Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Торговые предприятия занимают важную роль в экономике любой страны, исполняя роль посредников между производителями товарно–материальных ценностей и их потребителями - физическими и юридическими лицами. Как любое коммерческое предприятие, организации торговли стремятся получать максимальную прибыль от своей деятельности, а прибыль они получают вследствие реализации товаров. Таким образом процесс процесс реализации товаров – ключевой этап деятельности всех торговых организаций, и источник его прибыли. Таким образом, выбранная автором тема курсовой работы является актуальной при рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта в торговле.
Гребнев А.И. освещая данную тему, пишет: «Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров (работ, услуг) представляют собой их фактическую себестоимость под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров» [26, С. 158].
В
каждой сфере бизнеса и
Итак, издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности [25, С. 199].
Основным видом деятельности торгового предприятия является организация обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения.
Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия – это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.
Номенклатура издержек обращения представляет собой совокупность издержек в разрезе отдельных статей. Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания номенклатура статей издержек обращения определена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат и включает следующие статьи издержек обращения:
Предприятие для собственных нужд может сократить (объединив отдельные статьи) или расширить (выделив из прочих расходов отдельные статьи) номенклатуру статей издержек обращения. Перечень расходов, которые могут быть отнесены на ту или иную статью издержек обращения, определяется отраслевыми методическими рекомендациями.Не относятся к издержкам обращения затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.
Торговые организации учитывают расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы торговой организации, если организация ведет только торговую деятельность.
При этом с данным счетом корреспондируют следующие счета в зависимости от произведенных расходов:
К-т 02 «Амортизация основных средств», К-т 05 «Амортизация нематериальных активов» – начисляется амортизация по основным средствам, нематериальным активам;
К-т 04 «Нематериальные активы» – списание стоимости нематериальных активов, по которым амортизация не накапливается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
К-т 10 «Материалы» – списываются материалы;
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму услуг (коммунальных, транспортных, по охране объектов, информационно-консультационных и т. д.);
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисляются налоги (на землю, транспортный);
К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начисляется Единый социальный налог на оплату труда;
К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начисляется заработная плата административному, торговому и др. персоналу;
К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – списываются командировочные, представительские и др. расходы по авансовым отчетам сотрудников;
К-т
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
– списываются недостачи
К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» – создаются резервы на ремонт, на оплату отпусков;
К-т 97 «Расходы будущих периодов» – списываются данные расходы при наступлении отчетного периода.
Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части проданных товаров в конце отчетного периода бухгалтерской записью:
Д-т 90 «Продажи»,
К-т 44 «Расходы на продажу».
Однако на счете 44 «Расходы на продажу» торговые организации могут оставлять остаток транспортных расходов, падающих на остаток товарных запасов на конец отчетного периода.
Расчет транспортных расходов на остаток товаров производят по формуле: [22, С.49]
То = Ск тов + (Сн расх + Трасх) : (Ск тов + Тоб)
где То – сумма транспортных расходов на остаток товаров; Ск тов – конечное сальдо на счету «Товары»; Сн расх – сумма транспортных расходов на начало месяца; Трасх – транспортные расходы за месяц; Тоб – оборот по кредиту счета «Продажи».
Пример.
Сумма сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» на начало месяца составила 30 000 руб. Транспортные расходы за текущий месяц – 70 000 руб. Расходы на продажу за месяц – 520 000 руб. Сальдо конечное по счету 41 «Товары» – 130 000 руб. Товарооборот за месяц (кредитовый оборот по счету 90 «Продажи») – 1 920 000 руб. Определим сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на конец месяца:
130 000 · (30 000 + 70 000) : (130 000 + 1 920 000) = 6341.
Определим сумму расходов на продажу товаров, списываемых в отчетном месяце:
30 000 + 520 000 – 6341 = 543 659.
При списании сумм транспортных расходов следует иметь в виду, что эти расходы могут быть включены торговой организацией в стоимость приобретенных товаров, если это предусмотрено учетной политикой, а также стоимость транспортных работ по доставке товаров собственным транспортом может учитываться на счете 23 «Вспомогательные производства», с последующим списанием их на счет 44 «Расходы на продажу».
Аналитический
учет расходов на продажу торговые организации
ведут в ведомостях, где каждой отдельной
статье отводится специальная графа. Учет
также ведется по структурным подразделениям,
а внутри них по статье расходов. В Приложении
3 годовому отчету также дается расшифровка
статей расходов согласно приказу Минфина
России «О формах бухгалтерской отчетности
организации»от 22 июля 2003 г. № 67-н
2.2. Инвентаризация
товаров в организациях торговли
Приобретенные организацией товары при хранении могут быть утрачены по различным причинам. В результате образуются потери, которые могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Потери подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Ненормированные потери обычно связаны с порчей товаров при хранении, хищениями, стихийными бедствиями. Независимо от вида потери товаров выявляются только при проведении инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13. 06. 1995 № 49.
Выявленные при инвентаризации потери и недостачи товаров отражаются в бухгалтерском учете согласно п. 3 ст. 12 федерального закона от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29. 07. 1998 г. № 34 Н. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ) регистрируется в книге контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, бухгалтер и другие специалисты. Проверка фактического наличия товаров производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Фактическое количество товаров при инвентаризации определяют путем подсчета. При этом руководитель организации создает условия, обеспечивающие полную точную проверку наличия товаров в установленные сроки, обеспечивает комиссию грузчиками для перемещения товаров.Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18. 08. 1998 г. № 88.9(Приложение 7)
Распоряжение о проведении инвентаризации оформляется на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в журнале контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).
Сведения о фактическом наличии товаров записываются в описи по форме ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей».
Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица.Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т. д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете.
Если комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет товаров и записать их в инвентаризационную опись, то используется форма ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык».Заполняется она в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы ИНВ-2 переносят в опись формы ИНВ-3.
Если у организации есть товары, которые приняты на ответственное хранение, то по ним составляют отдельную опись по форме ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».
На находящиеся в пути товары заполняется отдельная форма – «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма ИНВ-6).В этих и иных аналогичных ситуациях на отгруженные, но не реализованные товары оформляют «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных» по форме ИНВ-4.Следует также иметь в виду, что на товары, срок оплаты по которым еще не наступил, и товары, не оплаченные в срок покупателями, инвентаризационная комиссия поставщика составляет отдельные описи по форме ИНВ-4, а в графе «Примечание» для товаров, которые не оплачены в срок, записывает наименование покупателя.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационные ведомости заполняются как с использование ПК, так и ручным способом. Вручную они заполняются чернилами и шариковой ручкой четко, без помарок и подчисток. На каждой странице указываются прописью число порядковых номеров товаров и общие итоговые показатели количества и стоимости.
Не
допускается оставлять