"Директ-костинг" в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
2. Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Методологией исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная литература, а также материалы периодической печати по теме исследования.

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета
1.1. Роль и значение затрат в системе директ- костинг……………………..5
1.2. Система директ-костинг. Преимущества и недостатки……………….11
2. Применение системы директ-костинг……………………………………..21
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе директ-костинг
2.2. Директ-костинг и ценовая политика предприятия……………..…….24
2.3. Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения…………………...28
Заключение………………………………………………………………..….38
Список литературы…………………………………………………………..41
Практическая часть…………………………………………………………..43
Тесты ………………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсовая буу2010Итог.doc

— 535.00 Кб (Скачать)

     Результаты  выполненных расчетов сведены в  табл. 2 

      Таблица 2

     Оценка  себестоимости, прибыли  и запасов при учете переменных (метод директ-костинг) и полных затрат, руб. 

Показатели Учет переменных затрат Учет полных затрат
Себестоимость единицы продукции:  
 
 
 
  А 6,5 8,5
  Б 8,7 11,3
Оценка  запасов 195,0 255,0
Прибыль 85,0 145,0

 

     Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости (по продукции А — на 2 руб., по продукции Б — на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 60 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 – 195).

     Поэтому себестоимость реализованной продукции  оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета  переменных затрат на те же 60 руб. (145-85).

     Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

     В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл.3). 

     Таблица 3

     Отчет о прибылях и убытках (составлен  при использовании  метода директ-костинг)

№ строки          Показатели Сумма, руб.
1 Выручка от реализации продукции 400
2 Переменная  часть себестоимости реализованной  продукции 195
3 Маржинальный  доход (стр. 1 - стр. 2) 205
4 Постоянные  затраты 120
5 Операционная  прибыль (стр. 3 - стр. 4) 85

 

     В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 4).

       Таблица 4

     Отчет о прибылях и убытках (составлен  по результатам калькулирования  полной себестоимости  продукции)

   № строки           Показатели       Сумма, руб.
 1  Выручка от реализации продукции        400
 2  Себестоимость реализованной продукции  255
 3  Операционная  прибыль (стр. 1 - стр. 2)  145

 

 

    Заключение 

     Система директ-костинг представляет собой  систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

       Одним из ключевых показателей  системы директ-костинг является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы директ-костинг является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

       В качестве постоянных расходов  выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе директ-костинг по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

     С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.

     Система директ-костинг позволяет определять формы зависимости затрат от объемов  производства; получать информацию о  прибыльности или убыточности хозяйственной  деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.

     Одним из важных преимуществ использования  в учете системы директ-костинг  является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом  производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому  аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.

     С другой стороны, выявляя продукцию  с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

      1. Крылова Г.Д. Маркетинг: Учеб. / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова; МГИМО - Московский государственный институт международных отношений. М.: Магистр, 2009. 493 с.
      2. Широбоков В.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие для студентов по спец. "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008. 672 с.
      3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 432 с.
      4. Попова Л.В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: Учебное пособие // Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова. - М.: Дело и сервис, 2006. - 224 с.
      5. "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010, N 5 «ДИРЕКТ-КОСТИНГ И ПОЛИТИКА ЦЕН»
      6. Статья: Калькулирование издательской продукции (Авдеев В.В.) ("Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2010, N 2)
      7. Статья: Взаимосвязь управленческого и финансового учета (Воронова Е.Ю.) ("Аудиторские ведомости", 2009, N 11)
      8. Статья: Затраты на производство: отражение в учетной политике (Бычкова С.М., Макарова Н.Н.) ("Аудиторские ведомости", 2009, N 10)
      9. "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 9 «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»
      10. Статья: Расчет себестоимости (Кутырев Д.А.) ("Бухгалтер и закон", 2009, N 4)
      11. Статья: Использование управленческого анализа затрат в процессе принятия оперативных решений (Трясцина Н.Ю.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 4)
      12. Статья: Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли (Климова Н.В.) ("Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 1)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практическая  часть

    Задание  1

Исходные  данные:

    Суммарные (совокупные) издержки складываются из постоянных и переменных. Исходя из нижеприведенных данных определить:

  1. Совокупные издержки на весь объем производства и единицу продукции при условии изменения объема выпуска.
  2. Построить график поведения пропорциональных затрат (постоянных и переменных):
    1. на весь объем выпуска,
    2. на единицу продукции
  3. Определить точку безубыточности (поры прибыли) для предприятия при условии, что цена реализации единицы продукции составляет 80 д.е.
  4. Исходные данные и расчет совокупных издержек на весь объем производства и единицу продукции при условии изменения объема выпуска:
Объем выпуска Издержки  на весь выпуск Издержки  на ед. продукции
д.е./месяц д.е./месяц
шт/мес постоянные переменные совокупные постоянные переменные совокупные
200 20000 4000 24000 100,00 20 120,00
400 20000 8000 28000 50,00 20 70,00
600 20000 12000 32000 33,33 20 53,33
800 20000 16000 36000 25,00 20 45,00
1000 20000 20000 40000 20,00 20 40,00
1200 20000 24000 44000 16,67 20 36,67
1400 20000 28000 48000 14,29 20 34,29
1600 20000 32000 52000 12,50 20 32,50
1800 20000 36000 56000 11,11 20 31,11
2000 20000 40000 60000 10,00 20 30,00
2200 20000 44000 64000 9,09 20 29,09
2400 20000 48000 68000 8,33 20 28,33
2500 20000 50000 70000 8,00 20 28,00

Информация о работе "Директ-костинг" в системе управленческого учета