Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Торговые предприятия занимают важную роль в экономике любой страны, исполняя роль посредников между производителями товарно–материальных ценностей и их потребителями - физическими и юридическими лицами. Как любое коммерческое предприятие, организации торговли стремятся получать максимальную прибыль от своей деятельности, а прибыль они получают вследствие реализации товаров. Таким образом процесс процесс реализации товаров – ключевой этап деятельности всех торговых организаций, и источник его прибыли. Таким образом, выбранная автором тема курсовой работы является актуальной при рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта в торговле.
– 90/4 «Акцизы» – учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданных товаров;– 90/5 «Экспортные пошлины» – применяют организации-плательщики экспортных пошлин для учета сумм экспортных пошлин;
–
90/9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен
для выявления финансового
Записи по всем субсчетам, кроме 90/9 «Прибыль/убыток от продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления совокупного дебетового и кредитового оборотов определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц, который относится на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж») закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Для правильного исчисления объема оборота в торговле за отчетный период большое значение имеет факт признания выручки в бухгалтерском учете.
Статьей 167 НК РФ определены даты реализации товаров (работ, услуг) (Приложение 4.)
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
Для
признания в бухгалтерском
При
составлении бухгалтерских
Предприятия оптовой торговли при отгрузке товаров и для предъявления расчетных документов на продажную стоимость товаров (включая НДС, и др. налоги), отгруженных покупателю, составляют бухгалтерские записи:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Начисление в бюджет НДС, акцизов по подакцизным товарам:
Д-т 90 «Продажи», субсчета: «НДС», «Акцизы»,
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчета: «НДС», «Акцизы».
Списание
покупательной стоимости
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»,
К-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складе».
Поступление денежных средств от покупателя за проданные товары:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Результат от продажи товаров за отчетный месяц формируется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС» и др. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка». Этот результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».На сумму полученной прибыли:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»,
К-т 99 «Прибыли и убытки».
На сумму полученного убытка:
Д-т 99 «Прибыли и убытки»,
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж».
Продажа товаров может быть осуществлена на основе товарообменного договора. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. В этом случае составляют следующие бухгалтерские записи:
При получении товара:
Д-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складе»,
Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При передаче товара на обмен:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Начислен НДС:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «НДС»,
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС».
Списание себестоимости переданных на обмен товаров:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»,
К-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складе».
Погашение взаимной задолженности:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Зачтен НДС:
Д-т «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»,
К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Расчет с покупателями ведется и в случае оптовой торговли (безналичный расчет) и в случае розничной (наличный расчет через кассу).
Так,
если при реализации товаров продавец
выдает покупателю кассовый или товарный
чек или иной документ, подтверждающий
оплату товара (например, эксплуатационную
или гарантийную документацию на
товар, в которой сделана отметка
об оплате), то такая реализация признается
розничной торговлей. В соответствии со
статьей 5 Федерального закона "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт" (о
ККТ) от 22.05.2003 N 54-ФЗ, организации (за исключением
кредитных организаций) и индивидуальные
предприниматели, применяющие контрольно-кассовую
технику, обязаны выдавать покупателям
(клиентам) при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в момент оплаты отпечатанные
контрольно-кассовой техникой кассовые
чеки. Аналогичное требование содержится
и в пункте 27 письма Роскомторга от 17 марта
1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы
предприятия розничной торговли и основных
требованиях к работе мелкорозничной
торговой сети". А именно, предприятие
обязано выдавать покупателю вместе с
покупкой отпечатанный контрольно-кассовой
машиной чек за покупку, подтверждающий
исполнение обязательств по договору
купли-продажи между покупателем и данным
предприятием.
Проще говоря, кассовый чек предприятие
обязано выдавать покупателю в любом случае,
вне зависимости, является покупатель
физическим или юридическим лицом.
Что касается товарного чека, то, как правило,
физическому лицу данный документ не нужен.
Исключения указаны в пункте 27 письма
Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О
примерных правилах работы предприятия
розничной торговли и основных требованиях
к работе мелкорозничной торговой сети".
А именно, при продаже технически сложных
товаров и других непродовольственных
товаров, которые в случае выхода из строя
в период гарантийного срока могут быть
возвращены в магазин, покупателю выписывается
товарный чек с указанием в нем названия
(номера) магазина, наименования и сорта
(артикула) изделия, цены, даты продажи
и фамилии продавца. Товарный чек выписывается
в двух экземплярах, один из которых передается
покупателю. В техническом паспорте на
изделие также проставляется дата и год
продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Для юридического же лица товарный чек
необходим для проведения затрат на покупку
по бухгалтерии. То есть, юридическому
лицу, наряду с кассовым чеком, по требованию
выписывается и товарный чек. На основании
пункта 3 статьи 2 Федерального закона
№ 54-ФЗ организации и ИП в силу специфики
своей деятельности либо особенностей
своего местонахождения могут производить
наличные денежные расчеты без применения
ККТ при осуществлении торговли на рынках,
ярмарках, выставочных комплексах, а также
на других территориях, отведенных для
торговли. Вместе с тем, осуществление
торговли в магазинах, павильонах, киосках,
палатках, автолавках, автомагазинах,
автофургонах, помещениях контейнерного
типа и других, аналогично обустроенных
и обеспечивающих показ и сохранность
товара торговых местах, находящихся на
указанных территориях, отведенных для
торговли, не освобождает организации
и ИП от обязанности применять при наличных
денежных расчетах ККТ.
Таким образом, право на осуществление торговли без применения ККТ поставлено Федеральным законом № 54-ФЗ от 22.05.2003 в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара и не предусматривает иных оснований для неприменения ККТ.
Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме № 03-01-15/7-187 от 20.08.2010г: Минфин РФ в своем письме 03–11–09/216 от 18.06.2009 поясняет, что в целях применения ЕНВД розничной торговлей признается реализация товаров как юридическим, так и физическим лицам по договорам розничной купли-продажи за безналичный и наличный расчет для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, например, не для последующей перепродажи и т. п.
При
этом, товарный и кассовый чеки служат
документами, подтверждающими факт
заключения договора розничной купли-продажи
товара за наличный расчет. Вместе с тем,
оплата за приобретенные товары физическими,
юридическими лицами и ИП по договорам
розничной купли-продажи может осуществляться
в безналичном порядке платежными поручениями,
аккредитивами, чеками и инкассовыми поручениями.
К иным документам, подтверждающим оплату
товара, может быть отнесена эксплуатационная
документация на товар, гарантийная документация,
в которой сделана отметка об оплате. Если
товары реализуются по договорам поставки
и в рамках иных аналогичных договоров,
то на уплату ЕНВД такая деятельность
не переводится.
Бухгалтерский учет при реализации за наличный расчет производится следующим образом.
При продаже
товаров в кредит с покупателей
в пользу магазина взимаются
проценты с суммы предоставляемого кредита,
размер которых
устанавливается магазином с учетом действующих
процентных ставок за
банковские кредиты. Расчеты с покупателями
за товары, проданные в кредит, можно учитывать
на специально вводимом счете 62-4 "Расчеты
за товары, проданные в
кредит".
Бухгалтерский учет операций и расчетов
по продаже товаров в кредит
ведется по моменту отпуска товаров, при
этом в товарооборот включается
вся стоимость списанных товаров. Сумма
первоначального взноса приходуется в
кассу (так же как последующие), а оставшаяся
часть стоимости товара (задолженность)
учитывается по счету 62, что отражается
проводкой:
Дт 50 "Касса"
Дт 62-4 "Расчеты за товары, проданные
в кредит" Кт 90 "Продажи".
Уплаченные за рассрочку платежа покупателями
проценты у торговой организации отражаются
по-разному в зависимости от использования
предприятием кредитов банка на эти цели.
Так, когда организация торговли получает
кредит в банке, то поступление денег от
покупателя отражается проводкой:
Дт 50 "Касса"
Дт 51 "Расчетные счета"Кт 44 "Расходы
на продажу".
Когда торговое предприятие не использует
кредиты для реализации товаров
с рассрочкой платежа, тогда полученные
от покупателя проценты
зачисляются в доходы бухгалтерской записью:
Дт 50 "Касса"
Дт 51 "Расчетные счета" Кт 99 "Прибыли
и убытки".
Стоимость реализованных товаров списывается
на счет реализации в обычном
порядке проводкой:
Дт 90 "Продажи". Кт 41-1 "Товары в
розничной торговле".
При использовании в учете продажных цен
составляется также корреспонденция красным
сторно на сумму торговой наценки по товарам,
проданным в кредит:
Дт 46 90 "Продажи". Кт 42 "Торговая
наценка ".
Если в целях реализации товаров, например, заключаются договоры, в которых определяются ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов за поставляемые товары, а также оформляются и передаются покупателям накладные, счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая деятельность относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли. К сфере оптовой торговли относится и деятельность по реализации товаров на основе договоров поставки, а также муниципальных контрактов, содержащих признаки договора поставки. Следовательно, такая деятельность облагается налогами в установленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
При приобретении товаров организацией в оптовой торговой организации должна применяться товарная накладная по форме ТОРГ-12, установленная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается у организации-продавца, а второй экземпляр передается Вашей организации. Кладовщик отпускает товары со склада на основании накладной и доверенности, выписанной на имя покупателя. Товарная накладная является первичным учетным документом для списания себестоимости проданных товаров у поставщика. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для принятия к учету данных ценностей по покупной стоимости. На товарной накладной ставится печать организации-продавца. А покупатель должен поставить печать в том случае, если его представитель получил товар без доверенности. Если отгрузку товара производил поставщик, то вместо накладной ТОРГ-12 следует оформлять товарно-транспортную накладную при перевозке автотранспортом, железнодорожную накладную - при перевозке по железной дороге, авианакладную - при перевозке авиатранспортом и т.п.
Если при реализации со склада учетной политикой оптовой организации предусмотрен момент реализации товаров по их отгрузке и предъявлению покупателям расчетных документов к оплате, то делают следующие учетные записи:
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
К-т сч. 90 "Продажи", субсч. 1 "Выручка"
отгружены товары покупателям по продажной стоимости;