Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Торговые предприятия занимают важную роль в экономике любой страны, исполняя роль посредников между производителями товарно–материальных ценностей и их потребителями - физическими и юридическими лицами. Как любое коммерческое предприятие, организации торговли стремятся получать максимальную прибыль от своей деятельности, а прибыль они получают вследствие реализации товаров. Таким образом процесс процесс реализации товаров – ключевой этап деятельности всех торговых организаций, и источник его прибыли. Таким образом, выбранная автором тема курсовой работы является актуальной при рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта в торговле.
Если магазин применяет специальный налоговый режим и "входной" НДС включается в стоимость приобретения товара, продажная цена мягкой игрушки "Ежик" получается равной 153,40 руб. (118 руб. + 118 руб. х 30%). Тогда торговая наценка составляет 35,40 руб. (153,40 - 118).
Второй
вариант: приказом руководителя устанавливается
конечная цена конкретного товара,
по которой этот товар реализуется.
В момент признания в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров в розницу их стоимость, по которой они учтены на счете 41, списывается в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж" (Инструкция по применению Плана счетов). Товары списываются по продажным ценам, поскольку при начислении торговой наценки (Дебет 41 Кредит 42) на счете 41 товары были учтены именно по этим ценам. Способы оценки (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ) в данном случае не применяются (п. 16 ПБУ 5/01). На это в свое время обратил внимание и Минфин (Письмо от 09.09.2005 N 03-11-04/2/75).Такой порядок списания реализованных товаров (по продажным, а не по покупным ценам) не соответствует, как отмечено в п. 12.2.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, экономической сущности счета 90. Поэтому возникает необходимость проведения корректировки дебетового оборота по этому счету на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. В связи с этим одновременно с проводкой Дебет 90-2 Кредит 41 методом красного сторно делается запись по кредиту счета 42 в корреспонденции с дебетом счета 90, субсчет 90-2 на сумму торговой наценки по проданным товарам. Данная сумма является валовым доходом торговой организации. О том, как ее определить, изложено в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Согласно пп. 12.1.3 п. 12.1 данных рекомендаций валовой доход от реализации товаров, принимаемых к учету по продажным ценам, определяется расчетным путем. С этой целью используется один из следующих способов расчета:
- по общему товарообороту;
- по ассортименту товарооборота;
- по среднему проценту;
-
по ассортименту остатка
Определение валового дохода по общему товарообороту. [24, С. 124] При этом способе валовой доход от продажи товаров рассчитывается по формуле (1):
где Т – общий товарооборот; РН – расчетная торговая наценка.
В свою очередь, расчетная торговая наценка определяется по следующей формуле (2):
где ТН – торговая наценка, %.
Пример. Торговая наценка – 22%, общий товарооборот – 6 540 000 руб.
Расчетная
торговая наценка (РН) =
.
Валовой доход (ВД) =
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый размер торговой наценки. Если ее размер в течение отчетного периода изменился, то объем товарооборота определяют отдельно по периодам применения разных размеров торговой наценки.
Определение валового дохода по ассортименту товарооборота.
Валовой доход в этом случае определяется:
где Тi – товарооборот по группам товаров; РН – расчетная торговая наценка по группам товаров.
Определение валового дохода по ассортименту остатка товаров. Валовой доход (ВД) определяется по формуле (4):
где ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода); ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием понимается документированный расход: возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т. п.; ТНк – торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на конец отчетного периода).
В свою очередь:
где ОК – остаток товаров на конец отчетного периода по группам товаров (сальдо по счету 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на конец отчетного периода).
Остатки товаров по наименованиям следует определять на основании инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
Пример. Остаток на конец отчетного периода: обуви – 132 000 руб.; белья – 95 000 руб.; пальто – 168 000 руб. Расчетные торговые наценки см. из предыдущего примера. Торговая наценка: по всем товаром на начало отчетного периода – 95 654 руб.; на поступившие товары – 138 070 руб. Торговая наценка на возврат товаров, потери товара и пр. отсутствует.
.
Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров достаточно точен. Однако его недостатком является необходимость проведения инвентаризации товаров на конец отчетного периода, что не всегда возможно.
Определение валового дохода по среднему проценту. Наибольшее распространение на практике получил способ расчета валового дохода по среднему проценту.
Валовой доход рассчитывается по формуле (6):
где Пср – средний процент валового дохода.
В свою очередь:
Пример. Товарооборот – 4 640 000 руб. Остаток товаров на конец отчетного периода – 2 940 000 руб. Торговая наценка: по всем товарам на начало отчетного периода – 720 500 руб.; на поступившие товары – 924 000 руб.; на возврат товаров, потери товара и пр. – 86 000 руб.
,
Способ расчета валового дохода по среднему проценту является простым и может применяться в любой организации.
Как отмечалось выше при учете товаров по продажным ценам и по дебету (списание товаров), и по кредиту (выручка от продажи) счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость товаров. Поэтому в конце отчетного периода производится корректировка дебетового оборота по доведению его до покупной стоимости проданных товаров путем уменьшения первоначального дебетового оборота на сумму торговой наценки, относящейся к проданным товарам. После составления расчета торговых наценок (одним из вышеназванных способов) корректировка дебетового оборота счета 90 «Продажи» производится сторнировочной записью:
Д-т счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»,
К-т счета 42 «Торговая наценка» – на сумму торговой наценки по расчету.
Организации розничной торговли могут продавать товары населению в кредит. В кредит продают товары гражданам, постоянно работающим в населенном пункте, где находится торговая организация.
Оформление продажи товаров в кредит производится по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 [7,п.1,ст.6]. Продажа товаров в кредит производится на основании справки для покупки товаров в кредит унифицированной формы № КР-1.(Приложение5)
Справка составляется в одном экземпляре администрацией организации по месту работы граждан, желающих оформить покупку товаров в кредит. Справка представляется покупателем в организацию торговли, предоставляющей кредит на покупку товаров длительного пользования.
Бланки справок должны иметь типографскую нумерацию и подлежат хранению и учету как бланки строгой отчетности.
Руководители и главные бухгалтеры несут персональную ответственность за нарушение порядка хранения, выдачи и учета справок для покупки товаров в кредит.
При покупке товаров в кредит покупатель заполняет в двух экземплярах поручение-обязательство по форме КР-2(Приложение 5). Первый экземпляр пересылается организации где работает покупатель, второй остается в торговой организации. Когда работник, имеющий задолженность по поручению-обязательству, увольняется, организация должна удержать из суммы окончательного расчета непогашенную задолженность в полном размере. Если заработка не хватает, то организация возвращает не полностью исполненное поручение-обязательство торговой организации вместе со справкой об увольнении.
Расчеты с покупателями за товары, проданные в кредит, можно учитывать на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на субсчете 4 «Расчеты за товары, проданные за кредит».
Бухгалтерский учет операций и расчетов по продаже товаров в кредит ведется по моменту отпуска товаров, при этом в товарооборот включается вся стоимость списанных товаров.
На стоимость выручки по отпущенным товарам составляются бухгалтерские записи:
Д-т 50 «Касса»,
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит»,
К-т 90 «Продажи».
На сумму полученных процентов от покупателя:
Д-т 50 «Касса»,
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
На стоимость проданных товаров:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»,
К-т 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле».
При
использовании в учете
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка»,
К-т
42 «Торговая наценка».
Розничные магазины используют различные формы продаж по дисконтным картам [10, С. 240]:
-
дисконтные карты раздают во
время проведения рекламной
-
дисконтные карты выдают
- дисконтные карты выдаются на приобретение товаров определенной фирмы.
Предоставление скидки по дисконтной карте - это уменьшение продажной (розничной) цены товара.
Бухгалтерский учет продажи товаров предприятия оптовой торговли осуществляют на счете 90 «Продажи».По кредиту счета 90 «Продажи» отражается общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам (товарооборот), по дебету – стоимость реализованных товаров, расходы на продажу и налоги (НДС, акцизы и др.).
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:
–
90/1 «Выручка» – учитывается
– 90/2 «Себестоимость продаж» – учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90/1 «Продажи» признана выручка, т. е. стоимость товаров по покупным ценам; расходы на продажу;– 90/3 «Налог на добавленную стоимость» – учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателей;