Инвентаризация товарно-материальных ценностей в различных отрослях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в различных отрослях.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
• проверка состояния учета, хранения и эффективности использования ма¬териальных ресурсов и незавершенного производства, соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгал¬терского учета и потребностям предприятия;
• выявление непригодных для использования ценностей с опре-делением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
• полнота и своевременность оприходования, законности и целе-сообразности расходования и списания товарно-материальных цен¬ностей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ 6
1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма контроля 6
1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на предприятиях и её значение 10
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 13
2.1. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных и неоплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других предприятий 13
2.2.Инвентаризация малоценных и быстроизнашивающихся предметов 14
2.3. Порядок оформления результатов инвентаризации 21
3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ООО «ПРИМА» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33

Файлы: 1 файл

Инвентаризаци ТМЦ В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

      Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

      Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

      На  ценности, не принадлежащие предприятию (учреждению), но числящиеся в бухгалтерском  учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

      Сличительные  ведомости могут быть составлены как с использованием средств  вычислительной и другой организационной  техники, так и вручную.

      Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в следующем порядке:

      стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с  последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

      стоимость недостачи, порчи или иной утраты имущества в пределах норм  списывается по распоряжению руководителя предприятия (учреждения) на издержки производства или обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

      Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

      При отсутствии норм убыль рассматривается  как недостача сверх норм; недостачи  материальных ценностей, денежных средств  и другого имущества, а также  порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов. При этом дебетуется счет 99 «Прибыли и убытки» или 82 «Резервный фонд» в корреспонденции со счетами 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

      Уточнение или списание сумм дебиторской или  кредиторской задолженности зачисляется на финансовые результаты отчетного года.

      Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

      В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

      Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен  только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

      О допущенной пересортице материально  ответственные лица представляют подробные  объяснения инвентаризационной комиссии.

      В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на виновных лиц.

      Если  конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.

      На  разницу в стоимости от пересортицы  в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

      Предложения о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю предприятия (учреждения), который принимает окончательное решение о зачете.

      Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

      Руководители  организаций и предприятий обязаны  определить и относить недостачу  к мелкой или к крупной, а также  уведомлять прокурора о недостачах, не переданным следственным органам  и погашаемых в общегражданском порядке.

      Мелкие  недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определённых случаях  допускается получение от работника  обязательства с указанием сроков погашения (как правило 2-3 месяца).

      По  недостачам и растратам, явившимся  следствием злоупотреблений, дела направляются в судебно-следственные органы не позднее 5 дней с момента установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба.

      Результаты  инвентаризации отражаются в том месяце, в котором она проводилась с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учёта.

  1. Инвентаризация  Товарно-материальных ценностей на ООО  «Прима»

      Согласно  предоставленной информации: приложение №1 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» (форма № инв-3) и приложения №2 «Сличительная ведомость» (форма № инв-18) рассмотрим процесс проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на примере предприятия ООО «Прима».

      На  предприятии проводилась плановая инвентаризация деревообрабатывающего участка по состоянию на 01 февраля 2005 года, на основании приказа № 28 от 25 октября 2004 года. Председателем комиссии назначен ведущий экономист Кульнева Е.К.; члены комиссии: товаровед Демидюк М.Н.; специалист по распиловке Велесик Н.А.

      Перед началом проведения инвентаризации материально-ответственные лица: зав. складом Войтович В.Ф.; зав. складом  Папроцкая Н.И. дали расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные  документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

      В ходе проведения инвентаризации было пересчитано тридцать четыре наименования товарно-материальных ценностей, общее количество составило одну тысячу шестьдесят восемь единиц, на сумму одиннадцать миллионов девятьсот тринадцать тысяч пятьсот тридцать восемь рублей.

      После оформления инвентаризационной ведомости  все члены комиссии поставили свои подписи. Материально ответственные лица подтвердили, что все ценности, перечисленные в настоящей инвентаризационной описи проверены комиссией в натуре и их присутствии, внесены в опись, претензии к инвентаризационной комиссии отсутствуют.

      После соблюдения всех формальностей опись передана в бухгалтерию предприятия.

      Работники бухгалтерии сравнили данные полученные в результате инвентаризации с данными  бухгалтерского учета и выявили  некоторые расхождения. Полученные расхождения представлены в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (см. приложение №2). Сумма излишков полученных в результате проведения инвентаризации составила тридцать две тысячи триста пятьдесят одни рубль. Данный документ также подписывается членами инвентаризационной комиссии.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

      В результате исследования, проведённого при написании курсовой работы, установлено, что сохранность товарно-материальных ценностей и незавершенного производства предприятия в ООО «Прима» находится не на должном уровне. Имеются факты недостач и хищений, в последнее время наблюдается их рост.

      Однако  следует отметить то, что недостачи  взыскиваются в полном объёме.

      С целью улучшения состояния сохранности средств предприятия руководителю, главному бухгалтеру, ревизорам можно порекомендовать некоторые предприятия.

      В первую очередь нужно совершенствовать сам процесс проведения инвентаризаций. Для этого необходимо пользоваться наиболее эффективными и рациональными её методами:

  • ярлычный метод;
  • применение специальных книг, построенных по типу оборотных ведомостей;
  • обмер и последующий подсчёт;

      Также необходимо увеличить процент охвата инвентаризаций контрольными проверками, увеличивающих достоверность инвентаризационных данных.

      Для увеличения объема продаж необходимо сокращать до минимальных размеров сроки проведения инвентаризаций. Этого можно достигнуть применяя рациональные приёмы их проведения, а также использование электронно-вычислительной техники при выведении результатов инвентаризаций.

      Необходимо  уделять огромное внимание кадрам, особенно молодым. Повысить роль квалификационных комиссий по приёму на работу лиц, связанных  с материальной ответственностью, что  позволяет практически исключить  проникновение на эти должности граждан, имеющих судимость или уволенных по недоверию.

      В ООО «Прима» особое внимание уделяется повышению профессионального уровня материально ответственных лиц. Принимаются различные меры по улучшению инвентаризационной работы. Утверждаются списки работников системы, привлекаемых для проведения инвентаризаций. Инвентаризации проводятся только правомочными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят два специалиста от правления организации, член комиссии контроля за работой торгового предприятия и материально ответственное лицо .

      Особое  внимание уделяется совершенствованию  работы с кадрами, воспитанию у них  чувства ответственности за порученное дело, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

      Лица, не внушающие доверия, судимые и допустившие недостачи в больших объёмах освобождены или же освобождаются от занимаемой должности.

      Продолжается  работа по дальнейшему укреплению счётно-бухгалтерского аппарата.

      Это позволит более оперативно управлять  предприятием, вскрывать недостатки в работе предприятий и принимать меры по их устранении, что играет огромную роль в деле сохранения собственности особенно в условиях рыночных отношений. 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сост. Ковалевич  И. Н. Бухгалтерский учёт и контроль в Республике Беларусь: Сб. норматив. актов: в 6-ти т. Т. 4 Учёт имущества – Мн.: Амалфея, 1996. – 832 с.
  2. Исправление отчётных данных по результатам инвентаризации и проверок, проводимых самой организацией и налоговыми органами // Экономика и учёт в торговле.–1998.–№1.–С. 46-50.
  3. Андреев В. Д. Ревизия и аудит: Учебное пособие – Мн.: Высшая шк.,1996
  4. Белый И. Н., Сушкевич А. Н. Организация бухгалтерского учёта и внутреннего аудита на предприятиях и в организациях.–Мн.: Экаунт,–1996.
  5. Лебедева Н. В., Бычкова С. М. Инвентаризация при аудите товарно-материальных ценностей // Бухгалтерский учёт.–1997.–№ 1.–С. 40-45.
  6. Криницкий Р. И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учёта –М.: Финансы и статистика, 1990.
  7. Полецкий А. В. Эффективность ревизии.// Бухгалтерский учёт, 1991 –№ 8.
  8. Понотиленко А. А. О проведении инвентаризации в условиях рыночных отношений.// Бухгалтерский учёт, 1990.–№ 12.
  9. Соловьёв А. А. Торговля. Материальная ответственность: Практическое пособие.–М.: Приор, 1997.–144 с.
  10. Тишков И. Е. Бухгалтерский учёт. Мн.: Высшая школа, 1996.

Информация о работе Инвентаризация товарно-материальных ценностей в различных отрослях