Инвентаризация отдельных видов имуществ и финансовых обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы -изучение инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
· изучить понятие инвентаризации;
· охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
рассмотреть порядок проведения и документальное оформление

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации 4
.1. Понятие и цели инвентаризации 4
.2. Классификация инвентаризаций 6
.3. Инвентаризация отдельных видов имуществ и финансовых обязательств 7
Практическая часть 13
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовой по бух учету.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего              профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента, маркетинга  и организации производства

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

По дисциплине «Бухгалтерский учет»

 

Вариант №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил: ст.

                                                        

                                                                        Проверил: доц. Трунина В.Ф.

 

 

 

 

 

Волгоград 2012г.

Введение                 3

Глава 1. Понятие, виды и  сроки проведения инвентаризации        4

.1. Понятие и цели инвентаризации            4

.2. Классификация инвентаризаций            6

.3. Инвентаризация отдельных видов имуществ и финансовых обязательств                7

Практическая  часть                13

Заключение                 36

Список использованной литературы            37

 

 

Введение

имущество инвентаризация бухгалтерский учет

В этой курсовой работе рассматривается один из элементов  метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна и интересна , так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

Цель курсовой работы -изучение инвентаризации.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие  задачи:

· изучить понятие инвентаризации;

· охарактеризовать виды и цели инвентаризации;

рассмотреть порядок проведения и документальное оформление

Инвентаризация  лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера.

Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

В курсовой работе используются такие источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия.

 

 

Глава 1. Понятие, виды и  сроки проведения инвентаризации

 

1 Понятие  и цели

 

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля  за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Основным  способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими  указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов.

Количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества  и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные  инвентаризации проводятся:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов - раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене  материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных  бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

Основными целями инвентаризации являются:

. Проверка  правильности данных текущего  учета и выявление допущенных  ошибок.

. Отражение  неучтенных хозяйственных и финансовых  операций.

. Контроль  сохранности имущества.

. Контроль  за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

. Проверка  условий и порядка хранения  товаров.

. Выявление  залежавшихся, неходовых, устаревших  товаров.

. Проверка  соблюдения принципа материальной ответственности.

. Проверка  состояния учета и организация  движения товарных запасов.

. Проверка  отражения всех хозяйственных  операций в документах и в  бухгалтерском учете и т. д.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом  причин, основными из которых являются:

. Выявление  возможных ошибок в учете, которые  могут привести к серьезным  материальным потерям - штрафам  за сокрытие прибыли.

. Изменение  физических свойств товарно-материальных  ценностей. Некоторые материальные  ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

. Стихийные  бедствия, пожар, авария и т. д.

. Кражи, злоупотребления.

. Недоверие  к материально ответственному  лицу.

. Проведение  ревизий, аудиторских проверок.

. В случае  смены бригадира при бригадной  материальной ответственности.

. По требованию  судебно-следственных органов.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета - инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

 

1.2 Классификация  инвентаризаций

 

Самую подробную  классификацию дал бухгалтер  Пьетро д'Альвизе в 1934 году.

Он выделил  восемь классификационных оснований:

.по объему (полные, частичные);

. по принадлежности (имущество в организации и  вне ее);

. по цели (вступительные,  последующие, при передаче ценностей,  ликвидационные);

.по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту);

.по субъекту (ординарные - инициатива собственника;

. экстраординарные - инициатива внешних органов:  судебных, финансовых и т.п.);

. по использованию  данных (информативные и доказательные);

.по степени  агрегирования (дифференцированные, интегрированные);

.по форме  описи (устные, письменные, на механических  носителях);

.по способу  проведения.

 

1.3 Инвентаризация  незавершенного производства

 

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

• определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных  изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

• определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

• выявить  остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также  по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости  от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному  структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным  работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Инвентаризация  основных средств

При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации.

При выявлении  объектов, несвоевременно принятых к  учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Если комиссией  установлено, что расходы по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения

или уменьшения балансовой стоимости объекта и  занести в описи данные о произведенных  изменениях.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись (Приложение 7) с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.).

Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, которому передается один экземпляр описи.

Инвентаризация  нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

• наличие  надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);

• правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация  финансовых вложений

Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными  бумагами в документарной форме. При проверке фактического наличия  ценных бумаг устанавливается:

• правильность оформления ценных бумаг;

• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

• сохранность  ценных бумаг (путем сопоставления  данных о фактическом наличии  с данными бухгалтерского учета);

• своевременность  и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении в организации ценных бумаг их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств  в кассе, результаты инвентаризации финансовых вложений отражаются в описях ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Инвентаризация  ценных бумаг, сданных на хранение в  специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в  сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. Следует иметь в виду, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться.

Информация о работе Инвентаризация отдельных видов имуществ и финансовых обязательств