Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа
Что такое инвентаризация? В советском энциклопедическом словаре дано понятие инвентаризации, как периодической проверки наличия и состояния материальных ценностей (оборотных и основных фондов) в натуре, а также в денежных средствах.
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие инвентаризации имущества и финансовых обязательств 5
1.1. Значение инвентаризации и его виды 5
1.2. Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 12
1.2.1 Отражение результатов инвентаризации в учете. 25
1.2.2 Отражение излишков. 26
Отражение недостач. 28
2.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств 31
2.1. Общие правила проведения инвентаризации 31
2.2. Порядок проведения инвентаризации имущества. 35
2.2.1 Инвентаризация основных средств. 35
2.3. Порядок проведения инвентаризации финансовых обязательств. 38
2.3.1 Инвентаризация денежных средств. 38
2.3.2 Инвентаризация расчетов. 38
2.3.3 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. 39
2.4. Недостатки при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 40
Список использованной литературы 43
Обычно
для проведения инвентаризации в
организации создается
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Если объем работ велик и одной комиссии с ним не справиться, то создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.
До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организованы складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:
1)
осуществляется ли охрана
2)
заключены ли фактически и
правильно ли оформлены
3)
соответствуют ли должности
4)
созданы ли материально-
5)
оснащены ли места хранения
материальных ценностей
6) существует ли контроль над порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение;
7)
хранятся ли товарно-
8)
назначена ли приказом
Руководитель
организации должен обеспечить условия
для полной и точной проверки фактического
наличия имущества в
Бухгалтерия готовит инвентаризационные описи, не заполняя графу "По данным бухгалтерского учета", по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации, не менее чем в двух экземплярах.
Подготовленные
инвентаризационные описи раздаются
всем материально-ответственным
Материально-ответственное
лицо перед проведением
Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:
-
пломбирует помещения, в
- проверяет весы, мерную тару;
-
получает от материально-
Расписка
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально-ответственное(
______________________________
(должность)
______________________________
(должность)
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества.
Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально-ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.
Подготовительные мероприятия к проведению инвентаризации заключаются еще и в разработке внутренних нормативных документов - правил, инструкций, распоряжений и т.п., регламентирующих деятельность комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации.
В указанных внутренних документах необходимо отразить:
1)
конкретную методику
2)
соответствующие описания
3)
порядок получения
4)
порядок урегулирования
5)
типовые формы необходимых
Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все предоставленные приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)", что является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально-ответственных лиц.
Если материальные ценности хранятся на нескольких складах, необходимо, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно. Кроме того, должен быть обеспечен контроль поступления и выбытия материальных ценностей во время проведения инвентаризации. Если можно остановить приемку (выдачу) товарно-материальных ценностей на складах во время инвентаризации, это должно быть сделано.
Товарно-материальные
ценности, поступающие во время инвентаризации,
принимаются материально-
- дата поступления товаров;
- наименование поставщика;
-
дата и номер приходного
- наименование товара;
- количество товара;
- цена товара;
- сумма.
Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, на которую записаны эти ценности.
Если
инвентаризация длится долго, то в исключительных
случаях и только с письменного
разрешения руководителя и главного
бухгалтера организации в период
инвентаризации товарно-материальные
ценности могут отпускаться материально-
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".
Оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, по окончании работы инвентаризационной комиссии должны опечатываться.
Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В любом случае на дату проведения инвентаризации должно быть известно учетное количество и стоимость инвентаризуемых ценностей.
Как показывает практика, это условие зачастую не выполняется, что является грубым нарушением норм учета, поскольку позволяет манипулировать учетными регистрами, зная количество ценностей, имевшихся в наличии на дату проведения инвентаризации.
После проведения всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, т.е. их вещественная и документальная проверки.
Члены инвентаризационной комиссии в присутствии материально-ответственного лица (лиц) пересчитывают (взвешивают, обмеривают) имущество и составляют инвентаризационные описи.
Вещественная и документальная проверки осуществляются, как правило, сплошным методом, т.е. пересчитываются абсолютно все товары и ценности.
Это
процесс достаточно трудоемкий, но
действующие нормативные
определяется на основании данных об этих материальных ценностях по спецификации или маркировке, имеющейся на упаковке, а также на основании вкладных и счетов-фактур. При этом обязательно на выбор проверяется часть таких товарно-материальных ценностей.
Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными, показанными в спецификациях или маркировке поставщиков, рабочая инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия таких материальных ценностей.
Вес или объем навалочных материалов определяется по данным обмера с помощью технических расчетов.
В тех случаях, когда продукция в соответствии с обязательными правилами принимается от поставщиков по теоретическому весу или метражу, вещественная проверка такой продукции производится также по теоретическому весу или метражу.
При инвентаризации, например, оборудования, следует кроме наружного осмотра проверить наличие паспортов и инструкций по монтажу и эксплуатации, а также комплектность согласно паспорту; заводской номер и год выпуска, тип и номер оборудования, завод-изготовитель, номер ГОСТа указаны на бирках, прикрепляемых к оборудованию. Если оборудование поставляется без электродвигателей, это должно быть указано в паспортах.
При инвентаризации большого количества весовых товаров один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо раздельно ведут ведомости отвесов. В конце рабочего дня или по окончании взвешивания данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к результатам проверки.
После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем
основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации.
Формы
инвентаризационных описей и актов
инвентаризации утверждены Постановлением
Госкомстата России N 88 (табл. 2).
Таблица
2
Наименование документа | Номер формы |
Инвентаризационная опись основных средств | ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись нематериальных активов | ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | ИНВ-3 |
Акт
инвентаризации товарно-материальных
ценностей отгруженных |
ИНВ-4 |
Инвентаризационная
опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-5 |
Акт
инвентаризации товарно-материальных
ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | ИНВ-8 |
Инвентаризационная
опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-8а |
Акт
инвентаризации драгоценных камней
природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-9 |
Акт
инвентаризации незаконченных ремонтов
основных средств |
ИНВ-10 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов | ИНВ-11 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств | ИНВ-15 |
Инвентаризационная
опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-16 |
Акт
инвентаризации расчетов с покупателями,
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
ИНВ-17 |
Информация о работе Инвентаризация имущества и финансовых обязательств