Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в различных отрослях.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
• проверка состояния учета, хранения и эффективности использования ма¬териальных ресурсов и незавершенного производства, соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгал¬терского учета и потребностям предприятия;
• выявление непригодных для использования ценностей с опре-делением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
• полнота и своевременность оприходования, законности и целе-сообразности расходования и списания товарно-материальных цен¬ностей;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ 6
1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма контроля 6
1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на предприятиях и её значение 10
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 13
2.1. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных и неоплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других предприятий 13
2.2.Инвентаризация малоценных и быстроизнашивающихся предметов 14
2.3. Порядок оформления результатов инвентаризации 21
3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ООО «ПРИМА» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
При проверке полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяют соответствие данных первичных документов на оприходование данным аналитического учета, синтетического учета.
Данные первичных документов сопоставляются с отчетами движения продуктов и материалов, производственными отчетами; данные аналитического учета сопоставляются с журналом-ордером 10. Данные журнала-ордера 10 сопоставляются с Главной книгой, балансом предприятия. В случае расхождений в учете устанавливаются их причины, которые могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а в ряде случаев такие расхождения являются результатом неполного оприходования ценностей. Одновременно с проверкой полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов изучают правильность их оценки. Правильная оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов зависит от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Выборочным путем проверяется соответствие данных первичных документов данным, отраженным в учетных регистрах.
Проверяя соблюдение условий, обеспечивающих сохранность малоценных и быстроизнашивающихся предметов, аудитор должен определить достаточность складских помещений и кладовых для нормальных условий их хранения и функционирования в эксплуатации (путем обследования этих мест); достаточен ли круг лиц, отвечающих за сохранность малоценных и быстроизнашивающихся предметов, и заключены ли с ними договоры о материальной ответственности; соблюдается ли порядок оформления операций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов, полностью ли приходуются поступающие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на склад и нет ли случаев передачи их в эксплуатацию минуя склад; маркируется ли спецодежда, спецобувь, постельные принадлежности и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы перед отпуском их в эксплуатацию, проводятся ли в надлежащие сроки инвентаризации, контрольные выборочные проверки наличия малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складах, в кладовых и у отдельных работников и своевременно и правильно ли регулируются выявленные расхождения между фактическим наличием и числящимся по данным бухгалтерского учета; соблюдаются ли нормы запасов по видам, группам малоценных и быстроизнашивающихся предметов и в целом, а также сроки нахождения малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатации.
При инвентаризации операций по выбытию малоценных и быстроизнашивающихся предметов тщательной проверке подвергаются операции по списанию малоценных и быстроизнашивающихся предметов, пришедших в негодность, создана ли на предприятии постоянно действующая комиссия, производящая непосредственный осмотр предметов, подлежащих списанию. Она определяет их непригодность и возможность использования или реализации материалов, полученных от списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Такая комиссия составляет акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Проверяют: как оформлены акты на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заполнены ли в них все требуемые реквизиты; правильно ли определены результаты от списания пришедших в негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов; своевременно ли отражены операции по списанию на счетах бухгалтерского учета. Особенно тщательно проверяется количество полученных и оприходованных материальных ценностей в виде лома, ветоши и так далее. При этом обращается внимание на то, чтобы к актам прилагались документы на полученный утиль от списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
При инвентаризации проверяется состояние и эффективность внутрихозяйственного оперативного контроля за сохранностью инструментов и приспособлений, выдаваемых во временное пользование на рабочие места. Организация такого контроля зависит от продолжительности и других условий закрепления инструмента за исполнителями. Первоначальная выдача его на рабочее место в длительное пользование производится на основании записки мастера по лицевым инструментальным карточкам, выписываемым на каждого рабочего — получателя инструмента. Последующие выдачи из раздаточной кладовой инструмента взамен изношенного производятся по предъявлении акта выбытия.
Тщательной проверке подвергаются операции выдачи рабочим спецодежды и спецобуви. Проверяется правильность бесплатной выдачи рабочим спецодежды и спецобуви, соблюдение установленных норм и правильность ее списания. Особое внимание обращается на списание спецодежды, пришедшей в негодность до истечения срока носки. Предприятие может реализовать спецодежду и обувь своим рабочим. При этом аудитор проверяет, по каким ценам реализованы эти предметы (по рыночным ценам не ниже цены приобретения), своевременно ли производится оплата, правильно ли отражена в бухгалтерском учете выдача спецодежды рабочим без оплаты.
Важным моментом при проверке малоценных и быстроизнашивающихся предметов является изучение правильности начисления износа и его включение в затраты производства. Необходимо иметь в виду, что предприятие самостоятельно решает, в каких размерах начислять износ и какую методику принять для начисления. Поскольку пределы минимальных зарплат являются подвижными, то и стоимость малоценных предметов не может быть постоянной на длительный период работы предприятия. С изменением стоимости предметов происходят изменения в начислении износа и в отражении соответствующих сумм в издержках производства. В процессе контрольных процедур выясняют, придерживается ли предприятие установленных лимитов стоимости при отнесении предметов к малоценным, не вносились ли изменения в их учете в проверяемом периоде, если вносились, то причины этих изменений и как это сказалось на величине себестоимости продукции. Министерством финансов Республики Беларусь рекомендованы различные варианты начисления износа малоценных предметов и методики их учета. Малые предприятия могут учитывать малоценные и быстроизнашивающиеся предметы как материалы и по мере их передачи в эксплуатацию списывать их стоимость на затраты производства продукции. Износ малоценных предметов, принадлежащих предприятиям непроизводственной сферы, в себестоимость не включаются, а относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия или фондов специального назначения. Что касается предприятий производственной сферы, то износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других малоценных предметов может быть включен в материальные затраты в следующих размерах:
- исходя из сроков службы и стоимости предметов;
- в размере 100 % их стоимости при передаче их в эксплуатацию;
- в размере 50 % стоимости предметов при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50 % стоимости (за вычетом их стоимости по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью.
Выявление результатов инвентаризаций включает два этапа.
Первый этап – подведение предварительных результатов инвентаризации, которые определяются немедленно после её окончания. Точность и быстрота выявления предварительных результатов инвентаризации определяет во многом успех борьбы с недостачами, хищениями и товарными потерями.
Имея эту оперативную информацию, председатель и члены комиссии сразу на месте могли бы решать вопрос о дальнейшей деятельности материально ответственного лица, особенно это важно в настоящее время, когда каждая недостача вливается в миллионную сумму. Председатель инвентаризационной комиссии докладывает о предварительных результатах инвентаризации ценностей руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления крупной недостачи, материально ответственное лицо отстраняется от занимаемой должности до получения окончательных результатов.
Второй этап – определение окончательных результатов инвентаризации. Оно осуществляется бухгалтерией после тщательной проверки и обработки всех документов и должен быть отражен в учете в тот отчетный период в котором проводилась инвентаризация.
Необходимые подготовительные работы для выведения результатов инвентаризации в бухгалтерии включают: проверку последних товарно-материальных отчетов, завизированных председателем инвентаризационной комиссии, записи данных по ним в учётные регистры, подсчёт итогов в журналах для учёта товарно-материальных ценностей, сверку данных синтетического и аналитического учёта, взаимную сверку учётных регистров, проверку полноты поступления ценностей по встречным (внешним и внутренним) документам, выведение остатков ценностей у отдельных материально ответственных лиц (бригад) к началу инвентаризации. Особое значение имеет сверка сумм, списанных в расход, и реализованных товарно-материальных ценностей с документами по реализации, анализ внутреннего перемещения товаров из одного отдела в другой, проверка и оформление бухгалтерскими записями не отражённых ранее в отчётах актов о списании боя, порчи товарно-материальных ценностей и т. д.
Не менее тщательно проверке подвергаются данные в инвентаризационных описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся:
Для выявления хищений, которые характеризуются указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех операций, которые содержат формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов срочной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения и другие, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений.
Признаки
приписок в инвентаризационных описях
рекомендуется выявить
Одним из распространённых способов сокрытия хищений при инвентаризации является неправильная таксировка и подсчёт на отдельных страницах и в описях в целом. Необходимо осуществлять встречные проверки правильной таксировки и подсчёта итогов в описях с использованием вычислительных средств.
Для выявления признаков хищений, скрываемых при проведении инвентаризации рекомендуется также сопоставить количество возможного завышения остатков с указанной в инвентаризационной описи тарой. Если количество тары не обеспечивает вместимость записанных в инвентаризационную опись ценностей (см. приложение №1), то это может служить признаком приписки товаров.
Скрытие недостач путём неоприходования товарно-материальных ценностей, поступивших до инвентаризации, выявляется сверкой расчётов и встречной проверкой документов. Наряду с этим проверяется использование выданных доверенностей, изучаются даты фактического поступления товаров по транспортным документам.
Важное
значение при оценке материалов инвентаризации
имеет проверка перемещения товарно-
Существует ещё один способ выявления различных негативных явлений при проведении инвентаризации. Это проведение контрольной проверки после проведения инвентаризации. Контрольная проверка оформляется актом о контрольной проверке инвентаризации ценностей.
К проверкам качества проведённых инвентаризаций привлекаются опытные работники и специалисты в совершенстве знающие организацию проведения инвентаризаций. Однако на практике контрольные проверки проводятся редко. Такая тенденция имеет место из-за загруженности работой бухгалтеров и нехваткой достаточного количества необходимых счётных работников.
В настоящее время количество проверяемых при контрольной проверке ценностей определяется работником её проводящим.
В акте контрольной проверки сопоставляется, что при фактическом пересчёте и что значится по описи. Акт подписывается проводившим проверку председателем инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
Контрольные
проверки проводятся в присутствии
членов инвентаризационной комиссии не
только после окончания
Результаты инвентаризации выявляются на основе сопоставления остатков товарно-материальных ценностей, тары по учётным данным с фактическим их наличием по инвентаризационным описям. Для установления окончательных результатов инвентаризации ценностей бухгалтерия составляет сличительную ведомость (см. приложение №2).
Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Информация о работе Инвентаризация товарно-материальных ценностей в различных отрослях