Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Что такое инвентаризация? В советском энциклопедическом словаре дано понятие инвентаризации, как периодической проверки наличия и состояния материальных ценностей (оборотных и основных фондов) в натуре, а также в денежных средствах.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие инвентаризации имущества и финансовых обязательств 5
1.1. Значение инвентаризации и его виды 5
1.2. Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 12
1.2.1 Отражение результатов инвентаризации в учете. 25
1.2.2 Отражение излишков. 26
Отражение недостач. 28
2.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств 31
2.1. Общие правила проведения инвентаризации 31
2.2. Порядок проведения инвентаризации имущества. 35
2.2.1 Инвентаризация основных средств. 35
2.3. Порядок проведения инвентаризации финансовых обязательств. 38
2.3.1 Инвентаризация денежных средств. 38
2.3.2 Инвентаризация расчетов. 38
2.3.3 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. 39
2.4. Недостатки при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 40
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

    Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера  подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    На  основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком  счете учитывалось недостающее  имущество, в бухгалтерском учете  

    32

    делаются записи по дебету счета 94 в корреспонденции со счетами их учета (например, 01, 10, 41, 43 и т.п.).

    Выявленные  недостачи отражаются в бухгалтерском  учете следующим образом:

    Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 41 - выявлены недостачи в пределах норм естественной убыли;

    Дебет 94 Кредит 41 - выявлены недостачи сверх  норм естественной убыли;

    Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты  по возмещению материального ущерба" Кредит 94 - сумма недостачи отнесена за счет виновного лица;

    Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 94 - в отсутствие виновных лиц сумма  недостачи отнесена на внереализационные  расходы организации.

2.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

   2.1. Общие правила проведения инвентаризации

   Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

   В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • председатель комиссии;
  • члены комиссии.

Отсутствие  хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

   До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссии получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

   Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

   Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

   Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее, чем в двух экземплярах.

   Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

  Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель  организации создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

   Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

  Инвентаризационные описи заполняются как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования  инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

   На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

    Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

   В описях не оставляют незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркивают.

   На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

   Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

   При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

   На имущество, находящееся на ответственном хранении или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

   Если инвентаризация имущества проводилась в течение нескольких дней, то помещения, где хранились материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи хранятся в ящике в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

   В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявляют об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет

проверку  указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

   Для оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства.

   По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводят с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

2.2. Порядок проведения инвентаризации имущества.

2.2.1 Инвентаризация основных средств.

   До начала инвентаризации проверяют:

а) наличие  и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие  и состояние технических паспортов  или другой технической документации;

   При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносят соответствующие исправления и уточнения.

   При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

   Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

      Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

   Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта.       Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

   Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты,  одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

      На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

   Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

  Инвентаризация товарно-материальных ценностей  проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении.

   При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

   Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

   Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

   Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

   При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

   Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

   Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

   Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносится по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Информация о работе Инвентаризация имущества и финансовых обязательств