"Директ-костинг" в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
2. Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Методологией исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная литература, а также материалы периодической печати по теме исследования.

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета
1.1. Роль и значение затрат в системе директ- костинг……………………..5
1.2. Система директ-костинг. Преимущества и недостатки……………….11
2. Применение системы директ-костинг……………………………………..21
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе директ-костинг
2.2. Директ-костинг и ценовая политика предприятия……………..…….24
2.3. Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения…………………...28
Заключение………………………………………………………………..….38
Список литературы…………………………………………………………..41
Практическая часть…………………………………………………………..43
Тесты ………………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсовая буу2010Итог.doc

— 535.00 Кб (Скачать)

     К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции или оказанием услуг, т.е. это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и т.д.

     Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных расходов и расходов на продажу.

     Основные  затраты чаще всего выступают  в виде прямых затрат, а накладные — косвенных, но они не являются тождественными.

     Группировка затрат на основные и накладные необходима при организации учета по системе директ-костинг. Кроме того, одни и те же затраты, в зависимости от их роли в процессе изготовления продукции, могут выступать в качестве основных, а по способу включения в себестоимость отдельных видов изделий в условиях одновременного производства из одного исходного материала нескольких видов изделий — в качестве косвенных.

     В зарубежной литературе основные затраты называются затратами на продукт (product cost), а накладные — затратами периода (period cost). Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования организации как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

     Такая группировка затрат редко встречается  в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и  широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой, т.к. получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношения объемов производства, цен и себестоимости продукции.

     Производственные  затраты включают в себя:

     - прямые материальные затраты;

     - прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;

     - потери от брака;

     - производственные накладные расходы.

     Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

     Важное  значение в системе учета директ-костинг имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.

     Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

     К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

     К постоянным относят затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.

     Разделение  затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации. 

    • Система директ-костинг. Преимущества и недостатки
 

     Директ-костинг  это система управленческого  учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости  от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.

       Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации  расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость  продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

     По  переменным расходам оцениваются также  остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

     При системе директ-костинг схема построения отчетов о доходах и расходах многоступенчатая (табл. 1). В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

     Таблица 1

     Многоступенчатый  отчет о доходах  и расходах

№ п/п Наименование  показателей Значение
1 Выручка от реализации продукции (В)

                  

В  = 1000
2 Переменные  затраты (ПЗ)    ПЗ  = 600
3 Маржинальный  доход (МД) МД = В – ПЗ = 400
4 Постоянные  расходы (ПР) ПР  =200
5 Прибыль (П)

 

П = М – ПР = 200

 

     Отчет о доходах и расходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по организации, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.

     Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно  изучать взаимосвязи и взаимозависимости  между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено при помощи графика (рис. 1).

     Три главные линии показывают зависимость  переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.

     Точка К называется точкой критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

      Затраты, доход

                                                                                       

                                                                                            К      прибыль 

                                  переменные   выручка от реализации

                                                     полная с/с

                             убыток

                                                                 

                                    

                                                  Объем продукции                 

          

       Рис.1 Взаимосвязь между объемом производства, затратами и прибылью.

     Этот  график и многочисленные его модификации используются при анализе и принятии управленческих решении.

     Из  определения точки критического объема производства (К) выводится формула:

     К = Зпост / МД изд,                     (1)

     где Зпост - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;

     МД  изд – величина маржинального  дохода на единицу продукции (разница  между ценой реализации изделия  и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).

     Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

     Система директ-костинг заостряет внимание руководства организации на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.

     За  счет сокращения статей себестоимости  упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и  контроль условно-постоянных, накладных  расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли организации.

     Основное  достоинство системы директ-костинг в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.

     С учетом по системе директ-костинг также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

     Имея  учетные данные об ограниченной себестоимости  и маржинальном доходе по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.

     Еще одно важное достоинство системы  – это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные затраты – лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.

     Организация управленческого учета по системе директ-костинг связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:

     - возникают трудности при разделении  расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много;

Информация о работе "Директ-костинг" в системе управленческого учета