Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
2. Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Методологией исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная литература, а также материалы периодической печати по теме исследования.
Введение……………….…………………………………………………………3
1. Система директ-костинг как элемент управленческого учета
1.1. Роль и значение затрат в системе директ- костинг……………………..5
1.2. Система директ-костинг. Преимущества и недостатки……………….11
2. Применение системы директ-костинг……………………………………..21
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе директ-костинг
2.2. Директ-костинг и ценовая политика предприятия……………..…….24
2.3. Калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения…………………...28
Заключение………………………………………………………………..….38
Список литературы…………………………………………………………..41
Практическая часть…………………………………………………………..43
Тесты ………………………………………………………………………….60
- противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
- ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;
-
необходимо в ценах,
обеспечивать покрытие всех издержек организации.
- значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;
-
несоответствие (вследствие той
же причины) размера
-
несовпадение результатов
-
нерешённость проблемы
- сложность в определении номенклатуры элементов калькулирования или деления расходов на переменные и постоянные.
При системе директ-костинг не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из основных целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по системе директ-костинг. В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие.
Пример 1. В связи с введением позаказного метода учета затрат и разделением затрат на производственные (счет 20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отнесения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 90 «Продажи», минуя косвенное их распределение на счете 20 по заказам. В этом случае на счете 20 числятся только прямые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полиграфические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно — пропорционально тиражу издания) (рис. 2).
Учтенные на счете 20 суммарные прямые (переменные) затраты, отнесенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.
Рис. 2 Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от тиража
Рис.
3 Переменные затраты
на один экземпляр издания
Эта себестоимость ограничивает снизу цену реализации, так как любая продажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (рис. 3).
Периодические затраты, не связанные напрямую с издательским процессом (затраты будут существовать и без наличия производственного процесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-телеграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. 4).
Постоянные
затраты показывают минимальный
уровень суммы маржинального дохода,
который необходим издательству для безубыточной
работы. Если сумма маржинального дохода
(разница между ценой реализации и себестоимостью
по переменным затратам, умноженная на
количество реализованных экземпляров)
меньше суммы постоянных затрат издательства,
то финансовый результат от выпуска продукции
— убытки, если больше — прибыль.
Рис.
4. Зависимость постоянных
затрат от тиража издания
Если
поделить общую сумму постоянных
затрат на количество реализованных экземпляров,
то получим долю постоянных затрат в общей
фактической себестоимости одного экземпляра
издания.
Рис.
5 Зависимость удельных
затрат от тиража издания
Как
видно из рисунка 5, зависимость постоянных
затрат на один экземпляр обратно пропорциональна
тиражу издания. Сложив себестоимость
одного экземпляра по переменным и по
постоянным затратам, можно получить фактическую
себестоимость реализованной продукции.
По экономическому смыслу — это минимальная
цена реализации, необходимая для безубыточной
работы издательства. На практике, поскольку
часть тиража реализуется по подписке,
к этой сумме добавляется сумма коммерческих
расходов на экспедирование, пересылку
и распространение подписных экземпляров.
Они также являются переменными расходами,
так как зависят от тарифов на обработку
одного подписного экземпляра.
Рис.
6 Зависимость себестоимости
подписных экземпляров
от тиража
Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземпляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную величину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестоимость подписных экземпляров (рис. 6).
Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализации издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней постоянную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.
В связи с тем что у большинства периодических изданий часть продукции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по периодам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.
Таким образом, использование метода директ-костинг в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:
- минимальную цену реализации розничной продукции;
- минимальную цену реализации продукции по подписке;
- минимальную цену для безубыточной работы
- точку безубыточности по тиражу
-
финансовые показатели деятельности издательства
и т.д.
Систему учета директ-костинг организация имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой.
Этот вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как отмечалось, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 "Общепроизводственные расходы".
К счету 25 создаются два субсчета:
25.1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25.2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25.1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25.2 закрывается счетом 90 «Продажи».
В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся на счета 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а в части сбытовых расходов — на счете 44 "Расходы на продажу". В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 "Расходы на продажу" и организация учета этих затрат на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Суммы
фактической себестоимости
Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".
Порядок
учетных записей на счетах при
учете затрат по системе директ-костинг
проиллюстрирован на рисунке 7. Необходимо
обратить внимание на то, что остатки незавершенного
производства и готовой продукции, т.е.
запасы, оцениваются в этом случае по неполной
(переменной) себестоимости.
Счет 20 «Основное производство» Счет 43 «Готовая продукция»
Счет 23 «Вспомогательное производство»
Сальдо –
Производство по неполной
(переменной) себестоимости
на начало периода
Счета
10,16,70,69
«Продажи»
Счет 90
Счет 25.1 «Общепроизводственные Неполная (переменная)
переменные расходы»
Информация о работе "Директ-костинг" в системе управленческого учета