"Директ-костинг" в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
2. Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Методологией исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная литература, а также материалы периодической печати по теме исследования.

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета
1.1. Роль и значение затрат в системе директ- костинг……………………..5
1.2. Система директ-костинг. Преимущества и недостатки……………….11
2. Применение системы директ-костинг……………………………………..21
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе директ-костинг
2.2. Директ-костинг и ценовая политика предприятия……………..…….24
2.3. Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения…………………...28
Заключение………………………………………………………………..….38
Список литературы…………………………………………………………..41
Практическая часть…………………………………………………………..43
Тесты ………………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсовая буу2010Итог.doc

— 535.00 Кб (Скачать)

       Готовая продукция реализованной

       продукции

     

           Оценивается по неполной

           (переменной) себестоимости

     10,16,70,69,68,

      12,02 и др.

     

     

                                                                                                                                                                            Маржиальный

                      доход

           Сальдо – незавершенное  производство Сальдо – готовая продукция на

                 по неполной (переменной) складе по неполной (переменной)

           себестоимости на конец  отчетного себестоимости

           периода 

     Счет  25.2 «Общепроизводственные

     Постоянные  расходы»

     Счет 26 «Общехозяйственные

      расходы» 
 
 

           В конце отчетного  периода постоянные расходы списываются

       На себестоимость реализованной  продукции

                                                                                                                                                                  Сальдо -

                                                                                                                                                                 прибыль

                                                                                                                                                                  предприятия 

     Рис. 7 Порядок учетных  записей на счетах при учете затрат по системе директ-костинг.  

     Маржинальный  доход – это разница между  выручкой от продажи продукции и  ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные затраты организации. После вычитания  из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.  

    • Директ-костинг  и ценовая политика предприятия
 

     В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и  оказываемые услуги имеет особое значение.

     Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).

     Существует  несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход — назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой — использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий — использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

     В управленческом учете используют два  термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".

     Долгосрочный  нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

     Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских организаций, как правило, недооценивают значение данного показателя.

     Очень часто бывают ситуации, когда при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.

     Пример 2. Организация производит продукцию "А" и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные — 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. (35-7,9-21) за штуку.

     Производственная  мощность организации — 1 500 единиц изделия "А" в месяц. Фактический объем производства составляет 1 000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.

     Организация получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии изделия "А" в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.

     На  первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.

     В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные  расходы уже заложены в себестоимость  и участвуют в калькуляции  фактического объема производства (1 000 штук) изделия "А". Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.

     Таким образом, принимая решение в отношении  дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства единицы изделия "А", составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно организации, и каждое изделие продукции "А", реализованное в рамках дополнительного контракта, принесет организации дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27-21).

     Иногда  привлечение дополнительных заказов  может быть оправданно, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению.

     Такие управленческие решения разрушают  традиционные представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.

     Степень контроля за величиной переменных расходов различна в зависимости от объема продаж, что объясняется психологией менеджеров. Когда наблюдается бум, управляющие склонны наращивать объем производства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами. При снижении объема продаж обычно уменьшают отпускные цены и увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить ресурсы по более низким ценам.

     Постоянные  расходы не статичны от года к году. Они могут быть намеренно увеличены  для обеспечения более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изменения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах. Например, можно увеличить расходы по продаже, заменив реализацию через оптовиков на прямую, непосредственно на рынке. Эта комбинация дает возможность повысить отпускную цену. Может быть приобретено более современное оборудование с целью сокращения удельных переменных расходов. Но в некоторых случаях более мудрым будет решение о сокращении постоянных расходов, например замена розничной торговли на оптовую.

     После того как сделаны основные предложения  по изменениям в постоянных расходах, менеджер прогнозирует вызванные этим предложением изменения прибыли  и удельной маржи. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение  затрат и периодически определяет точку перелома.

     Постоянные  расходы являются константой только по отношению к данному уровню деятельности и в данный период времени. Организации редко достигают 100%-ного использования мощностей, поэтому, когда планируются радикальные изменения объема, многие постоянные расходы приводят к "непредвиденным потерям" в результате управленческих действий. Удар, нанесенный постоянным расходам, снижает критическую точку и дает возможность организации выдержать большое снижение объема, прежде чем появятся убытки.

     Уровень маржинального дохода часто помогает менеджерам решать, какую продукцию  протолкнуть, а какую нет, или  терпеть ее, потому что выручка  от ее продажи способствует реализации другой продукции.

     Маржинальный  доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства (продукции). В пределах краткосрочного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает мгновенно, если используется маржинальный подход. При традиционном подходе трудно получить релевантную информацию, но менеджер может быть введен в заблуждение себестоимостью единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов.

     Маржинальный  доход может быть использован при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Обычно высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации.

     Когда ожидаемая прибыль согласована, определение ее размера может  быть быстро обеспечено подсчетом числа единиц, которые необходимо продать. Эти вычисления легко сделать, разделив сумму постоянных расходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.

     Решения часто принимаются для того, чтобы  выявить, использование каких материалов или машин наиболее выгодно может обеспечить максимально высокую прибыль. Маржинальный подход представляет данные для выявления продукции, дающей наибольший маржинальный доход.

     Сторонники  этого подхода утверждают, что  исчисление себестоимости на этой основе позволяет менеджерам лучше понять взаимное поведение затрат, объема, цены, прибыли и быть более мудрыми в политике цен. В конечном итоге максимальная цена устанавливается спросом. Минимальная временная цена иногда устанавливается на основе величины переменных расходов и необходимости реализации.

     Дополнительные  производственные мощности могут оказаться  бесполезными. При решении вопроса  о выпуске продукции необязательно  отдавать предпочтение более рентабельной.  

    • Калькулирование себестоимости в  отечественном учете  по системе директ-костинг  и целесообразность её применения
 

     Вопросом, требующим самостоятельной постановки и решения, является вопрос о том, на каких по размерам организациях более целесообразно организовывать учет по системе директ - костинг.

     Не  проводя специальных исследований, можно сделать некоторые выводы о границах применения элементов  директ - костинга в конкретных условиях российской экономики.

     Выделим два преимущества директ - костинга: снижение трудоемкости, упрощение учета и посредством иного подхода к калькулированию – дополнительные аналитические возможности.

     Первая  особенность обеспечивает реальные преимущества в организации учета  в малых организациях.

     Вторая  особенность, которая, по сути дела, при практической реализации директ - костинга как бы исключает первую, - это создание самостоятельной системы управленческого учета, что необходимо в условиях рынка, как показывает западная практика, на средних и крупных, со сложной структурой, крупносерийным или массовым типом производства организациях, то есть создание внутренней системы управления себестоимостью, что само по себе достаточно дорого и под силу только мощным и с финансовой точки зрения устойчивым организациям.

     Такие системы в условиях рыночных отношений не функционируют без элементов и подходов директ-костинга.

     В наше время зачастую одна и та же организация занимается различными видами деятельности, и эти виды деятельности облагаются налогом на прибыль по неодинаковым ставкам. Эти  организации не могут применять вариант отнесения общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции, а должны в конце отчетного периода распределять эти расходы пропорционально объему выручки от каждого вида деятельности.

Информация о работе "Директ-костинг" в системе управленческого учета