществляется текущий учет производственных затрат и калькулирование полной себестоимости выпускаемой продукции.

     По  способу отнесения  затрат на себестоимость  выделяют косвенные и прямые затраты.

     Косвенными  являются затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они предварительно накапливаются на собирательно-распределительных счетах и затем расчетным путем включаются в себестоимость изделия. Косвенные затраты учитываются обычно по месту их возникновения и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранной базе (основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов и т. д.). Примером таких затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Кроме того, к косвенным затратам относятся: стоимость вспомогательных материалов и комплектующих изделий, заработная плата вспомогательных рабочих, затраты на содержание производственных помещений и т. д.

     Прямые  затраты, в противоположность косвенным, могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.) непосредственно на единицу затрат. Они связаны с изготовлением одного определенного вида изделия. Например, расходы на исследования и разработки конкретного товара являются прямыми затратами, поскольку они относятся только к одному продукту (единице продукции). Примером могут служить также затраты сырья и основных материалов, образующие прямые материальные затраты, величина которых определяется как произведение количества материалов, отнесенного к конкретному изделию, и цены единицы материалов. Наконец, к прямым трудовым затратам относят заработную плату рабочих, непосредственно занятых изготовлением изделий. То есть это совокупные затраты рабочей силы, которые могут быть прямо отнесены на определенный вид готовой продукции. При этом важно отметить: чем больше удельный вес прямых расходов в себестоимости конкретного объекта калькулирования, тем точнее величина его себестоимости.

     По  технико-экономическому назначению затраты делят на основные и накладные.

     Основные  затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства и оказанием услуг: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным' объектом калькулирования. То есть это затраты, без которых производственный процесс не может осуществляться.

     Накладные затраты связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. При этом, в соответствии с методом отнесения затрат на объект калькулирования, накладные расходы являются косвенными.

     Для целей калькулирования и оценки готовой продукции важной группировкой является классификация затрат на входящие и истекшие.

     Входящие  затраты - это средства, которые были приобретены и имеются в наличии для использования с целью получения дохода. Когда эти средства были израсходованы и потеряли способность приносить доход в будущем, они переходят в разряд истекших затрат. При этом входящие затраты отражаются в активе баланса как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, переходящие в состав расходов следующих отчетных периодов. В свою очередь, истекшие затраты отражаются как затраты на производство реализованной продукции отчетного периода.

     Например, затраты на материалы, хранящиеся в  цехах или кладовых организации, считаются входящими и показываются в отчетности в составе производственных запасов. А затраты на материалы, вошедшие в состав себестоимости  реализованной продукции, будут  являться истекшими. Различие затрат между входящими и истекшими важно при расчете прибыли и оценки активов организации, что в дальнейшем находит отражение в бухгалтерской отчетности.

     По  однородности состава  затраты бывают одноэлементные и комплексные.

     Одноэлементные  - затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие независимо от места их возникновения и целевого назначения: основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата и т. д.

     Комплексные  затраты, состоящие из нескольких экономических элементов. К ним относят общехозяйственные и общепроизводственные расходы, в состав которых включаются затраты на заработную плату соответствующих категорий персонала, амортизацию зданий и прочие одноэлементные затраты.

Информация о работе Калькулирование себестоимости продукции